на примере Ярославского региона.
Развитие резного узорочья в Ярославской губернии тесно связано с историей заселения этих земель. С XII века сюда приходили переселенцы с Севера, которые принесли языческие традиции в символику резных орнаментов. Они использовали обереги, чтобы защитить свои дома. Также сюда переселялись люди с юга, из Ростово-Суздальских земель. В начале XVIII века резные орнаменты в этих местах начали сочетать с кружевоплетением.
Эти особенности определили характер развития орнаментов в деревянной резьбе региона. Со временем в них происходили изменения и слияния под влиянием новых миграций населения.
Ярославская губерния имела особое территориальное расположение, что повлияло на развитие деревянного узорочья. С одной стороны, она была связана с замосковными уездами (Костромским, Владимирским, Тверским), а с другой — с уездами Севера.
Конструктивные особенности изб в Ярославском крае (клеть четырехстенок или пятистенок) определяли расположение резного узорочья. Оно концентрировалось на главном фасаде избы и было связано с конструкцией, которую декорировало: карнизом, навершающим обрамлением фронтона крыши, оконными наличниками, сандриками, обрамлениями венцов сруба. Главный фасад избы создавал красную линию улицы деревни.
С XII века фасады изб стали украшать резными орнаментами-оберегами в соответствии с языческими мировоззрениями славян. Например, элементы в виде круга и полукруга — это архаический знак солнца в трёх ипостасях: восход, полдень, закат. Согласно славянским представлениям, восходя в небесную часть мира, солнце освещало земную часть, а после прохождения своего пути в небесной части опускалось в подземную и затем вновь восходило на небе.
Знаки плодородия — дождя и полей — также изображались в декоративной фасадной резьбе изб. На оконных наличниках «дождь» встречался в виде деревянных округлых, квадратных или заострённых капель, направленных вниз — к знаку поля — к плоским геометрическим фигурам. Знаки плодородия, символизирующие возобновление жизненного цикла, обычно изображались в виде округлой или вытянутой овальной формы и располагались в верхнем ярусе оконного декора рядом со знаками дождя и полей.
Подобное узорочье с характерными деталями декора (полотенцами, тонким фризом, навершающими фронтон рогами) распространилось с Севера и получило наибольшую популярность в деревнях северо-западных районов Ярославской области.
Северные языческие орнаменты-обереги стали основой фасадного узорочья, задав основные формы и расположение элементов. Однако к XVII веку языческая символика в резьбе потеряла своё первоначальное значение. Находясь в постоянном поиске опоры, она переплелась с новым течением в декоративно-прикладном творчестве — кружевоплетением. В России в это время основным направлением в искусстве было барокко, что привело к использованию в резьбе по дереву мотивов цветов, раковин и различных завитков. Подобные мотивы черпались из западноевропейских источников, которые попадали в Россию через дворянскую вышивку. Мотивы копировались по книгам из немецких и итальянских земель.
В резьбе по дереву появляются новые орнаменты и сюжетные мотивы. Растительные и зооморфные узоры, а также изображение «древа жизни» становятся всё более популярными.
В швейных мастерских Ярославской губернии, особенно в Ростове и Романово-Борисоглебске, мотивы резьбы приобретают более реалистичное воплощение. Растительные узоры сочетаются с изображениями птиц по обе стороны дерева или двуглавого орла. Также встречаются мотивы птицы и двух сердец, уточек, лебедей, лошадей со всадниками, барсов. Всё это символизирует богатство растительного мира.
В резном узорочье Ярославского региона этого периода заметно влияние стиля рококо. Его характерными чертами являются беспокойные линии.
В конце XVIII века в Ярославскую губернию приходит новое веяние — классицизм. Он был привнесён из Санкт-Петербурга и включал в себя ряд правил для провинциальных губерний. Эти правила соответствовали требованиям русского классицизма и касались архитектуры. Целью было ускорить процесс регулярного переустройства городов и стимулировать каменное строительство в провинциях. В результате «фасады» стали распространяться и на усадебное строительство в уездных деревнях. Крестьяне могли заимствовать декоративные элементы и использовать их для украшения своих изб.
Резные украшения стали имитировать элементы каменной архитектуры классицизма. Это отразилось на декорировании главного фасада жилой избы. Симметрия, трёхчастное членение по высоте, обшивка гладкими досками, имитирующими штукатурку, имитация пилястр с плоскими резными капителями и укрупнённой базой — всё это стало характерными чертами резного узорочья. Иногда имитировалась рустовка и лопатки на углах, а также усыпанные резьбой навершающие многопрофилированные карнизы и декоративные кронштейны.
А.Э. Иванова
Научный руководитель — Н.В. Хомутова, канд. архитектуры, доцент.
По материалам 77 научной конференции ЯГТУ, секция «Архитектура и дизайн»