В этой статье:
- Требования законодательства к участникам сертификации
- Виды документов для реализации товара
- Преимущества селлера при наличии сертификации
- Как понять, какой документ нужен на товар
- Запустить продажи на маркетплейсах и выйти в плюс
(function () {if (typeof Kontur == 'undefined')return;const counters = Kontur.Counters;if (counters == undefined)return;counters.registerPageEvent('event-pub-content-headers-show');const items = document.querySelectorAll('[data-summary-item]');items.forEach((item) => {item.addEventListener('click', function (e) {counters.registerPageEvent('event-pub-content-headers-click');});});}());
Требования законодательства к участникам сертификации
Права и обязанности участников сертификации описаны в Законе № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002. По закону продавцы обязаны:
- продавать товары только с разрешительной документацией: сертификатом соответствия или декларацией о соответствии;
- следить за тем, чтобы продаваемые товары соответствовали требованиям нормативных документов и технических регламентов;
- маркировать товары;
- указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
- не мешать уполномоченным лицам проводить сертификацию и проверять сертифицированную продукцию;
- сообщать в орган по сертификации о внесении изменений в техническую документацию или в техпроцесс производства сертифицированного товара;
- приостанавливать или прекращать продажи, если:товар больше не соответствует требованиям нормативных документов;
истек срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии, срок годности или службы;
действие сертификата соответствия приостановлено или отменено по решению органа по сертификации.
Маркетплейсы: как запустить продажи и заработать
Разбираем необходимые действия и документы для старта продаж на Wildberries и Ozon
Виды документов для реализации товара
Сертификат соответствия — регламентированный документ, который подтверждает, что продукция соответствует техническим нормам и принятым требованиям к качеству и безопасности. Сейчас в России признаются два основных стандарта качества:
Читайте также: «Товарный знак для бизнеса: как защитить свой бренд на маркетплейсах»
- Постановление Правительства № 2425 (ранее ГОСТ Р) — российские стандарты.
- ТР ТС — технические регламенты Таможенного союза (Евразийского экономического союза).
Для оформления сертификата обязательно проведение испытаний на соответствие техническим регламентам в аккредитованной лаборатории.
Срок действия: от 1 года до 5 лет.
Срок выпуска: 2–3 недели.
Декларация о соответствии — документ, в котором производитель удостоверяет, что поставляемая им продукция безопасна и соответствует требованиям нормативных документов.
Срок действия: от 3 до 5 лет.
Срок выпуска: 2–7 дней.
Отказное письмо — письмо, которое содержит ссылку на законодательство и свидетельствует о том, что указанная продукция «не попадает в «Номенклатуру продукции товаров и услуг, подлежащей обязательной сертификации». Отказное письмо выдается на продукцию в случае, если она не подлежит обязательной сертификации или обязательному декларированию.
Для отказных писем не существует реестра, они не имеют идентификационного номера и требуются только по факту запроса.
Срок действия: бессрочный или до внесения изменений в нормативные документы.
Срок выпуска: 1 день.
Свидетельство государственной регистрации — документ, который подтверждает, что продукция прошла процедуру государственной регистрации и соответствует обязательным санитарным и гигиеническим нормам, установленным на территории Евразийского экономического союза (ранее Таможенного союза).
Читайте также: «Кто такой менеджер маркетплейсов и как им стать с нуля»
Отличается от сертификации тем, что помимо проверки качества и безопасности проверяются еще санитарно-гигиенические нормы. В практике встречается часто, так как СГР нужен на детские товары возрастной категории от 0 до 3 лет: одежду, пеленки.
Срок действия: бессрочный.
Срок выпуска: 2–3 месяца.
Регистрационное удостоверение — официальный документ, который выдается в соответствии с требованиями и нормами Минздрава. Необходимость его оформления обусловлена конкретной группой продукции. Как правило, это оборудование в сфере здравоохранения.
Селлеры редко оформляют удостоверение. А если сталкиваются с этой необходимостью, то часто меняют нишу, так как это один из дорогостоящих документов, его начальная стоимость 700 000 руб.
Срок действия: 5 лет для удостоверений, выданных после 2021 года.
Срок выпуска: от 9 месяцев до 1,5 лет.
Узнайте, как выйти на Wildberries и Ozon
На курсе Контур.Школы и Market Profi «Маркетплейсы: как запустить продажи и заработать»
Преимущества селлера при наличии сертификации
Главное преимущество — это соблюдение закона. Но какие дополнительные бонусы получают селлеры, которые сертифицировали товары?
Отметка качества на маркетплейсах. В прошлом году в обновлении Wildberries появилась графа для заполнения документации на товар. Продавцы, которые заполняют эти поля, получают зеленую галочку в карточке. Наличие подобной отметки положительно влияет на имидж компании и повышает лояльность клиентов.
Защита от нечестной конкурентной борьбы. По словам селлеров, в 70% случаев документы на продукцию запрашивают конкуренты. Если вы не ответите на запрос в течение 3 дней, карточку скроют или вовсе заблокируют. Это самый популярный способ борьбы — потопить соперников в бумажной волоките.
Читайте также: «Как работать с конкурентами: 3 практических инструмента»
Подготовка к внутренним изменениям маркетплейса. Так как на Wildberries появилась графа для добавления документации, есть вероятность, что ее заполнение может стать обязательным.
Такая ситуация уже была с Честным знаком в апреле 2023 года. WB не проверял маркировку как обязательное требование к поставке товаров на склад. Но одним днем выпустил новость, что продукция, которая находится на складах без маркировки, будет оштрафована на 1500 руб. за 1 единицу. А у селлеров лежало на складах от 200 до 1000 единиц товаров, суммы штрафа доходили до миллиона рублей.
Как понять, какой документ нужен на товар
В России действуют две основные системы сертификации:
- по Постановлению Правительства № 2425;
Если ваш товар есть в этих системах, значит, на него нужно оформлять декларацию или сертификат. Если его там нет — отказное письмо.
Сложность в том, чтобы правильно найти товар в регламентах. Компания SertMarket создала «Сертификатов бот», который в режиме одного окна отвечает на вопросы по сертификации. Найдите категорию и товар, а бот подскажет:
- какой документ нужен;
- примерную стоимость его оформления;
- коды ТН ВЭД;
- перечень товаров, которые можно добавить.
Также в боте можно получить бесплатную консультацию с менеджером.
Запустить продажи на маркетплейсах и выйти в плюс
В статье мы разобрали виды документов для реализации товаров на маркетплейсах. А составить план для старта продаж на Wildberries и Ozon и получить рекомендации успешных селлеров вы можете на курсе Контур.Школы «Маркетплейсы: как запустить продажи и заработать». Во время обучения:
- вы научитесь анализировать рынок и принимать решения на основе статистических данных;
- узнаете, как рассчитать юнит-экономику и определить цену для продажи;
- поймете, как контролировать качество продукции при закупке;
- научитесь оформлять карточки и запускать продвижение.