📈 В основе любого серьёзного изменения организационного дизайна лежит стратегия компании. В определённый момент мы ставим стратегическую цель — добиться отличных результатов от текущих.
🚗 Очень хорошо тут подходит аналогия с автомобилем: мы хотим доехать из точки А в точку Б и понимаем, что на той машине, которая у нас есть, с той скоростью, манёвренностью, вместительностью, безопасностью до нашей целевой точки не доедем. А значит, нам либо нужно новое транспортное средство, либо нужно доработать текущее.
🏎 Поменять полностью автомобиль на новый не всегда возможно, поэтому нужно провести анализ, разделив нашу машину на явные части, которые могут быть подвергнуты изменениям. Двигатель, подвеска, кузов. Характеристики каждого из элементов мы можем улучшить, чтобы достигнуть нашей цели.
🧩 Так же и дизайн организации — это совокупность нескольких элементов.
Звёздная модель Джея Гэлбрейта (Jay Galbraith) выделяет следующие элементы:
1️⃣ Стратегия. Как и говорили раньше, именно со стратегии начинается любое изменение.
2️⃣ Структура. Определяет, как распределена власть и полномочия в организации.
3️⃣ Процессы компании, определяет то, как мы выполняем работу для клиента, и через какие этапы эта работа проходит.
4️⃣ Вознаграждения, то, по каким правилам мы делим кусочки нашего заработаного пирога прибыли.
5️⃣ Персонал, как и на каких условиях мы нанимаем и увольняем людей, как обучаем, как развиваем.
🛠 Как и в автомобиле, коробка передач связана с двигателем, а двигатель — с колёсами. Так и описанные элементы организации связаны между собой и влияют друг на друга. Нельзя поменять структуру, не изменив вознаграждения. Часто нельзя достигнуть стратегической цели, не изменив структуру. Нельзя поменять структуру, не решив, откуда мы будем нанимать нужных нам людей.
🫢 Одна из частых причин провала изменения организационного дизайна, который я наблюдал, заключалась в попытке изменить только один элемент, никак не меняя остальные. Так обычно не получается! Потому что сразу же начинают действовать равновесные силы других элементов, блокирующие изменения. О блокирующей силе, мешающей проводить изменения, писал тут.
🤴А если менять все элементы, то это кардинальные изменения, затрагивающие все главные департаменты организации, и значит, нам нужно обязательно заручиться поддержкой главных людей компании. Собственника, CEO (генерального директора).
🗣 Следовательно, почти всегда первый этап — это общение с главными лицами компании с целью выбора нового оптимального дизайна и с целью заручиться поддержкой этих изменений у них.
👌 Agile-коуч обычно выступает в этом случае в роли эксперта и консультанта, который предлагает различные варианты и показывает, какие «качества» даст тот или иной дизайн организации.