Либерализм — самая устойчивая гуманистическая идеология, которая вышла победителем из кровавых идеологических войн XX века. Сначала либерализм и коммунизм объединились для борьбы с идеологией нацизма и разгромили его. А потом, в ходе уже холодной войны, страны с либеральной системой ополчились на коммунистический лагерь.
СССР разрушился под действием внутренних противоречий, и многие страны вслед за этим сменили свою идеологическую окраску (Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния и другие страны «Варшавского договора», а также неприсоединившаяся к договору Югославия). Коммунизм сохранился лишь локально в странах, чья связь с Союзом оказалась не такой сильной (Китай, Куба, Вьетнам, КНДР). Сегодня либерализм (в той или иной форме) является руководящей идеологией большинства стран мира.
Протоидеология - предтеча всех гуманистических идеологических систем.
Однако, прежде чем приступить к разговору об истории либерализма, мне кажется, нужно сделать одно важное замечание. Вы должны представить грубую схему, которая поможет лучше понять метаморфозы, происходящие на идейном уровне.
Мы с вами уже знаем, что когда-то все общества выстраивались на теистическом мировоззрении. Сейчас же пришло время гуманистического (читай, научного или атеистического) мировоззрения. Смена эта произошла не сразу, поскольку наука еще не выработала своего взгляда, позволившего бы ей обойтись без идеи Творца. Но постепенно наука крепнет, выделяется в самостоятельную силу и создает теории. Одновременно с этим в Европе происходит теистический кризис, связанный с католической церковью. Он оформляется как «реформация» или разделение церкви на католическую, протестантскую и отдельную англиканскую церковь. Гуманизм как мировоззренческая концепция еще не сформирован, но процесс уже идет. И мыслители Европы говорят уже или о веротерпимости, или мыслят полностью материалистически. И они обсуждают варианты устройства общества.
И начало истории либерализма принято связывать именно с данными поисками, но это не либерализм как таковой, существующий нынче. Это формирование гуманистической протоидеологии, которая позже распадется на различные ветви: либерализм, коммунизм, нацизм, консерватизм и прочая, и прочая. Все идеологические системы станут опираться на сформированную «просветителями» протоидеологию. Произойдет лишь смещение акцентов. Где-то будут ценить собственность, где-то ее попытаются отменить, где-то сделают упор на социальный дарвинизм, а где-то — на социальную защищенность самых обездоленных слоев. При этом все системы останутся на гуманистическом мировоззрении, признавая демократию (как они ее понимают), сохраняя свое представление об «общественном договоре» и правах и обязанностях граждан и государства.
Формирование гуманистической протоидеологии начинается с XVII–XVIII веков, когда складываться ее философские основания. И связано это с европейскими мыслителями, названными просветителями. Основы рационализма в XVII веке закладывает Рене Декарт (1596–1650), эстафету подхватывает Вольтер (1694–1778), одновременно с Жаном Жаком Руссо (1712–1778). Начавшиеся идейно-политические трансформации приводят к свержению монархии в Англии («Славная революция») и Франции (Великая французская революция). В результате чего в Англии впервые появляется «Билль о правах», ограничивший власть монарха и заложивший основы конституционной монархии. А Франция, свергнув монархию, объявила, что теперь отменяются все сословия и все граждане равны перед законом. Попытались создать демократическое правовое государство. Однако вскоре монархия вернулась. Но мир увидел, что такое устройство общества, по крайней мере, возможно.
Формирование гуманистической протоидеологии продолжалось по многим направлениям. Основы экономического устройства гуманистического общества закладывают Адам Смит (1723–1790), Девид Рикардо (1772–1823) и другие философы и экономисты. Позже идеи Рикардо развил Карл Маркс (1818–1883), осмысливший такие понятия, как «рабочая сила» и «прибавочная стоимость». Другие экономисты и философы дорабатывают концепцию свободного рынка, от которой Маркс отказывается, создав собственную концепцию, о которой мы уже писали выше. И это было уже время формирования основных идеологических моделей.
Формируется понятие «общественного договора», естественных и даруемых государством прав человека. Оформляется понимание необходимости разделения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данная концепция была впервые предложена Джоном Локком (1632–1704). Опять же прошу заметить, что все вышеназванные принципы не принадлежат исключительно либерализму. Они, возможно, немного изменяясь, но сохраняются в каждой идеологической системе. И это говорит о едином корне всех идеологических систем — гуманистической протоидеологии, сформировавшейся во времена Просвещения.
Общественный договор – идея, разработкой которой занимались Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762), суть которой заключается в том, что граждане, становясь членами общества, добровольно отказываются от части своих прав в пользу государства. А также берут на себя ответственность за соблюдение определенных правил, соглашаясь с угрозой наказания за их нарушение. Джон Локк доказывал, что граждане также имеют право на восстание, если власть не выполняет свою часть договора и становится диктатурой.
К естественным правам (они еще называются «негативным правом») обычно относят:
право на жизнь;
право на свободу;
право на безопасность;
право на достоинство личности;
право на собственность;
право на труд и результаты труда;
право на личную неприкосновенность;
право на общение с себе подобными и продолжение рода, и др.
Данная доктрина закрепляет за человеком ряд прав (разные мыслители могут выделять и другие естественные права), которые он имеет уже в силу того, что принадлежит к человеческому роду. Разработкой этой темы занимались еще Платон и Аристотель, но особенное развитие эта концепция получила в период становления гуманистической протоидеологии. И после разгрома нацизма, в котором наблюдался сильный перекос в сторону положительного права (юридический позитивизм) или прав, которые человек получает от государства или закона.
Наряду с естественными правами в любом обществе существует совокупность нормативных правовых актов государства, названная позитивным правом. И оно не только различается от страны к стране, но и может меняться со временем.
Мыслители и философы гуманистического мировоззрения уделяли много внимания подобным юридическим вопросам. Ведь отказ от теистического фундамента, устранивший Законодателя, поставил перед мыслителями задачу определить новые законы, научно обоснованные, опирающиеся на разум и естественную необходимость. И это оказалось архисложной задачей, во многом не решенной до сих пор.
То, что единых законов вывести так и не удалось, показывает начавшееся деление протоидеологии на различные течения, которые по-разному понимали естественную необходимость, и по-разному трактовали нормы морали, правильность, справедливость, добро и зло.
Начали возникать многочисленные варианты и ответвления. Сначала новой протоидеологии противостоял только традиционализм теистических сообществ. Потом формируется социалистическое и коммунистическое направления, возникает национализм и собственно либеральная идеология. Кроме того, постоянно возникают различные симбиозы вроде либерального социализма, либерального национализма и проч.
Мы же остановимся на основных течениях распавшейся гуманистической протоидеологии, два из которых (нацизм и коммунизм) мы уже рассмотрели. Осталось понять суть либерализма. Поэтому предлагаю перейти к этому вопросу.
Фрагмент книги
17.06.24
А.Смирнов. Рабочий фрагмент книги посвященной устройству общества.
Для контактов https://t.me/mefodiyplus