После английской Московской компании в Великобритании была создана Ост-Индская компания. Официально это была частная коммерческая корпорация, но создана она была по указу правящей на тот момент королевы Елизаветы I. Такая хитрость при создании компании была нужна королеве, чтобы государство не отвечало за действия компании и компания могла творить в колониях любое беззаконие. Пользуясь, как сегодня говорят, государственной крышей, компания не только использовала рабский труд, но и продавала рабов, причем в государственных масштабах.
В XVIII веке главным коммерческим треугольником Великобритании были Европа, Африка и Америка – английские купцы связывали три континента. Казалось бы, международная, тем более межконтинентальная торговля – это прогресс и развитие. Вот только основанием этого треугольника была работорговля. Известный историк Джордж Фрэнсис Доу в своей книге «История работорговли» приводит следующие данные о масштабе английского участия в работорговле: «С 1713 по 1733 год англичане ежегодно вывозили в Америку примерно по 15 тысяч рабов. И это только те рейсы, о которых знало правительство. Постепенно невольников требовалось все больше. В 1786 году британцы перевезли в Америку уже около 60 тысяч африканцев, на Барбадос – более 243 тысяч невольников, на Ямайку – около 610 тысяч рабов».
Османская империя в конце XVIII – начале XIX века была втянута в орбиту влияния Великобритании, и ее купцы следовали в фарватере своих старших братьев англичан. Поэтому с их подачи любимые в наши дни места отдыха Геленджик, Анапа, Туапсе, Сухуми, а также Тамань и Суджук-Кале (современный Новороссийск) были центрами работорговли.
Торговали как пленниками из местного населения, так и христианами из Грузии. А с продвижением русских на плодородные северокавказские равнины живым товаром стали и они. Россия, конечно же, не стала терпеть такое отношение к русским, и в 1804 году было обнародовано постановление русского правительства, категорически запрещающее работорговлю на Черноморском побережье и на других невольничьих рынках Центрального и Северо-Восточного Кавказа. Борьба России с работорговлей стала одной из главных причин вспыхнувшей в этом же 1804 году войны между Российской империей и Каджарской Персией, которая, естественно, действовала по указанию Лондона.
Если посмотреть на карту военных действий Российской империи и Каджарской Персии, можно увидеть, что направления ударов были хаотичны и многочисленны. Это потому, что каждый местный князь, имеющий под командованием несколько сотен джигитов, начинал свою войну, в результате чего боевые действия длились долгие девять лет, с 1804 по 1813 год.
Российская империя, конечно же, победила, но за девять лет военного хаоса многочисленные кавказские народы накопили миллионы взаимных обид, и составление мирного договора оказалось делом очень непростым. И тут свою, как потом выяснилось, ядовитую помощь предложили англичане. Учитывая, что буквально недавно, в 1812 году, Россия и Великобритания заключили мирный договор, то, когда в 1813 году Лондон предложил участие своих дипломатов в качестве посредника при заключении договора между Россией и Персией, отказываться было неудобно. И в Санкт-Петербурге согласились.
Разделять, ссорить, а затем властвовать – любимая имперская тактика в странах третьего мира. И для воплощения на практике этого принципа Лондоном для участия в переговорах был командирован сэр Гор Оусли. В России тогда не знали, что еще в 1811 году именно сэр Оусли был отправлен к персидскому двору в качестве посла с особыми полномочиями и полномочного министра Англии при персидском дворе, главной задачей которого было создание политического блока против русско-французского влияния на Востоке. Естественно, став посредником на переговорах России и Персии, Оусли продолжил выполнять свою миссию. И к сожалению, смог ее выполнить. Что подтверждает Гюлистанский мирный договор, в статье второй договора читаем: «Поелику чрез предварительные сношения между двумя Высокими державами взаимно согласие уже, чтобы установить мир на основании Status quo ad presentem, то есть дабы каждая сторона осталась при владении теми землями, ханством и владениями, какие ныне находятся в совершенной их власти».
Именно Оусли принадлежит идея подписать Гюлистанский договор в целом, status quo ad presentem, то есть оставив уточнение спорных территориальных вопросов на решение последующих комиссий. Это, конечно же, привело в дальнейшем к бесконечным разногласиям между Россией, Персией и кавказскими народами.
Кстати, и проблема Нагорного Карабаха началась именно тогда. Но, помимо Кавказа и Черноморского региона, Российская империя стала препятствием для Великобритании и в Азии, которую англичане, живущие за тысячи километров, почему-то считали своей.