Путин освободил от обязанностей давешних заместителей министра Обороны Николая Панкова, Руслана Цаликова, Татьяну Шевцову и Павла Попова и назначил новых. Несмотря на то, что ранее эти заместители прошлого министра подали рапорта в отставку, подписывать их не спешили. Вероятно, подбирали замену.
Теперь ходоки с большими серебряными звездами на погонах, вероятно, потянутся на трудоустройство в Совбез, вслед за своим патроном. Но и замена оказалась, как минимум, странной для людей непосвященных в ход мыслей Верховного.
Решение об обновлении руководства МО назрело давно. Для полноценной работы Андрею Рэмовичу нужна в министерстве своя команда, предыдущая надежд Владимира Владимировича, по каким-то причинам, не оправдала.
Но помимо экономиста Леонида Горнина и аудитора Олега Савельева Белоусову "сосватали" из Кремля и двоюродную племянницу Путина Анну Цивилёву и "принца" сына экс-премьер-министра Павла Фрадкова.
Теперь эти люди начнут работать в министерстве Обороны. Ну и заодно наш главный поборник борьбы с бюрократией штат заместителей министра МО увеличил, с 10 до 12 (в ближайшее время еще будут новые назначения на вакантные должности).
Владимир Соловьёв уже высказался по этому поводу:
"По поводу назначения Анны Цивилёвой на должность заместителя министра обороны России.
Думаю, что это ответ на запрос общества сделать ведомство более человечным и социальным. Стоит отметить, что у Цивилёвой есть опыт построения масштабной структуры, ориентированной на людей — фонда «Защитники Отчества»... Меньше чем за 2 месяца, с нуля, она создала новую организацию, аналогов которой не было в стране, сумела реализовать ряд значимых инициатив...
Нынешнее кадровое решение — это признание эффективности Анны Цивилевой как руководителя и показатель доверия к ней главы государства".
На самом деле немного не так. Но что с Соловьёва взять, он же из лучших конъюнктурных побуждений.
Фонд многих проблем военнослужащих и лиц, к ним приравненных, пока решить не успел. Система слишком громоздка и неповоротлива, засорена бюрократами и излишним документооборотом.
Но, что важно, там где ранее Цивилёва, в решении вопросов фонда упиралась в бюрократические препоны МО, сейчас у неё открывается уникальная возможность эти препоны в ведомстве устранить собственными руками. Если дадут карт-бланш и не завалит помпезными статусными мероприятиями и бумажками.
В чем Владимир Рудольфович прав, так в том, что Цивилёва взвалит на себя социалку оборонного ведомства. Справится ли эта хрупкая женщина, проявит ли бойцовский наркомовский характер? Дай Бог, как говорится.
Самый знаковый из новых назначенцев — экономист Горнин. Он не управленец-менеджер, но профессиональный мозг, который давно по достоинству оценил Белоусов по совместной работе.
Ранее Горнин был заместителем главы Минфина, контролировал формирование военного бюджета. В ранге Первого замминистра обороны Леонид Владимирович в военном ведомстве будет курировать весь комплекс вопросов финансового обеспечения ВС РФ (еще один Первый заместитель, которого менять не стали — генерал-полковник Юнус-Бек Евкуров сейчас решает важные вопросы на африканском и арабском треках).
Павел Фрадков будет отвечать за управление имуществом, земельными ресурсами, а также строительство объектов для нужд Минобороны и народного хозяйства. Кроме того, он будет курировать инновации и центры управления.
По этим кадровым решениям становится видно, что основные претензии Владимира Владимировича к МО содержатся к военному бюджетированию, контролю за расходованием бюджетных средств, программам строительства и социальной сферы, организации военной медицины, кадровой политике, IT и коммуникациям. Вероятно, Верховный считает, что эти назначенцы способны эти претензии купировать. Не последний еще резерв, но тем не менее, если уж родственники родственников в ход пошли...
Пока же новая команда напоминает коллектив ЖЭКа, под предводительством прагматичного завхоза, которому раздали скафандры и поручили заниматься проблемами освоения открытого космоса. Но ведь пока не попробуешь — не узнаешь. Благие намерения проверяются делом. Управленческий гений может скрадывать недостатки и изъяны, а без шороховатостей ни одно дело не делается.
В очередной раз можно констатировать, что Путин не доверяет руководство МО военным, внедряя гражданских спецов на руководящие должности в оборонное ведомство. У них есть определенные опыт и заслуги, но не в российской армии. Все они занимались реформированием МО и ВС РФ, садились на финансовые и хоз.потоки. И каждая новая реформа носила неоднозначный характер, а польза для армии была спорной.
Безусловно, были и положительные моменты, как поднятие денежного довольствия военнослужащих и анонсирование выдачи жилищных сертификатов и т.д., но все они разбивались об минусы, которые вредили боеспособности ВС РФ.
Впрочем, функционал разделен: за победы и поражения отвечать будет Генштаб ВС, за безупречную (или скверную) работу всех служб и процессов — новые назначенцы. Он и ранее был разделен, но наград у гражданских персон в зеленом и черном обмундировании на груди было поболее, чем у тех, кто в камуфляже, почестями и благополучием чаще облагораживались паркетные, а вопрос ответственности как-то терялся в розовом тумане. Остается только надеяться, что ратный подвиг не замылят и не присвоят друзья друзей, а работать будут ответственно и на совесть, а не за награды.
Автор телеграм-канала "Время Путина" задался вопросом:
"Во всей этой истории есть есть еще один вопрос — а как всё это будет восприниматься внутри Вооруженных Сил? Опыт заставляет предположить,что всё так же негативно.
В армии демонстративно не любили Иванова, Сердюкова с командой и Шойгу. Белоусов и его команда восторг вряд ли вызовут. Тем более, что в управленческих качествах Белоусов не Шойгу — гайки он закрутит как и Сердюков — сильно.
Без изменения модели руководства армией вряд ли возможны качественные изменения — скорее, легкий ремонт. В ходе операции выросла новая плеяда старших боевых офицеров, которые имеют собственное видение на перспективы развития Вооруженных Сил. Но учитывая опыт чеченской и сирийской кампаний, сумеют ли они найти понимание, как среди генералитета, так и в Кремле? Судьба некоторых офицеров, скорее, говорит об обратном..."
Белоусову предстоит нелёгкая задача — связать в единое целое разрозненные и порой противоречивые силы гражданского руководства МО, заслуженного генералитета с прошлыми заслугами и офицеров, закалённых новым опытом. Все они должны продуктивно работать на общее дело. И начать должны были ещё вчера. Времени на раскачку нет. Тут если не получится — руками не разведешь, дескать, простите, не смогли. Судьба Отечества на кону, в преддверии возможной Третьей мировой.
Что еще хотелось сказать. Год назад, на встрече с командирами-оркестрантами Путин пообещал, что изменения в министерстве Обороны будут. Не все дожили до этого дня, но в мае этого года Верховный начал сдерживать своё обещание.