17 июля, почти ровно 80 лет назад в Москве произошло чрезвычайное по своей значимости событие.
17 июля 1944 года по улицам нашей столицы советская армия прогнала строем многотысячную толпу немецких военнопленных, захваченных в ходе Сталинградской битвы. Вернее, по итогам этой битвы.
Вслед за пленными немцами шли поливальные машины. Они смывали - в прямом и в переносном смысле - ту грязь, которая оставалась на асфальте после плененного в большом количестве противника.
Впечатляющие кадры прогона пленных немцев по Москве были включены в фильм «Семнадцать мгновений весны».
Знаете, я до сих пор, просматривая эту кинохронику, теряюсь в догадках, размышляя о тайне человеческой природы.
Я всегда всматриваюсь в лица наших людей, пришедших в огромном количестве посмотреть на тех самых немцев, которые в одночасье превратили жизнь многомиллионного народа в руины. В выживание. У многих из этих людей погибли отцы, сыновья, мужья, братья. Кто-то, вероятно, и вовсе потерял семью целиком…
Говорят, что немцев в основном встретили молчанием. Ругательных выкриков было крайне мало. Они, по воспоминаниям очевидцев, были единичными.
Когда я смотрю на лица наших предков, то мне кажется, что я вижу в них во всех один немой вопрос. Как же так получилось, что вот эти вот на вид самые что ни на есть обыкновенные люди пришли убивать с необыкновенной убежденностью в естественности своих действий?
И действительно: осталось достаточное количество воспоминаний немецкой стороны о той войне. Эти воспоминания затрагивали самые различные её, войны, аспекты, но в них, как правило, не было одного. В них не было сомнений в том, что они делали что-то неправильное, убивая советский народ. Для них это была в основном рутинная работа. Они могли удивляться смелости советских солдат и мирных граждан. Их могло злить то, что советский народ умирал, но не сдавался. Но мало кто углублялся в размышления о том, возможно ли вообще делать то, что делали немцы.
А наши предки смотрели на немцев - и мне кажется, что размышляли они в основном именно о том, как же так получилось. Для чего так получилось. Зачем так получилось, что эти люди пришли убивать других людей. И убили к тому времени огромное количество наших людей самых разных профессий, всех возрастов и социальных слоев. Народ безмолвствовал…
А немцы - офицеры и рядовые - шли самым обычным шагом. Кто-то смотрел исподлобья, кто-то - надменно. На редких лицах были заметные проблески каких-то смутных размышлений о чем-то. Каких-то размышлений…
Наши предки не знали, что немецкие войска были, пожалуй, только вершиной европейской идеи об уничтожении извечной «русской угрозы» и о так называемой «туранской расе» - смеси нескольких народностей, в результате чего на свет появились «грязнокровки»-русские. Которых можно и нужно не жалеть.
Наши предки, смотревшие на пленных немцев, в большинстве своем ничего такого не знали. Но они это очень хорошо прочувствовали на себе в той войне.
Я не знаю, к чему готовили себя пленные немцы, когда их гнали к Москве. Но часть из них, предполагаю, были готовы к худшему исходу. Однако они его не получили. И не потому, что русские не могли устроить им самосуд. И даже не потому, что кто-то бы осудил за это наших предков.
Этого ничего не произошло, потому что мы как народ - не такие. Мы никогда не воюем из ненависти. И именно поэтому у нас нет тех самых пресловутых «нацбатов», которые были у немцев тогда, в Великую Отечественную, и которые есть у нашего противника сейчас. Вероятно, в этом кому-то видится наша ситуативная слабость. Но именно в этом же - я убеждена в этом абсолютно - заключается и наша вечная сила. Невозможно победить того, кто умеет владеть собой. А ненавидящий другого в итоге всегда проигрывает. Иногда - если речь идет о целом народе - проигрывает не сразу. Но все равно - проигрывает.
А своими предками, своим мужественным народом я горжусь. Горжусь беспощадностью к противнику в бою - и бесконечным милосердием к поверженному и безоружному. В моем понимании, настоящая внутренняя сила и должна быть такой.
п.с. В первоначальном варианте текста мной была указана дата 17 июня. В данном случае я ссылалась на то, что об этом говорил в передаче Борис Якеменко (ссылка на этот кусочек из его передачи есть у меня в ТГ). Он говорил об этом событии, подчеркивая именно июньскую дату.
Меня поправили. Я перепроверила. Увы, историк Борис Якеменко озвучил не ту дату.