18 июня исполняется 82 года Полу Маккартни. За свою долгую жизнь он столько всего записал, что у каждого фаната найдется собственный любимый трек. Мы тоже сделали подборку, но с одной оговоркой — песни The Beatles в нее не попали. Группа, безусловно, великая, но о ней и так много говорят — а у Маккартни есть и много других любопытных (и хитовых!) вещей.
«Maybe I’m Amazed»
После распада The Beatles Маккартни начал сольную карьеру, однако его дебютный альбом «McCartney» (1970) критики много ругали. Но даже им понравилась песня «Maybe I’m Amazed», которую Пол посвятил своей тогдашней жене Линде Маккартни. Музыкант признавался, что супруга помогла ему пережить трудные времена.
Написана композиция была в 1969 году, незадолго до окончания деятельности The Beatles. Маккартни не только сам ее сочинил, но и записал все инструменты в одиночку — в его карьере это случалось нередко. «Maybe I’m Amazed» — один из главных сольных хитов Пола, при этом в качестве сольного сингла песня не выпускалась. В 1977-м концертная запись «Maybe I’m Amazed» была издана в рамках промо-кампании лайв-альбома его группы Wings «Wings over America». В качестве исполнителя был указан не Маккартни, а Paul McCartney & Wings. Концертная версия длиннее студийной почти на полторы минуты из-за замедленного темпа.
При этом еще в 1970 году группа Faces во главе с Родом Стюартом записала свой кавер — правда, он вышел только в качестве американского сингла. Также «Maybe I’m Amazed» исполняли Билли Джоэл, Джо Кокер и… Джейми Дорнан в «50 оттенках серого» (у ужасных фильмов иногда бывают неплохие саундтреки).
«Live and Let Die»
В декабре 1971-го Пол представил дебютный альбом своей новой группы Wings — «Wild Life». Настоящая слава на них обрушилась чуть позже. Главный альбом Wings — «Band on the Run» (1973), а главный хит (помимо заглавного трека) — «Live and Let Die». О популярности песни говорят не только ее высокие позиции в чартах. Во-первых, это «бондовская» композиция из фильма «Живи и дай умереть» с Роджером Муром (кстати, это был его дебют в роли Бонда). Во-вторых, ее перепевали великие Guns N’ Roses. В-третьих, она звучала в третьей части «Шрека» — мультфильма, возрождавшего старые хиты задолго до TikTok.
Сейчас все привыкли, что «бондовские» треки становятся хитами. В 1973-м успех «Live and Let Die» скорее удивлял — на тот момент это была самая популярная песня за всю историю франшизы. Для ее написания Полу понадобилось две вещи: прочитать роман Яна Флеминга «Живи и дай умереть» и 10 минут посидеть за пианино. Изначально продюсеры фильма хотели, чтобы Маккартни лишь написал песню — а они отдали бы ее другому артисту. Но Пол хотел, чтобы ее исполнили Wings — хорошо, что «бондовская» команда его послушалась.
«Uncle Albert / Admiral Halsey»
В предыдущем пункте мы кое-что недоговорили. В том же 1971-м Пол выпустил альбом «Ram», совместную работу с Линдой Маккартни. Больше всего публике запомнилась «Uncle Albert / Admiral Halsey», возглавившая Billboard. Да, были времена, когда такие песни становились хитами. И это не сингл с двумя треками, а именно одна композиция — просто с «двойным» названием. В каком-то смысле оно все же правдиво: звукорежиссер Эйрик Вайнберг «сшил» трек из разных фрагментов. И заодно добавил в аранжировку атмосферный звук грозы.
Дядя Альберт («Uncle Albert») — реальная личность: это дядя самого Пола, о котором он вспоминает с приятной ностальгией. Персонаж олицетворяет старшее поколение, перед которым Маккартни извиняется. Адмирал Холси («Admiral Halsey») — тоже реальный человек. Это американский адмирал Уильям Холси, командовавший флотом в Тихом океане во время Второй мировой войны. Он Полу не нравится: по словам музыканта, это образ авторитарной фигуры, на которую не стоит обращать внимания.
Фанаты Пола Маккартни по-разному относятся к треку. Многие считают его изобретательным и по-хорошему шаловливым, но кому-то он кажется глупым и слишком несерьезным. Но позитив явно победил: «Uncle Albert / Admiral Halsey» и в топы попала, и «Грэмми» выиграла, и в нескольких сборниках лучших хитов оказалась. Авторитетное издание Pitchfork и вовсе считает ее одной из величайших сольных песен Пола.
«Little Lamb Dragonfly»
Одна из самых недооцененных вещей Wings была написана еще до создания самой группы — во время записи «Ram». Поэтому в «Little Lamb Dragonfly» на гитаре играет не гитарист Wings Денни Лэйн, а сессионный музыкант Хью Маккракен (зато Лэйна слышно на бэк-вокале). А в списке авторов числится не только Пол, но и Линда Маккартни.
Пол Маккартни написал песню на шотландской ферме после того, как местный житель дал ему с супругой умирающего истощенного ягненка на выкармливание. К сожалению, спасти его не удалось — животное скончалось на следующий день. Это было раннее утро, Маккартни уже ничего не мог сказать ягненку — но он взял гитару и начал петь. Некоторые битломаны считают, что «Little Lamb Dragonfly» посвящена Джону Леннону или Джорджу Харрисону, однако в данном случае «ягненок» («Little Lamb») из названия — не метафора.
Пожалуй, это самая завораживающая композиция Пола. Это не только его заслуга, но и участвовавшего в записи Нью-Йоркского филармонического оркестра — которым управлял Джордж Мартин (да, тот самый пятый «битл»). Вживую, увы, «Little Lamb Dragonfly» никогда не исполнялась.
«The Man»
Пол Маккартни и Майкл Джексон — звучит как дуэт мечты. Они не раз работали вместе: трек «The Girl is Mine» и вовсе вышел на легендарном альбоме Джексона «Thriller» (1982). «Say Say Say» же попала на четвертую сольную пластинку Маккартни «Pipes of Peace», увидевшую свет через год после «Thriller». Текст песни критиковали за примитивность, зато мелодия и ритм цепляли всех. Неслучайно на «Say Say Say» существует два известных танцевальных ремикса: от Hi-Tack (2006 года) и от Kygo (2023 года).
Кроме «The Girl is Mine» и «Say Say Say», у Джексона и Маккартни был и третий — не такой известный — дуэт. Это «The Man», тоже изданный на альбоме «Pipes of Peace». Хитовый потенциал в песне есть: она наверняка бы стала популярной, если бы ее выпустили синглом. Так поначалу и планировалось, была даже намеченная дата — 13 февраля 1984-го. Но в январе Пола и Линду Маккартни арестовали за хранение легких наркотиков. Чтобы избежать лишних скандалов, промо-кампанию «The Man» пришлось свернуть.
В качестве би-сайда к синглу «The Man» прилагалась песня «Blackpool», которую Маккартни записал с Wings еще в 1974-м. И лишь в 2024 (!) году этот трек наконец-то официально издали. Дело в том, что он был записан для лайв-альбома Wings «One Hand Clapping», который 50 лет пролежал на полке. Он дождался своего часа буквально на днях: релиз состоялся 14 июня.
«Sing the Changes»
Помните ли вы про экспериментальный проект The Fireman, который Пол Маккартни создал 30 лет назад вместе с Мартином Гловером из Killing Joke? Если нет, не осуждаем — музыканты ничего не выпускали с 2008-го. Их психоделический эмбиент до сих пор воспринимается неоднозначно: одни видят в нем смелое нестандартное творчество, другие — прекрасную идею с посредственным воплощением. В любом случае ознакомиться с записями The Fireman стоит.
«Sing the Changes» — один из синглов с альбома «Electric Arguments» (2008), последней работы группы. Возможно, лучшая вещь в дискографии The Fireman — как минимум, по мнению некоторых фанатов Маккартни. И в лайв-версии с концертного альбома «Good Evening New York City» (2009) она звучит не менее чудесно, чем в студийном варианте.
«Dominoes»
Позднее творчество Пола Маккартни ничем не хуже раннего и заслуживает больше внимания. Вот, например, альбом «Egypt Station» шестилетней давности: мягкий, но достаточно бодрый и мелодичный поп-рок. В общем, все, за что мы любим Пола. И это именно что отличная пластинка — на «Egypt Station» хороша каждая песня, а не только синглы. В «Dominoes» Маккартни, по традиции, записал почти все инструментальные партии сам. Разве что на маримбе сыграл продюсер песни Грег Керстин, а на цимбалах — Роб Миллетт.
Как считает Маккартни, песни рождаются из реакции на жизненную ситуацию. В том числе и не совсем значительную, вроде бытовой ссоры — с гитарой в руках ее пережить легче. «Dominoes» — о том душевном состоянии, когда у человека все в порядке, но ему самому так не кажется. Полу пришла на ум идея с домино: когда бросаешь одну кость, все остальные в ряду «следуют» за ней. Одно маленькое действие запускает целую цепочку — в этом музыкант увидел что-то жизненное и символическое. А потом он решил превратить «Dominoes» в личную песню. Да, кости домино падают друг за другом, но жизнь продолжается и все на самом деле в порядке.