Мне нравятся фильмы Николая Хомерики. Снимает он артхаусный фильм или спортивный блокбастер для массового зрителя, смотреть его картины всегда интересно. Режиссёр заставляет зрителей думать, поэтому «Закрытый показ» в минувшую субботу я не пропустила. Один из экспертов перед просмотром высказался о зрителях, которые увидят весь фильм «Море волнуется раз» как о супергероях. Лично мне картина затянутой не показалась, всё, что хотел сказать режиссёр, я вполне поняла.
В начале фильма зрители слышат известные слова апостола Павла о сущности любви. Эта цитата – как эпиграф к очень символической картине. Потом мы видим Сашу (О. Бодрова) и Колю (В. Степанов), которые похожи на современных Ромео и Джульетту. Но разве может случиться в их жизни что-то трагическое?
Юные герои желают остаться вместе и для этого отправляются в лес, где у Коли есть дом, который когда-то принадлежал его бабушке. Дом старый, здесь обстановка примерно середины XX века. Нет не только интернета, но даже и телевизора. Но зато есть тепло и уют. Как классно смотреть на лесной ливень из окна! Но это я так могу оценивать, а молодым, возможно, здесь скучно. Особенно скучает Саша, которую одолевают противоречивые желания. Днём девушка хочет остаться без Коли, а по ночам, в снах видя себя в городе без Коли, ощущает опасность и очень тревожится. Ольга Бодрова и в этом фильме, как в «Велге», очень красива, но теперь это красота своенравной девушки, которая знает себе цену.
А сейчас хочу сказать о символичности фильма Николая Хомерики. На самом деле никакого реального леса, скорее всего, нет. Лес здесь присутствует как образ-символ, олицетворяя собой традицию. Когда молодые люди, полюбив друг друга, создают семью, они идут в русле традиции, и лес, солнечный или дождливый, и старый дом говорят нам о многих поколениях людей, которые жили раньше и создавали семьи. Ну а кто же тогда Мужчина и Женщина, которые живут в своём доме недалеко от молодых? Андрей Смоляков и Юлия Ауг создали образы Оли и Саши, которые прожили уже много лет вместе. Молодые люди, оказавшись в символическом пространстве, смогли увидеть самих себя через много лет в возможном будущем. У пожилой пары хозяйство гораздо более обустроено, здесь всё катится как по маслу, но самое главное – в их отношениях видна гармония. Особенно мне понравился Андрей Смоляков. Он сумел показать в своём молчаливом брутальном герое внутреннюю нежность, и это было очень здорово!
Неправда, что любовь после многих лет брака заменяется привычкой. Если любовь реально была, то она остаётся, просто переходя в другое качество. Именно о любви говорит след, оставленный рукой Мужчины на руке Женщины. Их руки даже после смерти трудно было расцепить. Да, Коля и Саша похоронили своё возможное будущее. Кто в этом виноват? Николай Хомерики считает, что это героиня Ольги Бодровой. Девушки взрослеют быстрее, да и в семье от женщины зависит больше. А Коля получил травму. Мы не видим разбитое сердце парня, но видим кровь на его теле. Внешняя травма – символ глубокой внутренней. Финал картины, конечно, счастливым назвать нельзя. Но главное здесь не финал даже, а ответ на вопрос, о чём волнуется море. Море в картине – символ самой жизни. Жизнь волнуется, что может исчезнуть, если люди перестанут создавать и сохранять семьи.
На обсуждении мне больше всего понравился ответ Валерия Степанова на вопрос Александра Гордона. Молодой 21-летный актёр дал понять, что хотел бы встретить человека, с которым можно прожить долгую жизнь вместе. Меня это очень порадовало, в этом есть надежда.