8,1K подписчиков

Как затащить роль актёрским мастерством на примере Даламара

279 прочитали

Нет, вы не подумайте, я, конечно, смотрел "Последнее испытание", но это было очень давно, ещё до попыток разобраться в том, как работают в кино (ну или в данном случае на сцене) те или иные вещи. Но недавно мне Ютуб подкинул видео с Даламаром в исполнении Сергея Смолина, и меня настолько вынесло, что, простите, но молчать об этом просто невозможно.

Вообще, "Сага о копье" - это огромное количество книг, и даже сама история Рейстлина тоже далеко не самая короткая, всё в один мюзикл не запихнёшь, и многие вещи в "Последнем испытании" нам показаны так, широкими мазками. Одна из таких вещей - это, собственно, персонаж Даламара и Конклав магов, в котором он выступает, уговаривая магов отправить тёмному магу Рейстлину на помощь светлую жрицу Крисанию. В черновых вариантах текста - это довольно развёрнутое событие, но в финальной версии это небольшой номер на пять минут. И из этого номера мы узнаём всё, что надо для сюжета - вот есть Даламар, ученик Рейстлина, вот есть Конклав магов, который он обманул. Ну и на этом, собственно, всё - разные исполнители Даламара остаются в этих рамках.

И тут появляется фильм-спектакль, в котором роль Даламара играет Сергей Смолин. И я не знаю, как описать свой восторг, потому что это на мой вкус один из лучших примеров того, насколько актёр может вытащить персонажа и произведение на новый уровень.

Во-первых, он решает отойти от стандартного образа - обычный эльфийский маг, опционально с парой шрамов. У всех так, но не у Смолина, у него эта деталь выкручена прямо на максимум - вместо пары шрамов буквально половина тела загримирована под скелет.

Нет, вы не подумайте, я, конечно, смотрел "Последнее испытание", но это было очень давно, ещё до попыток разобраться в том, как работают в кино (ну или в данном случае на сцене) те или иные вещи.

А что самое главное - с помощью этого изменения Смолин раскрывает характер персонажа, показывая его двуличность.

Если будете смотреть видео, то обратите внимание - вот Даламар пытается обмануть Конклав, нашёптывая им идею отправить Крисанию к Рейстлину или отбиваясь от того, чтобы его самого не послали в бой - и он в эти моменты всегда повёрнут к зрителю своей приятной, "живой" стороной (даже если при этом ему нужно повернуться спиной к собеседнику на сцене). Это, правда, иногда немного портят облёты камеры, но эта идея всё равно заметна.

А вот так он выглядит, когда проявляется его потаённые мысли - на словах вроде "смерть ренегату" Даламар поворачивается к зрителю своей "мёртвой" стороной. И неудивительно - Рейстлина он не то чтобы любит, и точно также, как и остальные маги, опасается его и желает ему смерти в глубине души. Но в итоге он всё-таки выбирает свою роль как его ученика - просто потому что ему так кажется выгоднее.

И ещё один момент, который вы упустили, если не смотрели видео, а просто слушали. Вот Даламар идёт мимо верховного мага, а потом - хвать! - и пытается выхватить у того посох. Но тот просто перекладывает его в другую руку и, как ни в чём ни бывало, продолжает разговор.

Я не знаю, кто это придумал, но это просто гениально. Это ведь не только раскрывает персонажа Даламара, как хитреца, крайне жаждущего власти, но и углубляет само произведение в целом - благодаря этому мы видим, что это не просто какое-то абстрактное собрание магов, а натуральный жабогадюшник, в котором жесточайшая конкуренция за власть между светлыми и тёмными магами - это обычное явление, и верховный маг не просто так занимает эту должность.

План Рейстлина удаётся, Крисанию отправляют куда задумано, и Даламар на фразе: "Я выполнил волю твою, ты доволен, учитель?" впервые за весь номер открывается, это момент его личного триумфа.

Нет, вы не подумайте, я, конечно, смотрел "Последнее испытание", но это было очень давно, ещё до попыток разобраться в том, как работают в кино (ну или в данном случае на сцене) те или иные вещи.-5

Ну и текстовые разборы, конечно, накладывают ограничения, но всё равно - если будет смотреть, то обратите внимание на следующий момент: когда Даламар поёт фразу: "Закрывшие их лишь одно упустили из виду - что ключ в твои руки попросится сам". Буквально в одной фразе мы видим сразу три образа. Начинается всё с предыдущего открытого положения лицом к зрителю, и голос Даламара в этот момент чистый, глубокий, уверенный. Потом Даламар поворачивается "мёртвой" стороной к зрителю, прекрасно зная, что "ключ" ничего хорошего не ждёт, и Смолин в этот момент добавляет в голос немного хрипотцы и надрывности, а заканчивает он предложение повернувшись "живой" стороной, будучи в полном восторге, какой хитрый план они провернули, и в этот момент голос меняется на более высокий и прям кристально чистый, голос Даламара-манипулятора. Ну это ж просто огонь, согласитесь.

Ну и заканчивается номер опять "живой" стороной к зрителю - и мы чисто визуально понимаем, что Даламар, говоря: "Ведь я Даламар, верный твой ученик", вообще ни разу не искренен, он точно также пытается обхитрить Рейстлина, как до этого обхитрил Конклав магов - просто чтобы выведать у того, каким же тайным и хитрым способом ему удастся склонить светлую жрицу к сотрудничеству с тёмным магом. Ну и по заискивающей позе мы ещё и осознаём, что Рейстлина-то он вряд ли обдурил, а значит, и сам Рейстлин в этот момент по уровню ума и хитрости поднимается вот туда, до уровня верховного мага Конклава, а то и выше.

Нет, вы не подумайте, я, конечно, смотрел "Последнее испытание", но это было очень давно, ещё до попыток разобраться в том, как работают в кино (ну или в данном случае на сцене) те или иные вещи.-7

В общем, Смолин - нашёл новый образ персонажа, смог его сильнее раскрыть, параллельно с этим помог раскрыться другим персонажам, усилил детальность и правдоподобность мира, и всё это за пятиминутное появление сугубо второстепенного персонажа. Вот это я понимаю, мастер-класс того, как надо подходить к исполнению роли.