83,7K подписчиков

«Игра королевы» совершает два преступления: переписывает историю и показывает Джуда Лоу уродом

Интересно, что Екатерина Парр — последняя, шестая (и умудрившаяся пережить мужа-женоубийцу), супруга Генриха VIII — меньше своих предшественниц интересовала кинематографистов, скорее всего, именно...

Интересно, что Екатерина Парр — последняя, шестая (и умудрившаяся пережить мужа-женоубийцу), супруга Генриха VIII — меньше своих предшественниц интересовала кинематографистов, скорее всего, именно потому что осталась жива — не самый интересный драматический сюжет.

Исправить эту несправедливость взялся неожиданно бразилец Карим Айнуз, который честно признался, что далек от британской истории, и по получившемуся фильму это видно. Экранизация книги Элизабет Фремантл «Гамбит королевы» (другое название — «Подстрекательница») была впервые показана на прошлогоднем Каннском кинофестивале и целый год ждала выхода в прокат (в кинотеатрах с 13 июня).

Плюсы:

— «Игра королевы» начинается с эпиграфа «История в основном повествует о мужчинах и войнах. Об остальном остается строить домыслы». Что фильм и делает. Эту цитату можно понимать в том смысле, что многие исторические события просто не были обнародованы или доказаны и поэтому не попали в учебники. Что на самом деле происходило между умирающим Генрихом VIII и его шестой женой в последние минуты его жизни? Все, что мы знаем — это официальная причина его смерти: ожирение, плюс трофическая язва. «Игра королевы» хочет показать роль Екатерины Парр в истории важнее, чем она была, но никаких документальных свидетельств этому нет, так что перед нами чистая феминистская фантазия о женщине, своим примером вдохновившей нынешнюю феминистскую икону Елизавету I;

— «Игра королевы» показывает, что есть актеры, у которых отсутствует тщеславное желание выглядеть на экране выигрышно, например Джуд Лоу. Всего через четыре года после окончания второго сезона «Молодого папы», где Лоу играл понтифика идеальным красавцем, теперь его не узнать — Генрих VIII в его исполнении похож на Жирного Ублюдка из «Остина Пауэрса». Когда с его больной ноги снимают бинты, зрители в кинозале благодарят судьбу, что фильмы все еще не передают запахи;

— события фильма очень интересно показаны с точки зрения совсем юной принцессы Елизаветы, будущей великой королевы, которая сядет на трон вопреки логике и монархическому наследованию. Кто мог знать в 1547-м, что Елизавета, перед которой в очереди на престол еще стояли брат Эдуард и сестра Мэри Тюдор, станет королевой всего через 11 лет, пережив всю родню?

Минусы:

— Алисия Викандер, играющая главную роль Екатерины, очень милая, но и очень одинаковая во всех фильмах, особенно костюмных. Она играла похожую героиню и в «Тюльпанной лихорадке», и в «Легенде о зеленом рыцаре». Викандер идут кринолины и амплуа красавицы, становящейся заложницей мужчин-собственников, но со временем это амплуа само превратилось для нее в западню, и режиссер не дает ей показаться в важных драматических сценах, упиваясь игрой Джуда Лоу (который и правда хорош);

— в эпоху после #MeToo утверждать, что роль женщины в истории важнее, чем это было на самом деле, все еще модно. Другое дело, что это смотрится перегибом, за который когда-нибудь авторам фильма будет неловко. На самом деле Екатерина Парр, которая действительно сыграла свою роль в противостоянии протестантов и католиков при дворе мужа, после его смерти благополучно вышла за Томаса Сеймура и банально умерла при родах. Назвать ее жертвой супруга-деспота и протофеминистской героиней можно с большой натяжкой, что делает «Игру королевы» надуманной и пытающейся угодить сегодняшней сиюминутной моде.

Фото: «Вольга»