Вчера мы были в Новом Иерусалиме. Один из любимых монастырей, красота и величие которого вновь и вновь потрясают.
В музее неподалеку от монастыря в этот наш приезд были открыты 3 выставки. Я расскажу немного о каждой в порядке убывания от наиболее понравившейся к наименее.
Первая выставка "Формула Руси 17/20" рассказывает о влиянии русского искусства, а вернее его образов, на время, преимущественно, рубежа 19-20 веков, когда древнерусская живопись была вновь открыта. В музее подготовлен очень хороший небольшой путеводитель по выставке, который может получить при входе каждый посетитель. Выставка состоит из 7 залов и как бы растворена в основной экспозиции, и лишь последний зал полностью составлен из выставочных предметов.
Существенная доля экспозиции посвящена патриарху Никону
На выставке также демонстрируются его личные вещи, но фотографировать их я не посмела.
В зале основной экспозиции, посвященной иконописи, была представлена "Заря" Дмитрия Стеллецкого, запомнившаяся еще по примечательной выставке в Музее русского импрессионизма "Охотники за искусством".
Я очень рада, что в последние годы открыла для себя имя Дмитрия Стеллецкого. Его работы это не попытка возрождения старой традиции через подражание или копирование, а скорее переосмысление и удачная стилизация образов. Дальше я покажу 4 его работы, которые для меня стали лучшими на этой выставке.
Также я очень рада, что на выставке увидела работы своего любимого Андрея Рябушкина. Есть в его картинах что-то неповторимое, что меня завораживает. Мечтаю о том, чтобы когда-нибудь устроили выставку его работ.
Далее я приведу иные наиболее понравившиеся мне работы.
Почему, интересно, так много птиц над куполами и почему они именно с этой стороны?
Как и многие работы Петрова-Водкина, эта сразу фокусирует на себе внимание. Зайдя в огромный выставочный зал, глаз сразу выхватывает ее. И ошибиться в авторстве, хотя бы один раз увидев любую его работу, невозможно.
Второй выставкой, которую я отмечу, стала "Невидимы и свободны. Три взгляда на советский модернизм 1920-1930-х годов". Лейтмотивом этой выставки стала книга-альбом искусствоведа Ольги Ройтенберг "Неужели кто-то вспомнил, что мы были..." о молодых художниках эпохи 1920-1930-х годов. Мне всегда было очень интересно искусство этого периода, особенно в связи с тем, что в это время работал один из любимых моих писателей Юрий Карлович Олеша. Он оказался застигнут революцией в 18 лет и остался один на один со стремительно изменяющимся миром. Полагаю, что у этих художников, происходило примерно то же самое. Поэтому произведения искусства той поры так часто пронизаны двойственностью, переходностью, в них очень много визуальных впечатлений. Но подчас не хватает определенности и завершенности. На выставке всего этого, к сожалению, не заметно, поскольку она составлена довольно пресно и не дает, даже частично, представления о том времени.
Мне больше всего на этой выставке понравились две картины Николая Лакова.
Третьей выставкой, от которой я ждала многого, но не дождалась ничего, стала "Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников". На мой взгляд, это просто набор работ художников-современников Ильи Репина и его самого. Причем это работы даже не среднего качества. Построение выставки на принципах "Учитесь у природы" и "Идите своим собственным путем", о чем серьезно написано на стенах, не повышает значимость произведений и уж тем более ничего не объясняет. Это просто бессмысленно и смешно. Далее несколько иллюстраций.
Как я уже много раз тут писала, на выставках мне всегда приходят на ум стихи. Но в этот раз, стоя у этой работы, я вспомнила отрывок из одной из любимых странных книг моего детства "Русский погребок" Татьяны Смертиной. "Лист капустный, до немоты грустный...".