Художник, который воспел тверскую землю.
В нашем регионе творили многие выдающиеся художники, среди которых тверичанин Вячеслав Шумилов. Он родился в областном центре в 1931 году. Вячеславу Фёдоровичу исполнилось 10 лет, когда началась Великая Отечественная война. Вячеслав Шумилов помнил отряды ополченцев на улицах города, первые бомбежки, помнит то горькое чувство, когда враг захватил Калинин. Когда Вячеслава Фёдоровича спросили про главное событие в его судьбе, неудивительно, что художник ответил: «Самым высоким потрясением в моей творческой жизни была и остаётся Победа». Отсюда его полотна «Возвращение», «Жди меня», «9 мая. Однополчане», «Вернулся», «Подвиг священника», «1941 год. Партизаны», «Светлая память».
Во время оккупации Шумилов находился в Удомле, там, где родилась его мать. Именно здесь его дед, чтобы занять мальчика, стал учить его рисовать. Как он сам рассказывал, первые картины создавал на клочках плотной упаковочной бумаги, в которой продавались спички. Вячеслав Шумилов учился в художественно-ремесленном училище при Конаковском фаянсовом заводе имени Калинина, затем окончил Московское художественное училище памяти восстания 1905 года. Молодому художнику оказал поддержку Сергей Герасимов. Его чем-то покорил небольшой этюд Шумилова «Лесной ручей».
Надо сказать, что вся жизнь художника была связана с родными местами – с Тверью, с «Академической дачей». Именно в Доме творчества имени Репина («академичка») он сформировался как творец. На «Академическую дачу» Вячеслав Шумилов приезжал весной и уезжал осенью. Здесь написаны многие его произведения, здесь началась его дружба со многими известными творцами той поры. Портреты, пейзажи, натюрморты Шумилова… Мы видим пейзажи Байкала, Северного Кавказа, Средней Азии, даже Финляндии и США. Однако, в первую очередь, его, конечно, привлекали наши тверские просторы. «Весна. Берёзки», «Последний сарай», «Снег идёт», «Апрельский день», «Зимний дворик», «Первая зелень», «Радостный март». Всё это столь близкие и для художника, и для тверского зрителя места.
Шумилов создал и полотна о войне, и цикл работ, посвящённых Пушкину в Тверском крае. И, конечно же, нельзя не вспомнить о созданных им натюрмортах. Именно в этом жанре художник выявил себя наиболее ярко. «Натюрморт с верстаком», «Осенние заботы». «Натюрморт с морошкой». «Натюрморт с клюквой», «Хлеб и хмель», «Тверской квас». Без этих картин уже трудно представить нашу российскую живопись. В 1991 году Вячеславу Шумилову присвоили звание Народный художник СССР.
Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Вячеслав Фёдорович был прекрасным рассказчиком. Тем более, ему было, что вспомнить. Он оставил несколько интереснейших книг, написанных с отменным юмором. «На стене жилого дома в Калинине напротив филармонии вешают плакат из 4-х составных. Работает кран-люлька, работяги повесили два фрагмента… Выхожу из дома – рядом толпа и хохот. Сюжет простой: огромная семёрка олицетворяет семилетку в действии – фабрики, заводы, пашни и т.д. Текст: «Сегодня в плане, завтра в жизни!». Повесили два фрагмента, читается «Сегодня в п, а завтра в ж».
Надо сказать, что художники, да и прочие творческие люди, скупы на похвалу своему собрату. Однако для Вячеслава Шумилова многие сделали исключение. Хочется привести слова народного художника СССР Юрия Кугача: «Вячеслав Фёдорович Шумилов – красивый русский человек, остроумный, общительный и доброжелательный. Эти человеческие качества и составляют основу его таланта. Его искусство доброе и жизнелюбивое, понятно и близко людям. Он знает, что нет ничего прекрасней жизни, и он своим искусством даёт возможность увидеть и понять красоту мира, в котором мы живём. Его картины внешне скромны, но сердечны и правдивы и поэтому близки нам – зрителям».
Не менее ценил Вячеслава Шумилова и народный художник СССР Ефрем Зверьков: «Через всё своё творчество Шумилов пронёс любовь к тверскому краю с его неповторимым своеобразием, воплощённым в пейзажах Поволжья, портретов земляков, образах старинных городов. Свежесть впечатления в картинах, большая профессиональная культура исполнения, сделали искусство Шумилова заметным явлением, он удивительно органично вписывается в содружество талантливых мастеров своего времени».