Найти тему
Ещё один блокнот

Новый Иерусалим

Вчера мы были в Новом Иерусалиме. Один из любимых монастырей, красота и величие которого вновь и вновь потрясают.

Стоят и смотреть можно очень долго, и это никогда не надоедает. Как слушать Баха
Стоят и смотреть можно очень долго, и это никогда не надоедает. Как слушать Баха
Эта фотография из прошлогоднего путешествия, с которого и началась любовь и привязанность к этому месту
Эта фотография из прошлогоднего путешествия, с которого и началась любовь и привязанность к этому месту

В музее неподалеку от монастыря в этот наш приезд были открыты 3 выставки. Я расскажу немного о каждой в порядке убывания от наиболее понравившейся к наименее.

Первая выставка "Формула Руси 17/20" рассказывает о влиянии русского искусства, а вернее его образов, на время, преимущественно, рубежа 19-20 веков, когда древнерусская живопись была вновь открыта. В музее подготовлен очень хороший небольшой путеводитель по выставке, который может получить при входе каждый посетитель. Выставка состоит из 7 залов и как бы растворена в основной экспозиции, и лишь последний зал полностью составлен из выставочных предметов.

Существенная доля экспозиции посвящена патриарху Никону

Парсуна "Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря". Считается прижизненным изображением патриарха. Примерная датировка - 1660-е годы.
Парсуна "Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря". Считается прижизненным изображением патриарха. Примерная датировка - 1660-е годы.

На выставке также демонстрируются его личные вещи, но фотографировать их я не посмела.

В зале основной экспозиции, посвященной иконописи, была представлена "Заря" Дмитрия Стеллецкого, запомнившаяся еще по примечательной выставке в Музее русского импрессионизма "Охотники за искусством".

Заря. 1910.
Заря. 1910.

Я очень рада, что в последние годы открыла для себя имя Дмитрия Стеллецкого. Его работы это не попытка возрождения старой традиции через подражание или копирование, а скорее переосмысление и удачная стилизация образов. Дальше я покажу 4 его работы, которые для меня стали лучшими на этой выставке.

Серия "Времена дня". Утро
Серия "Времена дня". Утро
Серия "Времена дня"
Серия "Времена дня"
Серия "Времена дня". Вечер
Серия "Времена дня". Вечер
Серия "Времена дня". Ночь
Серия "Времена дня". Ночь

Также я очень рада, что на выставке увидела работы своего любимого Андрея Рябушкина. Есть в его картинах что-то неповторимое, что меня завораживает. Мечтаю о том, чтобы когда-нибудь устроили выставку его работ.

Прогулка боярышни. 1893
Прогулка боярышни. 1893
Голова стрельца. 1902
Голова стрельца. 1902

Далее я приведу иные наиболее понравившиеся мне работы.

Михаил Нестеров. Соперницы. 1932.
Михаил Нестеров. Соперницы. 1932.

Почему, интересно, так много птиц над куполами и почему они именно с этой стороны?

Кузьма Петров-Водкин. Богоматерь. Эскиз фрески для Кронштадтского собора. Начало ХХ века. Темпера.
Кузьма Петров-Водкин. Богоматерь. Эскиз фрески для Кронштадтского собора. Начало ХХ века. Темпера.

Как и многие работы Петрова-Водкина, эта сразу фокусирует на себе внимание. Зайдя в огромный выставочный зал, глаз сразу выхватывает ее. И ошибиться в авторстве, хотя бы один раз увидев любую его работу, невозможно.

Второй выставкой, которую я отмечу, стала "Невидимы и свободны. Три взгляда на советский модернизм 1920-1930-х годов". Лейтмотивом этой выставки стала книга-альбом искусствоведа Ольги Ройтенберг "Неужели кто-то вспомнил, что мы были..." о молодых художниках эпохи 1920-1930-х годов. Мне всегда было очень интересно искусство этого периода, особенно в связи с тем, что в это время работал один из любимых моих писателей Юрий Карлович Олеша. Он оказался застигнут революцией в 18 лет и остался один на один со стремительно изменяющимся миром. Полагаю, что у этих художников, происходило примерно то же самое. Поэтому произведения искусства той поры так часто пронизаны двойственностью, переходностью, в них очень много визуальных впечатлений. Но подчас не хватает определенности и завершенности. На выставке всего этого, к сожалению, не заметно, поскольку она составлена довольно пресно и не дает, даже частично, представления о том времени.

Антонина Софронова. Улица Москвы в районе Кропоткинских ворот. 1933
Антонина Софронова. Улица Москвы в районе Кропоткинских ворот. 1933
Евгений Окс. Трубниковский переулок. 1933
Евгений Окс. Трубниковский переулок. 1933

Мне больше всего на этой выставке понравились две картины Николая Лакова.

Вечерняя улица. Москва. 1927
Вечерняя улица. Москва. 1927
Вечерняя улица. Трамвай. 1928
Вечерняя улица. Трамвай. 1928

Третьей выставкой, от которой я ждала многого, но не дождалась ничего, стала "Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников". На мой взгляд, это просто набор работ художников-современников Ильи Репина и его самого. Причем это работы даже не среднего качества. Построение выставки на принципах "Учитесь у природы" и "Идите своим собственным путем", о чем серьезно написано на стенах, не повышает значимость произведений и уж тем более ничего не объясняет. Это просто бессмысленно и смешно. Далее несколько иллюстраций.

Валентин Серов. Финский дворик.
Валентин Серов. Финский дворик.
Фрагмент "Финского дворика". Это очень мило.
Фрагмент "Финского дворика". Это очень мило.
Илья Репин. Капуста. 1884
Илья Репин. Капуста. 1884

Как я уже много раз тут писала, на выставках мне всегда приходят на ум стихи. Но в этот раз, стоя у этой работы, я вспомнила отрывок из одной из любимых странных книг моего детства "Русский погребок" Татьяны Смертиной. "Лист капустный, до немоты грустный...".