Недавно Минпромторг России совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) обнародовали обновленный план производства российских самолетов до 2030 года. Несмотря на то, что сроки начала производства некоторых моделей были сдвинуты на два с лишним года, общий план изменился крайне незначительно. О чем говорит перенос сроков и чего ожидать в ближайшие годы?
Сокращение производства?
Согласно новому плану, до 2030 года намерены выпустить 990 российских самолетов. Ранее речь шла о 1081 машине. Снижение количества всего на 87 бортов весьма незначительно, особенно с учетом того, что планы производства магистральных самолетов не меняются, а объемы выпуска Ил-96 хотят увеличить.
Основные изменения коснулись сроков начала производства нескольких моделей. Например, сертификация импортозамещенного ближнемагистрального SSJ-New перенесена с 2023 на 2025 год, а первые поставки — с 2025 на 2026 год. Аналогичная ситуация и со среднемагистральными МС-21-310 — их выпуск сместился с 2024 на 2025 год. Поставки Ил-114, призванных заменить устаревшие Ан-24 и Ан-26, также перенесены с 2023-го на 2026 год.
«С учетом успешной реализации программ импортозамещения в 2024–2030 годах предусматриваются поставки 990 самолетов для нужд гражданской авиации, из них 142 единицы SSJ New, 270 единиц МС-21-310, 51 единица Ил-114-300, 113 единиц Ту-214, 12 единиц Ил-96-300, 105 единиц ТВРС-44 "Ладога", 158 единиц "Освей" (ЛМС-192) и 139 единиц "Байкал" (ЛМС-901)», — сказано в распоряжении правительства РФ.
Обновленный план развития самолетостроения Минпромторг разработал совместно с ОАК, то он действительно качественно проработан. Несмотря на сдвиги, общее количество самолетов, которые планируется произвести к концу десятилетия, практически не изменилось. А темпы наращивания производства впечатляют: если в ближайшие годы объемы будут довольно скромными, то к концу 2020-х годов они вырастут практически в геометрической прогрессии.
Наращиваем производство космическими темпами
Так, в 2025 году планируется выпустить всего 40-50 самолетов. К 2030 году объемы вырастут до 200-250 единиц в год. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), ежегодно на мировой рынок поставляется около 1700 новых самолетов.
«Американский концерн Boeing в январе — мае поставил 206 пассажирских самолетов, отстав по этому показателю от основного конкурента — Airbus SE, который поставил 244 лайнера», — сообщает CNBC.
Таким образом, к концу десятилетия Россия сможет сравняться с мировыми лидерами по объемам производства, увеличив свою долю на глобальном рынке почти в 2 раза — с нынешних 5-7% до 10-15%. Это, несомненно, окажет серьезное давление на западных производителей, для которых российские компании станут серьезными конкурентами.
Вопрос в том, сможет ли внутренний рынок России поглотить такой объем самолетов? Ведь насыщение отечественного рынка неизбежно приведет к тому, что российские авиапроизводители будут вынуждены с еще большей силой устремиться на глобальный. А это, в свою очередь, приведет к серьезной конкурентной борьбе с Boeing и Airbus, которым придется отстаивать свои позиции.
«При этом обновленной КПГА предусмотрен нагонный график поставок, который оставит неизменным общее количество самолетов МС-21, SJ-100, а также Ту-214, планируемых к поставке до 2030 года. Объем поставок Ил-114-300 — 51 штука — это количество, запланированное в рамках временного периода до 2030 года. С 2027 года и далее, в частности после 2030-го, планируется выпуск 12 самолетов ежегодно, поскольку потребность в этом типе воздушного судна достаточно велика», — добавили в ОАК.
Можно с уверенностью сказать, что к концу десятилетия российский авиапром разгонится до предела. Вопрос лишь в том, насколько успешно ему удастся закрепиться на мировом рынке, где конкуренция обещает быть жесточайшей.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Экстренные новости будут в закреплённых сообщениях.