Приветствую Вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! На этот раз мы всё же ещё немного задержимся на улице Марата, остановившись на углу с Боровой улицей. Здесь меня заинтересовал дом с башенкой, имеющий двойную нумерацию: по улице Марата его номер 55, а по Боровой улице номер 5.
Дом был возведён в 1896 году по проекту известного академика архитектуры, русского француза-Павла Юльевича Сюзора.
Портрет Павла Юльевича Сюзора.
Фасад данного 5-ти этажного дома решён в стиле эклектики. Лицевое здание составлено из трёх частей: боковые лицевые постройки сходятся у круглой формы ризалита, увенчанного башней.
Выглядит сие решение очень массивно! Осмотр фасада начнём с центральной части строения.
Площадь фасада на уровне 1-го и 2-го этажей рустована. Помещения 1-го этажа были спроектированы для устройства торговли или контор.
Роскошные современные двери, оформленные в восточном стиле, ведут в ресторан.
Перейдём к осмотру третьего этажа. Именно здесь располагалась квартира домовладельца.
В 1977 году дом подвергся капитальному ремонту.
Оригинальное балконное ограждение, к сожалению, не сохранилось. Но и типовое советское выглядит неплохо.
Именно на уровне 3-го этажа ризалит украшен богаче, чем на других этажах.
Над балконной дверью, в пространстве под прямым сандриком, размещена дата постройки дома. Над сандриком сидят купидоны, держащие в руках картуш.
До капитального ремонта балкон был каменным с массивными балясинами.
Нижняя часть гладких круглых полуколонн, украшена растительным орнаментом, горящими факелами, и табличкой с инициалами "Р.Г." - Родион Гробов!
Гладкие круглые полуколонны, устроенные в простенках между оконными проёмами, высотой в два с половиной этажа, визуально как бы поддерживают антаблемент с башенкой.
Оконные проёмы четвёртого этажа забраны наличниками, а пространство сверху оформлено прямыми сандриками на небольших консолях. Лавровые фестоны расположены между оконными проёмами и сандриками.
Перейдём к осмотру фасада ризалита на уровне последнего, пятого этажа.
Оконные проёмы здесь так же по краю оформлены наличниками, а сверху декорированы кронштейном с развевающимися лентами. Полуколонны сверху завершаются капителями коринфского ордера.
Пространство под башенкой опоясано, снизу вверх, дентикульным и ионическим карнизами, а также множеством консолей с акантами.
Ризалит сверху увенчан массивной башней.
Дом в этом районе является доминантой. Проходя мимо, обязательно скользнёшь взглядом по его стенам.
Переведём взгляд с ризалита, на один из лицевых корпусов, например, по улице Марата. Здесь находится один из двух парадных входов.
Так выглядели подлинные входные двери на снимке 1955 года.
Часть оригинальной фрамуги сохранилась до сих пор.
Опять же, фасад первых двух этажей рустован. Сами панели оформлены штукатуркой под «дикий» камень.
Ближайшие к ризалиту оконные проёмы, на уровне третьего этажа, объединены парами.
Смотрится здорово. Подоконное пространство на уровне третьего этажа украшено кувшиноподобными балясинами, а сверху окна объединены сандриками, с мутулами. По бокам окна зажаты гладкими безордерными пилястрами. Центральный простенок декорирован рельефными изображениями: львиная маска, горящий факел, раковина, бутоны лавра и аканты.
Переведём взгляд на ближайшие к ризалиту окна на уровне четвёртого этажа.
Здесь окна по бокам ограждены ионическими пилястрами. Пространство сверху, между окнами и сандриком, оформлено венками-фестонами. Из рельефных изображений в центральном простенке можно рассмотреть тирс, лавровый венок и листья.
На уровне пятого этажа, парные окна декорированы небольшим псевдобалконом с балясинами.
Решение, пришедшее к нам из стиля классицизм.
Оставшаяся часть фасада оформлена также добротно.
Простенки между окнами второго этажа рустованы.
Второй и третий этажи визуально разделены карнизом с кирпичиками-мутулами.
Перейдём к осмотру убранства третьего этажа. Как и писал ранее, он украшен богаче остальных.
Над оконными проёмами устроены массивные лучковые сандрики, внутри которых между пальмовых ветвей устроен лик бога торговли Гермеса, в петазе-шлеме с крыльями.
Очень красиво смотрится!
Осмотрим фасад четвёртого этажа.
Оконные проёмы здесь по краю облицованы широкими наличниками, а сверху- прямыми сандриками, с фестонами в их внутреннем пространстве.
Один из проёмов четвёртого этажа ближе для осмотра.
Осталось осмотреть фасад последнего, пятого этажа.
Декор здесь скромнее, чем на нижних этажах. Оконные наличники, окна в верхней части соединены между собой планкой плоского карниза.
Один из оконных проёмов пятого этажа.
Также стоит обязательно упомянуть, что по краям обоих угловых зданий, на уровне 3-го и 4-го этажей из фасада выделены эркеры.
Эркеры на уровне 5-го этажа, завершаются балконами.
До капитального ремонта здания, ограждения балконов были каменными.
Этот дом - один из интереснейших образцов эклектики.
Осмотрев здание снаружи, заглянем в его внутренний двор.
Воротная арка спроектирована со стороны Боровой улицы.
Ворота красивые, с изящными кованными элементами, но современные.
Вид из арки в сторону улицы.
Ниша своей формой напоминает оконный проём.
Так же сохранились подпятники, на которые навешивались ворота.
Один из подпятников ближе.
Двустворчатые ворота до революции спрятаны в арке, как бы утоплены.
Проходим во внутренний двор.
Дворовые фасады оформлены гладкой штукатуркой.
Вид в сторону проездной арки.
Интересно, что это были за ниши, в которых сегодня устроены оконные проёмы.
Арка, ведущая во второй двор.
Вид на дворовые постройки на заднем дворе.
Обратите внимание на старую 2-х этажную постройку, выбивающуюся из общей стилистики.
Вид на двор снизу вверх.
Изучив изнутри двор, выходим на улицу.
Дом снаружи осмотрен, переходим к самому интересному - знакомству с историей участка.
Территория, ограниченная Разъезжей, Боровой, Марата, Социалистической улицами, в конце 18-го века, когда-то была одним большим владением.
Постройки располагались на углу Разъезжей и Боровой улиц. Обратите внимание на рынок, чья территория уже имела треугольную форму. А ещё на территории нашего участка был разбит небольшой сад.
В четверть процентной ведомости Санкт-Петербурга на 1804 год, владельцами указываются наследники купца Фёдора Сидорова.
В справочнике за 1809 год, купцы владеют двумя участками земли, находящимися по соседству, через дорогу, друг от друга.
Справочник 1822 года.
Два Сидоровских участка.
План Санкт-Петербурга на 1828 год рассказывает нам, что огромная территория купцов Сидоровых всё так же используется в виде огородов.
На первую треть 19-го века постройки на участке все, кроме одной - деревянные. В глубине участка сад до сих пор разбит.
План 1849 года. История домовладения довольно скучная, так как вплоть до 1893-го года, почти 100 лет, семейство Сидоровых являлось единственными хозяевами.
На 1849 год купчиха Сидорова Марья Васильевна указана домовладелицей.
Справочник 1854-го года.
План 1858-го года. На территории будто и ручей какой-то протекает.
Справочник 1862-го года.
Справочник 1869-го года.
Справочник 1875-го года.
План 1883-го года. Часть территории со стороны современных улиц Марата и Социалистической уже продана следующим владельцам. А интересующий нас угол Боровой улицы с Марата всё ещё находился в составе огорода.
Справочник 1888-го года. В последней четверти 19-го века Сидоровы начинают распродавать оставшуюся часть пустующей территории.
Справочник 1891-го года.
Наконец в 1893-м году нужный нам участок приобретёт купец Фёдор Иванович Смирнов.
1893 год. Торговый дом "Братья Смирновы и компаньоны" владели салотопенным производством.
На 1893-ий год Смирнов Фёдор Иванович владеет Санкт-Петербургским кровяным альбуминовым заводом.
Смирновы были известной купеческой старообрядческой семьей. Семейное дело, мясную торговлю, основал в 1871 году купец 2-й гильдии старообрядец Иван Кондратьевич Смирнов. Он владел мясной лавкой в доме жительства на Разъезжей улице, в доме 45.
С 1880 года самостоятельной коммерческой деятельностью занимался один из его сыновей - Фёдор Иванович Смирнов, купец 1-й гильдии с 1884 года. Он вёл торговлю быками на Скотопригонном дворе на Московском проспекте, д. 67), а также содержал мясные лавки на Ямском рынке. Фёдор Иванович Смирнов имел в совместной собственности с братьями и сестрами дом № 113 на бывшем Забалканском, нынешнем Московском проспекте.
К 1895-му году в собственности купца Смирнова находилось 8 участков.
В 1895-ом году участок со старыми постройками приобрёт купец 2-ой гильдии Гробов Родион Степанович. К сожалению, неизвестно, какие постройки стояли на участке.
В справочнике 1895-го года Родион Степанович проживает в доме 22 на бывшей Ивановской, ныне Социалистической улице и указывает себя подрядчиком.
Купеческая книга на 1896 год. 38-ми летний купец 2-ой гильдии проживает со своей семьёй на Псковской улице, а также состоит церковным старостой Адмиралтейского собора.
Вид на ту часть здания Адмиралтейства, в которой располагается и по сей день церковь, превращённая в советские года в актовый зал.
Главная лестница церкви.
Алтарь в главном приделе.
Как я писал ранее, дом был возведён в 1896 году по проекту архитектора Павла Юльевича Сюзора.
Стоит упомянуть, что супруга Родиона Степановича Гробова - Анастасия Ивановна, в девичестве носила фамилию Верещагиной, но также указана Ворониной, являлась родной сестрой известного кровельного мастера Александра Ивановича Верещагина, принимавшего участие в строительстве дома компании "Зингер". Вероятнее всего, башня, венчающая дом Гробовых, была возведена кровельным подрядчиком Верещагиным.
Родион Степанович Гробов скончался в 1899 году в возрасте 42 лет и был похоронен на Волковском православном кладбище.
Обнаружил в Книге прихода денежных средств за погребения на Волковском православном кладбище на 1899 год следующую запись: При погребении 20 октября СПб купца Родиона Степановича Гробова отпетаго в церкви Спиридония получено на украшение церкви пятнадцать руб.
После смерти мужа, Анастасия Ивановна, на завещанные Родионом Степановичем деньги, вместе с братом Александром Ивановичем Верещагиным, построит богадельню и приют в Ярославской губернии.
А также найден устав богадельни имени Р.С. Гробова.
Найдём на карте церковь Святого Феодора Стратилата.
Яндекс-панорама. Церковь только возрождается. Вроде бы и службы проводятся, но не часто.
Церковь святого Феодора Стратилата недалеко от деревни Старово. Фото церкви взяты из сети Интернет.
Где-то неподалёку от церкви находились приют и богадельня. Фото церкви взяты из сети Интернет.
Анастасия Ивановна Гробова после смерти Родиона Степановича появляется в списках членов Ярославского Благотворительного общества(пожизненный член). С 1901 года информацию о её пожертвованиях можно найти в ежегодных отчетах общества (по 1913 год). В 1901 году Анастасия Ивановна вместе со своим братом Александром Ивановичем Верещагиным инициировала и спонсировала постройку и содержание "Богадельни имени Родиона Стефановича Гробова" на его собственных землях, находящихся в Даниловском уезде в приходе церкви во имя святого Федора-Стратилата.
Следующим и последним домовладельцем, начиная с 1899-го года указан князь Семён Семёнович Абамелек-Лазарев со своей сестрой графиней Елизаветой Семёновной Олсуфьевой.
План двора.
Портреты князя Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева. К сожалению, не удалось обнаружить портрета графини Олсуфьевой.
В сентябре 1916-го года Семён Семёнович Абамелек-Лазарев скончается в возрасте 58 лет.
На 1917-й год в помещениях первого этажа молочная и мучная торговли.
Молочную торговлю в доме содержал купец Фёдор Иванович Иванов.
Простенькая история у участка, но насколько сильная история семьи Родиона Степановича Гробова, умершего в 42 года от рака желудка.
Пришло время заглянуть в парадные.
Сначала заглянем в парадную, размещённую со стороны Боровой улицы.
Она расположена справа от проездной арки.
Открываем железную дверь и заходим в тамбур.
Удивительно, что он неплохо сохранился и в наше время.
Деревянные филенчатые панели.
Из тамбура проходим в вестибюль.
Одна из филёнок даже расстеклована.
Старинная цементная плитка под ногами в тамбуре и вестибюле.
Вид на тамбур со стороны вестибюля.
Потолки сводчатые.
А стены парадной поделены на панели.
Общий вид на парадный вестибюль.
В связи с проведением капитального ремонта, количество и расположение квартир было изменено.
Если пройти в этот узкий коридор, то слева обнаруживается лифт.
Направляемся к лестнице, ведущей на верхние этажи.
Частично сохранились чугунные лестничные ограждения.
Чугунные пилон и балясины.
Изящные ограждения.
За глухими железными дверями скрывается лестница, ведущая к ещё одной квартире.
Оконный проём выходит во внутренний двор.
Плитка на всех лестничных площадках оригинальная, дореволюционная.
К сожалению, никакого декора, настенного или потолочного в парадной не сохранилось.
Голые стены и лестничные ограждения уже советского периода.
Квартирная площадка.
В общем, всё едино на всех этажах, так что поднимаемся сразу на пятый этаж. Но обязательно заглянем в эту угловую часть.
Вид с этой небольшой площадки в основной объём парадного вестибюля.
Даже межтажная площадка фигурной формы.
Поднимаемся на верхний, пятый этаж.
Оконный проём от пола до потолка, во весь рост.
Вид на двор из окна последнего этажа.
В общем, обнаружить тайну последнего этажа не удалось. Всему виной капитальный ремонт.... Шутка, конечно.
Поднимемся ещё выше.
Интересно было бы побывать в какой-нибудь квартире этого прекрасного дома.
Осмотрев главную парадную лестницу, спускаемся вниз и выходим на улицу.
Со стороны улицы Марата располагается вторая парадная. Заглянем и в неё.
Заходим внутрь.
Тамбурная входная группа также как и в первой парадной - подлинная.
Проходим в вестибюль.
Эта парадная чуть скромнее по размерам, но более уютная и даже с частично сохранившимся декором стен и потолка.
Стена поделены на панели.
По периметру потолок украшен кирпичиками-мутулами.
Этой парадной требуется косметический ремонт.
Видны протечки.
Вид в сторону входа.
По советской лестнице поднимаемся на верхние этажи.
Поднимаемся на второй этаж.
Перильные ограждения все советского времени.
Так как декоративное убранство на всех этажах отсутствует, поднимемся на последний, пятый этаж.
Вид из узкого окошка во двор.
Спускаемся вниз.
В парадной темновато, из-за того, что в советское время в месте оконных проёмов был смонтирован лифт.
Мы, хоть и кратко, но осмотрели и эту лестницу.
Настало время заканчивать данный пост.
Очень вас благодарю, дорогие подписчики и гости моего канала, за интерес к истории и архитектуре Санкт-Петербурга.
Следующим в очереди будет видеоролик.
Друзья, ставьте лайки, оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на мой канал. Также, если вы желаете помочь финансово, то можете отправить любую удобную сумму на одну из моих карт банков.
До новой встречи!!!