Найти тему

Евросоюз движется самоубийственным курсом

Политика элит Старого Света противоречит подлинным национальным интересам народов континентальной Европы.

В Евросоюзе прошли выборы в Европарламент. Во многих ведущих европейских странах голосование было протестным. Как скажется это на политике ЕС, следует ли ожидать изменений в её приоритетах? На эти и другие вопросы в интервью «Красной звезде» отвечает известный политолог доктор политических наук Александр ГУСЕВ.

Александр ГУСЕВ
Александр ГУСЕВ

– Александр Анатольевич, только что прошли выборы в Европарламент. Как вы оцениваете их итоги?
– Прошедшие выборы в Европарламент – это в целом знаковое событие, хотя я бы не назвал их судьбоносными, как считают некоторые европейские аналитики. Дело в том, что Европарламент как таковой – это не более чем имитация законодательной власти. Он не является полноценным парламентом, так как лишён права законодательной инициативы, то есть права самостоятельно предлагать и разрабатывать европейские правовые нормы. Его резолюции не являются обязательными к исполнению даже для институтов Евросоюза.
А посему Европарламент, по сути, не оказывает существенного влияния на механизмы принятия решений в Брюсселе, которые сосредоточены в руках Еврокомиссии. Назначение же главы Еврокомиссии, согласно базовым документам ЕС, осуществляется решением саммита глав государств Евросоюза по итогам закрытых консультаций, хотя итоги голосования, безусловно, учитываются. Так или иначе выборы в Европарламент выступают свидетельством настроений народных масс, их отношения к проводимой Евросоюзом политики. И это не могут не принимать в расчёт правящие круги.
– И что же показали прошедшие выборы?
– Прежде всего следует отметить, что в них приняли участие 373 миллиона избирателей из более чем 500 миллионов жителей в 27 странах. Это говорит о серьёзной явке и о том, что выборы не стали формальностью для большинства населения ЕС, уставшего от социально-экономических проблем европейского сообщества. Удивительно другое: в Брюсселе трактуют выборы с оптимизмом, полагая, что европейцы показали свою активность, единство… С чем, однако, не могу согласиться. Я бы, скорее всего, назвал это раздраем в обществе, несогласием с политикой своих государств и Евросоюза в целом.
Основу нового Европарламента составят две партии. Прежде всего это правоцентристская Европейская народная партия (ЕНП), поддерживающая нынешнего председателя Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен. ЕНП получила 184 из 720 мест. В прежнем составе, избранном в 2019 году, у неё было 176 мандатов. Второй столп Европарламента – Партия прогрессивного альянса социалистов и демократов, набравшая в июне этого года 139 мест (было 137).
Довольно удачно выступили крайне правые из фракции «Идентичность и демократия» и правые из фракции «Консерваторы и реформисты», которые получили в общей сложности 133 места.
В настроениях европейцев в большинстве стран произошёл отчасти правый поворот. Собственно говоря, это и прогнозировалось. После выборов я беседовал с европейскими экспертами, и они в один голос заявляют, что прогнозы оправдались и что в депутатских кругах Европарламента оказалось гораздо больше евроскептиков от партий правого толка. Хотя политические круги с евроатлантической ориентацией и сохранили доминирующие позиции.
Естественно, результаты выборов были обусловлены прежде всего внутренними проблемами, раздирающими Европу, такими как иммиграция и рабочие места. Однако в повестке дня, несомненно, присутствует и вопрос безопасности на фоне украинского конфликта. В Европе всё больше растёт влияние тех политиков, которые скептически настроены к Украине, к её киевскому режиму. Ощущается усталость от военного напряжения и растёт понимание того, что построить надёжную систему безопасности на Евразийском континенте невозможно без России. Продолжать тратить многие миллиарды евро на поддержку Зеленского желающих всё меньше.
– Нельзя не видеть, что наибольшее поражение потерпели правящие партии в Германии и Франции, то есть стран, занимающих лидирующие позиции в затягивании украинского конфликта…
– Совершенно верно. В Европе уже заговорили, что сокрушительное поражений партий Макрона, Шольца и Бербок является прямым ответом народов Франции и Германии на проамериканскую политику этих политиков. Если взять ФРГ, то там победу одержал консервативный блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов, который получил 29 мандатов в Европарламент. Серьёз­но укрепила позиции партия «Альтернатива для Германии», выступая за политическое урегулирование на Украине и восстановление экономических связей с Россией.
А вот партия канцлера ФРГ Олафа Шольца, СДПГ, спустилась на третью позицию: из 96 немецких мандатов в Европарламент у неё теперь лишь 15 мест. Ещё хуже результаты у других партий правящей коалиции – у зелёных и свободных демократов. Газета «Юнге вельт» в связи с этим напоминает о заявлениях лидера зелёных Анналены Бербок насчёт «разрушения России» и что «Россия должна научиться проигрывать, как Германия в 1945 году». По мнению «Юнге вельт», такими формулировками немецкие политики ставят себя в глупое положение.
– Во Франции Эммануэль Макрон после поражения своей партии уже распустил парламент и назначил досрочные выборы…
– Он сделал это, потому что «Национальное объединение» во главе с новым молодым лидером Жорданом Барделлой одержало на выборах убедительную победу, получив свыше 34 процентов голосов, что почти в 2,5 раза больше, чем у партии Макрона, набравшей всего 14,4 процента.
Причём такой исход выборов во Франции был вполне прогнозируемым, так как Макрон всё больше теряет поддержку среди населения из-за своей социальной политики, а также из-за того, что авантюрно втягивает страну в прямое участие в украинском конфликте. Его заявления о том, что он готов послать французские войска на Украину, вызвали панику среди французов. Непонятно, правда, кого он собирался отправлять на поле боя, принимая во внимание нынешнее состояние французских сухопутных войск, но это тема отдельного разговора…
Принимая решение о роспуске парламента, Макрон назвал его «серьёз­ным и тяжеловесным», так как не может смириться с тем фактом, что «крайне правые партии прогрессируют повсюду на континенте». При этом выразил уверенность, что «французский народ сделает лучший выбор для себя и будущих поколений».
Но даже в самой Франции расценили решение Макрона как огромную авантюру: его партия может понести ещё больше потерь. Тем более что основатель «Национального объединения» Марин Ле Пен заявила, что её партия готова не только прийти к власти, если французский народ доверит ей на предстоящих выборах, но и поставить страну на ноги.
Однако большинство аналитиков прогнозируют, что «Национальное объединение» может победить на выборах, но вряд ли получит достаточно мандатов, чтобы иметь большинство. А это означает, что следующее Национальное собрание может оказаться ещё более бесполезным и неэффективным, чем нынешнее.
– Какие можно ожидать изменения в политике Евро­союза?
– Изменения, конечно, будут, но не столь серьёзные и радикальные, как этого ожидает большинство европейцев. На таких ключевых направлениях, как противостояние с Россией, приём новых членов в ЕС, милитаризация экономики, зелёный энергетический переход, всё останется по-прежнему.
Европарламент, как я уже говорил выше, мало определяет политику Евросоюза. Политический курс ЕС формирует евробюрократия, а на неё выборы практически не оказали какого-либо влияния. Урсулу фон дер Ляйен выдвинут на второй срок в качестве председателя Европейской комиссии. Она уже заявила, что постарается сделать максимум возможного, чтобы военная поддержка Украине только росла. Политические элиты Старого Света (не без давления со стороны США и Великобритании) пока продолжают делать ставку на стратегическое поражение России и навязывание нам мира на условиях коллективного Запада. Эта ставка, конечно, ошибочна и противоречит подлинным национальным интересам народов континентальной Европы. Но это политическая реальность. Прошедшая 15–16 июня в швейцарском городке Бюргеншток конференция по Украине ещё раз показала, что Евросоюз продолжает двигаться самоубийственным курсом.

Олег ФАЛИЧЕВ, «Красная звезда»