Найти тему
Антикварный салон

Антиквариат или хлам?

    В детстве, когда мы играли на чердаке или открывали Бабушкин шифоньер, нам открывался целый мир сокровищ: деревянный гребень, резная шкатулка, сундук с блестящим замком..А может это, действительно, были ценные вещи ? Давайте разбираться… 

      Стиль и ФОРМА

Первейший и, возможно, наиболее существенный момент, который нужно

иметь в виду при датировке предмета, это его форма или внешний вид.

   Веяния моды в этом отношении всегда оказывали значительное воздействие наряду с политическими, философскими и технологическими факторами. На протяжении всего периода, мы видим постоянное изменение вкусов: от чрезмерной декоративности к более строгим, аскетичным формам. Эта схема осложнялась возрождениями различных стилей - занятием, особенно популярным в XIX веке. Неоклассицизм и "Движение искусств и ремесел" являлись своего рода философской реакцией на сознательный эстетический декаданс рококо и модные веяния середины XIX века соответственно. Неоклассицизм был навеян архитектурной строгостью и изяществом Древней Греции и Рима и обуславливался пристрастиями богатых дилетантов из Северной Европы, посещавших античные руины во время своих "больших вояжей". Та роль, государственная политика играла в создании стилей прошлых веков, можно видеть на примере эпохи барокко, когда французский король Людовик XIV делал заказы художникам и архитекторам с определенной целью - обеспечить в области изобразительного искусства исключительное положение его государства и двора. 

    Связь стиля с военными успехами особенно заметна в начале ХІХ века. Влияние Египетского похода Наполеона на французских мастеров можно проследить в иконографии и использовании таких материалов, как порфир. В Англии победа Нельсона в Трафальгарской битве вдохновила изготовителей кресел на создание саблеобразных ножек и элементов спинки в форме витого каната. Между доминирующими архитектурными формами и мебелью определенного периода всегда есть прямая связь. Самые яркие примеры - неоклассический стиль конца ХVІІІ – начала ХІХ века, стиль ар нуво, "Движение искусств и ремесел" и все ХХ столетие.

      Благодаря техническому прогрессу и потребностям быстро растущего среднего класса ассортимент предметов материальной культуры резко увеличился, и в большинстве случаев специфических черт изделия достаточно для того, чтобы довольно точно определить время его появления. Например, шкатулки для зубочисток, которые являлись изящным личным аксессуаром вплоть до конца XVIII века, вышли из употребления с появлением зубных щеток.Другой пример: чай был очень дорог в XVIII и в начале XIX века, а потому цена на чайную посуду также была высока. Однако с расширением торговли с Индией цены на чай снизились, и заварочные чайники и прочая утварь стали довольно скромным по стилю и форме.

Многих механических изделий, вроде музыкальных шкатулок и фотокамер, не было до XIX века, а такие предметы, как карманные зажигалки, появились только в XX столетии. 

УКРАШЕНИЯ И ОРНАМЕНТ

Вторым методом определения даты изготовления изделия является изучение элементов декора и орнамента. Различные исторические стили всегда узнаваемы. Так, выпуклые зубцы на корпусе комода в сочетании с другими приметами могут указывать на американский Чиппендейл. Покрывающие мебель мотивы цветка или бутона на вытянутом стебле позволяют распознать стиль ар нуво. Существует связь между видами орнамента в различных изделиях и в архитектуре. Но она может лишь намекать на определенный период. В разные века мотивы искусства восточных стран пользовались большой популярностью. Связь Голландии, Португалии и Англии с Дальним Востоком оказала заметное влияние на декор XVII - XVIII веков, как прямо - через импорт фарфора и изделий из лака, так и косвенно - в виде стиля шинуазри, особенно В период рококо. Так, развитие техники папье-маше в конце XVIII века и ее популярность в XIX во многом обязаны внешнему сходству с восточными изделиями лаковой миниатюры. Такие детали, как форма ножки кресла или ножки бокала, являются самыми наглядными приметами происхождения и времени изготовления предмета, и становятся более запоминающимися при сопоставлении. Балясины зачастую отличают изделия ХѴІІІ века, тогда как классическая колонна характерна для конца XVIII и начала XIX века. Асимметричность форм и деталей в большинстве случаев говорит о времени рококо или же об ар-нуво.

   К примеру : шкаф в стиле Шинуазри ХХ века. Хорошо стает в интерьер любого стиля сочетается как склассической так и современной стилистикой. Выступает как акцент притягивающий внимание за счет яркой и объемной декорацией в виде панно с использованием резьбы по камню, инкрустацией перламутром и красочной сюжетной росписью.

 

      ДАТИРОВКА ПО МАТЕРИАЛУ

     Определение материала, из которого выполнен предмет мебели, является первейшим шагом при оценке времени и места изготовления, и даже самого изготовителя. В каждой стране материал, используемый для создания мебели, варьировался в зависимости от того, какое сырье было доступно, и в целом такая ситуация сохранялась вплоть до конца XIX века. До 1700-х годов мебель традиционно изготавливалась из местных пород дерева. В Англии это мог

быть, к примеру, дуб, в Северной Италии - орех, в Новой Англии - клен. Более экзотические сорта древесины, такие как красные тропические породы или атласное дерево, были большей частью недоступны в умеренном европейском климате вплоть до XVIII века и потому не использовались в изготовлении мебели. Эбеновое, или черное, дерево иногда использовалось для облицовки, но только самых роскошных и дорогих вещей. На протяжении XVIII столетия стоимость импортируемых в основные европейские страны, особенно в Великобританию и Нидерланды, тропических и околотропических твердых пород дерева постепенно снижалась, что сделало эти сорта древесины, в особенности красное дерево, широко распространенными и популярными во второй половине века. В Северной Америке красНое дерево было даже более доступным, тогдакак орех использовался куда реже.

     Мода также влияла на выбор древесины. Например, возрождение стиля королевы Анны в Англии в начале XX века означало, что орех вновь широко использовался, хотя и был дорог, а потому применялся только для тонких отделочных работ. 

      При датировке фанированной мебели необходимовнимательно отнестись к самому шпону:

у ранних образцов он более толстый, нежели у более поздних предметов практически сходного стиля. При изготовлении мебели периодически использовалось не только дерево. В садово- парковых гарнитурах второй половины XIX века широко применялся чугун, но из него также делали особенно это касается Северной Америки — бытовую мебель: табуреты, рабочие стулья, вешалки. К началу XX ве ка чугун был в основном вытеснен другими материалами; 1920-х годов в обиход входит хромированная, или нержавеющая, сталь.

  И еще один красочный пример, определения стилистики предмета: Кресла в стиле Луи 15 с характерными для стиля рококо кабриолистыми ногами и украшенными резьбой по массиву ореха обиты гобеленом с амурными сюжетами.

-2