Нет, вы не подумайте, я, конечно, смотрел "Последнее испытание", но это было очень давно, ещё до попыток разобраться в том, как работают в кино (ну или в данном случае на сцене) те или иные вещи. Но недавно мне Ютуб подкинул видео с Даламаром в исполнении Сергея Смолина, и меня настолько вынесло, что, простите, но молчать об этом просто невозможно.
Вообще, "Сага о копье" - это огромное количество книг, и даже сама история Рейстлина тоже далеко не самая короткая, всё в один мюзикл не запихнёшь, и многие вещи в "Последнем испытании" нам показаны так, широкими мазками. Одна из таких вещей - это, собственно, персонаж Даламара и Конклав магов, в котором он выступает, уговаривая магов отправить тёмному магу Рейстлину на помощь светлую жрицу Крисанию. В черновых вариантах текста - это довольно развёрнутое событие, но в финальной версии это небольшой номер на пять минут. И из этого номера мы узнаём всё, что надо для сюжета - вот есть Даламар, ученик Рейстлина, вот есть Конклав магов, который он обманул. Ну и на этом, собственно, всё - разные исполнители Даламара остаются в этих рамках.
И тут появляется фильм-спектакль, в котором роль Даламара играет Сергей Смолин. И я не знаю, как описать свой восторг, потому что это на мой вкус один из лучших примеров того, насколько актёр может вытащить персонажа и произведение на новый уровень.
Во-первых, он решает отойти от стандартного образа - обычный эльфийский маг, опционально с парой шрамов. У всех так, но не у Смолина, у него эта деталь выкручена прямо на максимум - вместо пары шрамов буквально половина тела загримирована под скелет.
А что самое главное - с помощью этого изменения Смолин раскрывает характер персонажа, показывая его двуличность.
Если будете смотреть видео, то обратите внимание - вот Даламар пытается обмануть Конклав, нашёптывая им идею отправить Крисанию к Рейстлину или отбиваясь от того, чтобы его самого не послали в бой - и он в эти моменты всегда повёрнут к зрителю своей приятной, "живой" стороной (даже если при этом ему нужно повернуться спиной к собеседнику на сцене). Это, правда, иногда немного портят облёты камеры, но эта идея всё равно заметна.
А вот так он выглядит, когда проявляется его потаённые мысли - на словах вроде "смерть ренегату" Даламар поворачивается к зрителю своей "мёртвой" стороной. И неудивительно - Рейстлина он не то чтобы любит, и точно также, как и остальные маги, опасается его и желает ему смерти в глубине души. Но в итоге он всё-таки выбирает свою роль как его ученика - просто потому что ему так кажется выгоднее.
И ещё один момент, который вы упустили, если не смотрели видео, а просто слушали. Вот Даламар идёт мимо верховного мага, а потом - хвать! - и пытается выхватить у того посох. Но тот просто перекладывает его в другую руку и, как ни в чём ни бывало, продолжает разговор.
Я не знаю, кто это придумал, но это просто гениально. Это ведь не только раскрывает персонажа Даламара, как хитреца, крайне жаждущего власти, но и углубляет само произведение в целом - благодаря этому мы видим, что это не просто какое-то абстрактное собрание магов, а натуральный жабогадюшник, в котором жесточайшая конкуренция за власть между светлыми и тёмными магами - это обычное явление, и верховный маг не просто так занимает эту должность.
План Рейстлина удаётся, Крисанию отправляют куда задумано, и Даламар на фразе: "Я выполнил волю твою, ты доволен, учитель?" впервые за весь номер открывается, это момент его личного триумфа.
Ну и текстовые разборы, конечно, накладывают ограничения, но всё равно - если будет смотреть, то обратите внимание на следующий момент: когда Даламар поёт фразу: "Закрывшие их лишь одно упустили из виду - что ключ в твои руки попросится сам". Буквально в одной фразе мы видим сразу три образа. Начинается всё с предыдущего открытого положения лицом к зрителю, и голос Даламара в этот момент чистый, глубокий, уверенный. Потом Даламар поворачивается "мёртвой" стороной к зрителю, прекрасно зная, что "ключ" ничего хорошего не ждёт, и Смолин в этот момент добавляет в голос немного хрипотцы и надрывности, а заканчивает он предложение повернувшись "живой" стороной, будучи в полном восторге, какой хитрый план они провернули, и в этот момент голос меняется на более высокий и прям кристально чистый, голос Даламара-манипулятора. Ну это ж просто огонь, согласитесь.
Ну и заканчивается номер опять "живой" стороной к зрителю - и мы чисто визуально понимаем, что Даламар, говоря: "Ведь я Даламар, верный твой ученик", вообще ни разу не искренен, он точно также пытается обхитрить Рейстлина, как до этого обхитрил Конклав магов - просто чтобы выведать у того, каким же тайным и хитрым способом ему удастся склонить светлую жрицу к сотрудничеству с тёмным магом. Ну и по заискивающей позе мы ещё и осознаём, что Рейстлина-то он вряд ли обдурил, а значит, и сам Рейстлин в этот момент по уровню ума и хитрости поднимается вот туда, до уровня верховного мага Конклава, а то и выше.
В общем, Смолин - нашёл новый образ персонажа, смог его сильнее раскрыть, параллельно с этим помог раскрыться другим персонажам, усилил детальность и правдоподобность мира, и всё это за пятиминутное появление сугубо второстепенного персонажа. Вот это я понимаю, мастер-класс того, как надо подходить к исполнению роли.