Найти тему
Art Review

Живопись Хелен Мэри Элизабет Патерсон.

Хелен Мэри Элизабет Патерсон родилась 26 сентября 1848 года в живописной деревне Свадлинкот. Это место находится в самом сердце безмятежных пейзажей Дербишира. Хелен была старшей дочерью Александра Генри Патерсона, талантливого сельского врача, и Мэри Чанс Херфорд, чей род восходил к манчестерскому виноторговцу.

В раннем детстве семья Патерсон переехала в Альтринчам, Чешир. В этом городе отец Хелен открыл медицинскую практику, и так началась их счастливая и успешная жизнь.

Именно в этих благоприятных условиях начали прорастать и развиваться художественные склонности Хелен. Её бабушка Сара Смит Херфорд и тётя Лора Херфорд, обе признанные художницы своего времени, стали её первыми музами. Влияние таких выдающихся деятелей, как сэр Фредерик Лейтон, Фредерик Уокер и сэр Джон Эверетт Милле — видные фигуры Братства прерафаэлитов — дополнительно сформировало её художественный путь. Для поддержки себя и оплаты жилья Хелен начала работать в гравюрных фирмах, создавая сцены и фигуры в строгом черно-белом стиле. Её таланты не остались незамеченными; в 1869 году она получила заказ от журнала Once A Week на создание четырех полностраничных иллюстраций.

Художественная деятельность Хелен быстро получила признание, что привело к новым заказам от различных периодических изданий и издателей детской литературы, в то время как она продолжала обучение три раза в неделю. В 1870 году растущая репутация Хелен привела к её назначению единственной женщиной в составе основателей The Graphic — новаторского иллюстрированного еженедельного журнала высокого качества. Её профессиональная карьера взлетела вверх; заказы продолжали поступать, и в 1872 году Хелен решила прекратить формальное образование в Академии, чтобы сосредоточиться на своей процветающей карьере коммерческого художника.

Её престижные задания включали создание иллюстраций для романа Томаса Харди “Далеко от обезумевшей толпы” и иллюстрации серии романов для девочек Джулианы Эвинг, таких как “От шести до шестнадцати” и “Утюг за фартинг”. Стремясь усовершенствовать своё мастерство, она посещала вечерние занятия в Школе Слейда, где работала рядом с Кейт Гринэвэй. Это знакомство переросло в дружбу на всю жизнь. Восходящая звезда Хелен привела её в круг литературной и художественной элиты Лондона. Именно в этот период она встретила выдающегося ирландского поэта и редактора журнала Fraser’s Magazine, Уильяма Аллингема. Несмотря на значительную разницу в возрасте, Уильям был почти вдвое старше её, их общие страсти соединили их браком 22 августа 1874 года.

На двадцать четыре года старше её, Уильям был уважаемой фигурой в литературных кругах Лондона и поддерживал тесную дружбу с Томасом Карлайлом, Альфредом Лордом Теннисоном, Робертом Браунингом, Джоном Раскиным и Данте Габриэлем Россетти. Молодожёны обосновались на Трафальгарской площади в Челси, чтобы быть поближе к дорогому другу Уильяма, восьмидесятилетнему философу Карлайлу. Теперь, освободившись от ежедневной необходимости зарабатывать на жизнь, Хелен оставила работу в The Graphic и обратилась к своей настоящей любви — акварельной живописи. Два её акварельных полотна, “Молочница” и “Подожди меня”, были приняты на Летнюю выставку Королевской академии в 1874 году и проданы во время выставки, что принесло ей заказы на дальнейшие картины. Благодаря покровительству выдающегося акварелиста Альфреда Ханта она получила редкую честь стать ассоциированным членом Королевского общества акварельных художников в 1875 году и позже стала первой женщиной, полноправным членом этого общества.

Брак принёс Хелен детей, но не помешал её карьере в искусстве. Её первый сын, родившийся в ноябре 1875 года, был назван Джеральд Карлайл в честь великого мудреца. За ним последовала дочь Ева Маргарет, известная как “Эви”, родившаяся в феврале 1877 года, и наконец Генри Уильям появился на свет в 1882 году.

За семилетний период пребывания в столице, Хелен Аллингем представила публике свыше сотни акварельных полотен, на которых часто запечатлены её дети, позирующие в качестве моделей. Изначально её творчество отличалось изображением массивных фигур на фоне ландшафтов, однако со временем, под воздействием отдыха на лоне природы, художница перешла к более тонкой работе с мелкими персонажами, акцентируя внимание на деревенских мотивах. После утраты близкого друга Карлайла в 1881 году, Аллингемы решили оставить за собой шумный Лондон и обосноваться в уединённой деревне Сэндхиллс, что рядом с Уайтли в графстве Суррей. В этом укромном уголке Хелен достигла высот в искусстве изображения коттеджей.

Пребывание в Сэндхиллс ознаменовалось для Хелен и её супруга Уильяма периодом благополучия и творческого расцвета. Спокойствие этих мест благоприятно сказывалось на поэтических произведениях Уильяма и акварельных картинах Хелен, которые отражали красоту окружающей природы, цветущих садов, их детей и, прежде всего, старинных коттеджей с их неповторимым колоритом. Акварели Хелен, изображающие коттеджи, завоевали признание в лондонских кругах, что привело к организации её персональной выставки под названием “Коттеджи Суррея” в 1886 году Лондонским обществом изящных искусств. Но её увлечение этими домиками было не просто данью моде; оно было ответом на изменения времени, когда железные дороги прокладывали новые пути через деревни и поля, а стремление среднего класса к комфортабельным загородным жилищам приводило к тому, что старые соломенные крыши уступали место новому строительству.

Мы открыли новый, русскоязычный телеграмм канал Арт Обзор. Приходите к нам, будет интересно!

АртОбзор

В эпоху, когда прогресс неумолимо шагал по земле, оставляя за собой изменённые ландшафты и новые горизонты, Хелен Аллингем взяла на себя миссию сохранения облика древних уголков Англии. С неизменной точностью и теплотой, которая стала её визитной карточкой, она изображала каждый элемент этих старинных строений. Путешествуя по деревням, опережая строительные бригады и шары для сноса, она работала под открытым небом, используя ограниченную палитру из девяти цветов. В своих работах она иногда добавляла фигуры и даже восстанавливала элементы старины, такие как соломенные крыши или решетчатые окна, однако старалась избегать чрезмерной идеализации.

Её акварели до сих пор служат предметом изучения для архитекторов, стремящихся понять техники строительства прошлого. К концу 1880-х годов здоровье Уильяма начало ухудшаться, и пара приняла решение вернуться в Лондон, чтобы быть ближе к друзьям и обеспечить образование своих детей. Они осели в Хэмпстеде, но Хелен продолжала свои поездки в Суррей и Кент на поезде для создания новых произведений. В ноябре 1889 года Уильям ушёл из жизни, оставив Хелен с маленькими детьми и скромными финансами. Она вновь обратилась к своему искусству, создавая произведения, которые пользовались неизменным спросом и приносили значительные доходы. В 1890 году Королевское общество акварелистов открыло свои двери для женщин-художниц, и Хелен стала первой женщиной, принятой в его члены.