46,2K подписчиков

Запретный кузов: почему в СССР не продавали универсалы

2,3K прочитали

В былые времена в многообразии типов автомобильных кузовов ориентировались единицы. Какие там лифтбеки и фастбеки – с массовом сознании существовали только седаны и универсалы. Универсал – это машина, в которую влезут холодильник, длинные доски и еще куча всякого барахла, которая седану не по зубам. А еще в нем просто организовать спальные места. Автотуристу в такой машине – просто рай… Но купить ее долгое время было почти невозможно!

Почему? Да хотя бы потому, что машин вообще не хватало. А еще потому, что для не очень поворотливого автомобильного завода каждая новая модель – это головная боль.  Сделать прототип – это сколько угодно, а вот осваивать серийное производство – нет, лучше не надо. К тому же, как известно, государство активно изживало такие «родимые пятна капитализма» как рынки и всяческие индивидуальные хозяйства типа дачных участков с посторонними строениями, будь то теплица или, не дай бог, свинарник. А, коли так, так зачем производить универсалы для частника? Чтобы он торговал на рынках и занимался спекуляцией? Для государственных нужд универсалы и фургончики очень даже нужны, а для инженера или врача – нет, не нужно…

Заводы, конечно же, производили универсалы и фургоны. Однако послевоенные «москвичи-фургоны» моделей 400-422 в личное пользование не продавали. У отдельных граждан они все-таки встречались, однако, как правило, это были убитые машины, списанные с баланса предприятий и какими-то путями проданные в частные руки. Впрочем, списанные седаны умельцы тоже иногда переделывали в универсалы. Получалось, как правило, не очень красиво, но люди радовались.

В былые времена в многообразии типов автомобильных кузовов ориентировались единицы. Какие там лифтбеки и фастбеки – с массовом сознании существовали только седаны и универсалы.

Позднее частникам разрешили приобретать Москвич-423 в разных модификациях. Из новых поколений вспомним универсалы Москвич-426 и 427  на основе моделей 408 и 412 соответственно.

В былые времена в многообразии типов автомобильных кузовов ориентировались единицы. Какие там лифтбеки и фастбеки – с массовом сознании существовали только седаны и универсалы.-2

Абсолютной мечтой для любителей универсалов стала, конечно же, «Волга» ГАЗ-22, появившаяся в начале 60-х гг. Большая, престижная, крепкая, но, по неизвестным никому причинам, запрещенная для продажи в частные руки. Как водится, тут же нашлись потребители, которые смогли доказать, что им жизненно необходима именно такая машина. Веские аргументы предоставили, например, Юрий Никулин и Сергей Михалков.

В былые времена в многообразии типов автомобильных кузовов ориентировались единицы. Какие там лифтбеки и фастбеки – с массовом сознании существовали только седаны и универсалы.-3

А позднее, когда в серию пошел совсем уж недоступный универсал ГАЗ-24-02, ласково именуемый в народе сараем, то именно такая машина понадобилась тому же Юрию Никулину.

В былые времена в многообразии типов автомобильных кузовов ориентировались единицы. Какие там лифтбеки и фастбеки – с массовом сознании существовали только седаны и универсалы.-4

Проворнее всех, как всегда, оказался ВАЗ. Сразу же после выпуска ВАЗ-2101 здесь освоили ВАЗ-2102: пожалуйста, записывайтесь! Позднее появился «универсальный» вариант от «пятерки» – ВАЗ-2104.

В былые времена в многообразии типов автомобильных кузовов ориентировались единицы. Какие там лифтбеки и фастбеки – с массовом сознании существовали только седаны и универсалы.-5

Любопытно отметить, что в последние годы кузов «универсал» на глазах теряет популярность. Скорее всего, виной тому стали более модные кроссоверы. Сегодня они, как говорится, в тренде. Посадка высокая, облик «не пенсионерский» и так далее. Между тем,  к достоинствам универсала, по сравнению с кроссоверами, относятся более низкое расположение центра тяжести, уменьшенная масса, низкая посадка и даже лучшая аэродинамика. Экономичность также в их пользу.

Но клиент зачастую руководствуется отнюдь не практическими соображениями…

Что еще почитать:

Шесть мест, «кривой» руль и защита от воров: что необычного было в конструкции ГАЗ-24 «Волга»

Невероятно, но это «Москвич»: какие удивительные гоночные автомобили строили в СССР

Не только «Волги»: какие автомобили в СССР считались престижными