В украинском экспертном сообществе начинают задумываться над вопросом, за что, собственно, воюют украинцы, где та зона процветания, которую обещал Запад, что вместо неё? И констатируют, что смысл войны утерян
Этот вопрос занимает не только экспертов. В обществе — смятение умов, констатирует украинский политолог Вадим Карасёв.
В беседе со своим коллегой Андреем Ермолаевым он отметил, что даже некоторые локальные успехи ВСУ, например, на Чёрном море, отнюдь не помогают развеять сомнения.
"Мы-то, скажем так, закрыли Черноморский флот России в Чёрном море. Но мы с каждым годом, с каждым днём ухудшаем своё экономическое положение, энергетическое положение, да и военное положение очень шаткое. Мне неважно, где этот флот, мне важно, что с государством, что со страной", — сказал Карасёв.
Эксперт описал, что происходит со страной. "Люди не хотят воевать, пытаются убежать и так далее, все думают о том, как съехать, беженцев куча… мы деградируем, мы не развиваемся", — отметил он.
Карасёв напомнил о выступлении Зеленского в Берлине, где тот сказал, что 80 процентов генерации у Украины уже нет.
В свою очередь, Ермолаев отметил, что ситуация действительно очень тяжелая, не совсем понятно даже, доживёт ли Украина до зимы или ее "выключат" раньше.
"Сейчас много разговоров, (как) войти в зиму, а у меня вопрос: а мы дойдём до зимы?" — сказал он, пояснив, что часть генерации поражена ударами ВС РФ, система еще функционирует, но противнику (для него это Россия. — Ред.) известны все её тонкие места — энергоузлы, ЛЭП и т. д. И в любой момент ВС РФ их могут "выключить — и страна поражена".
Могут ударить по мостам через Днепр, по крупным железнодорожным станциям, продолжил Ермолаев. Он обрисовал ситуацию для Украины как "ловушку для кролика", которая может вот-вот захлопнуться. Почему же не захлопывается? Эксперт предположил, что "где-то на каком-то уровне идут торги: срывать палочку в этой ловушке или ещё подержать".
По мнению Ермолаева, кульминации этих торгов следует ожидать в начале осени этого года — тогда уже будет обновленное руководство Европы, политики, "которые могут принять переговоры".
Условия для начала переговоров уже предложены Москвой. Но в Киеве эти предложения назвали ультиматумом.
"Это ультиматум, конечно, это надо понимать, не надо здесь заниматься никакой лакировкой", — считает политический философ и публицист Павел Щелин. По его словам, "есть банальный факт, который Запад на данный момент признать отказывается, но эту прокси-войну он проиграл, уже проиграл".
Он добавил: "Но в этой логике, в истории — если ты проиграл войну, тогда тебе условия диктует победитель". И потому, отметил эксперт, украинское руководство даже не грешит против истины, когда говорит о том, что сейчас им выдвинули ультиматум.
"Но надо понимать, что ультиматум — это плата за поражение в войне. Тогда у вас развилка. Вы либо можете пойти на дополнительную эскалацию в попытке победить в войне, либо вы принимаете этот ультиматум, чтобы не получить еще худший ультиматум", — сказал Щелин в интервью журналисту Александру Шелесту*.
Какой вариант из этих двух будет выбран Киевом и его партнерами — уже понятно из событий в Швейцарии, добавил аналитик, подчеркнув, что все должны понимать: какого-то третьего пути нет.
А мирные предложения Путина — это его минимальная позиция. Но для киевских политиков согласиться на это невозможно, поскольку невозможно будет объяснить населению, что происходило эти два года. И в России это прекрасно понимают, отметил Щелин. По его мнению, теперь последует отказ Киева, период резкой эскалации, а потом "где-то зимой, может быть, будем уже обсуждать какие-то условия, но их (России. — Ред.) условия уже будут хуже, чем те, что есть сейчас".
Геополитические игроки повышают ставки. Что до Украины, то вопросы, как стране выжить, только множатся.
"Даже когда мы (киевский режим. — Ред.) получим миллионы, миллионы миллиардов, вопрос — а система способна обеспечивать такой объём работ?" — отметил Андрей Ермолаев, пояснив, что даже у какой-нибудь пекарни на Украине в настоящее время есть проблемы с запуском, "потому что энергосистема не справляется с поставками".
По его словам, есть вопросы и с восстановлением разрушенного, например, восстановление Каховской дамбы — это на сколько лет? Политолог подчеркнул, что об этих планах, может быть, придётся вообще забыть: "возможно, Днепр поделят на десятилетия, если сейчас не вернуться к тем самым переговорам, которые позволят создать правила".
Ермолаев подчеркнул, что тянуть с этим нельзя, "иначе, если начнут выбивать эти палочки ловушки для кролика, нам поздно будет перепланировать что-либо, начнут рушиться целые кластеры экономические".
Карасёв, в свою очередь, напомнил, что Запад обещал Украине за выбор прозападного курса создать на её территории зону процветания, а получилось наоборот. По его словам, "утерян смысл войны, за что война".
"Отсюда и трудности мобилизации, моральная усталость общества, общественные настроения в кризисе находятся, в смятении умов. Ситуация смятения умов. То есть смысл войны в чём? Он утерян, и не понятно теперь украинцу, это что, чтобы не дать Западу проиграть, —вот в этом смысл войны? В этом смысл мобилизации? И тогда вообще — это наша война? Или (это) их война, но нашими жизнями?" — сказал политолог.
У Москвы свой взгляд на происходящее, тут давно известны ответы на вопросы, которыми только сейчас, не обнаружив обещанного Западом "процветания", начинают задаваться в Киеве.
Президент РФ Владимир Путин на встрече с руководством российского МИДа отметил, что "кризис, связанный с Украиной, — это не конфликт двух государств, тем более двух народов, вызванный какими-то проблемами между ними".
"Если бы дело обстояло именно так, то нет сомнения, что русские и украинцы, которых объединяет общая история и культура, духовные ценности, миллионы родственных, семейных, человеческих связей, нашли бы способ справедливо урегулировать любые вопросы и разногласия", — сказал российский лидер.
Он продолжил: "Но дело обстоит по-другому. Корни конфликта — не в двусторонних отношениях. События на Украине — прямой результат мирового и европейского развития конца ХХ — начала ХХI века. Той агрессивной, бесцеремонной и абсолютно авантюрной политики, которую Запад проводил и проводит все эти годы, задолго до того, как началась специальная военная операция".
О том, кому выгодна война, читайте в статье Ростислава Ищенко "О "цене" Украины и игре на военно-политической "бирже"
* Признан иноагентом в РФ.
Сергей Зуев