Найти в Дзене
Русская Правда

«Кругом измена и трусость и обман» продолжаются: массовый отход архиереев РПЦЗ в МП по окончании ВМВ

С. В. Крыжановский «Русская Зарубежная Церковь на ​стезях​ отступничества. ​Апостасия​ в РПЦЗ и исповеднический путь Катакомбной Церкви» (​отр​.):

«А в это время сталинопоклоннический психоз обуял значительное количество несоветскоподданных архиереев РПЦЗ В Северной Америке непосредственно в МП в 1946 г. ушли ​еп​. Алексий (Пантелеев) Аляскинский и ​еп​. ​Макарий​ (​Ильинский​) Бостонский. В ноябре 1946 г. там же состоялся печально известный Кливлендский собор, на котором митрополит ​Феофил​ (​Пашковский​) со своими единомышленниками объявил советского лжепатриарха Алексия I „нашим духовным главой“ и просил его сохранить „полную автономию Американской церкви“, на что тот и дал согласие. Немного позже к митр. ​Феофилу​ присоединился ​архиеп​. Чикагский Леонтий (Туркевич).

В Иране к МП в 1945 г. отошла миссия РПЦЗ во главе с ​еп​. Иоанном (​Шлимон​) ​Урмийским​ и ​Саламасским​.

В Европе дела обстояли не лучше. В 1945 г. порвали все отношения с ​первоиерархом​ РПЦЗ митр. ​Анастасием​ и ушли в МП митр. Парижский Серафим (Лукьянов) и ​архиеп​. ​Богучарский​ Серафим (​Соболев​). К тому же в 1950 г. перед самой своей смертью к „​сергианам​“ тайно присоединился и скандально известный митр. Серафим (Ляде).

Посмертное вскрытие его личного архива показало, что до того он дважды обращался к московскому патриарху с прошением принять его „в сущем сане“ в юрисдикцию МП, но тогда ответ был отрицательным. Так печально закончились эксперименты иерархов РПЦЗ по принятию к себе в общение в „сущем сане“ бывших обновленцев.

Наиболее драматично события развивались в Китае. Их стоит описать наиболее подробно, так как именно они дают ключ к пониманию причин и последствий уклонения епископов РПЦЗ в сергианство.

К 1945 г. в Китае находились следующие архиереи РПЦЗ: митрополит ​Мелетий​ (​Заборовский​) Харбинский, ​архиеп​. Димитрий (Вознесенский) ​Хайларский​, ​еп​. Ювеналий (​Килин​) Цицикарский, ​еп​. Иоанн (Максимович) Шанхайский, ​архиеп​. Виктор (​Святин​) Пекинский и ​архиеп​. Нестор (​Анисимов​) Камчатский, находившийся в ​Манчжурии​.

В июне 1945 г. состоялось епископское совещание Харбинской епархии с участием митр. ​Мелетия​, ​архиеп​. Димитрия и ​еп​. Ювеналия на предмет принятия сергианства. Результатом этого совещания стало решение просить патриарха Алексия I о переходе в Московский Патриархат. 26 июня 1945 г. совещание направило советскому патриарху Обращение, в котором говорилось:

“... Каждый из нас в эти долгие годы переживал великую душевную тяжесть, будучи оторван прошедшими событиями от нашей святой Матери родной Российской Православной Церкви. В настоящее же время, благодаря великой милости Господней, снова радостью забились сердца наши, ибо, ​почитая​ себя верными сынами святой Матери нашей Русской Православной Церкви (мы всегда в храмах наших поминали православное епископство Церкви ​Российские​ и Богохранимую страну Российскую) — мы снова имеем возможность возносить в молитвах наших имя ​Первосвятителя​ Церкви ​Российские​ — Святейшего отца нашего Алексия, Патриарха Московского и ​всея​ Руси, законного преемника Святейшего Патриарха Тихона, избранного Поместным Собором 1945 г., имеющего каноническую связь с прошлым Собором 1917–1918 ​гг​. Всем этим великую радость и милость послал нам Господь, ибо не оставил нас сирых — воздвиг нам Отца, Свят. ​Патр​. Московского и ​всея​ Руси, поминаемого ныне нами в наших молитвах в храмах наших за богослужением. Смиренно припадая к стопам Вашего Святейшества и испрашивая Вашего ​Первосвятительского​ благословения, усердно молим Ваше Святейшество раскрыть нам объятия отца, принять нас под высокую руку Вашего ​Первосвятительского​ окормления…“.

Дальше, как говорится, ехать некуда.

Этими же тремя иерархами было направлено восторженное письмо лично И. В. Сталину, а в ​сент​. 1945 г. послана телеграмма ему же в духе лучших „​сергианских​“ традиций:

„Да благословит и укрепит Вас Господь, дорогой Иосиф Виссарионович, на дальнейшие труды на ​благо​ нашей Родины и даст Вам сил и здоровья на ​многие​ и ​многие​ лета!“.

На это Сталин ответил своей телеграммой:

„Прошу передать православному русскому духовенству и верующим города Харбина мой привет и благодарность за заботу о детях и о семьях Красной Армии“.

Пекинская епархия, ввиду неблагоприятной политической обстановки в Китае, тот же вопрос решала самостоятельно. 31 июля 1945 г. ​еп​. Иоанн (Максимович) в письме ​архиеп​. Виктору убеждал того принять московскую юрисдикцию:

„... После решения Харбинской епархии и в виду отсутствия сведений о Заграничном Синоде в течение ряда лет, иное решение нашей Епархии сделало бы ее совершенно независимой, автокефальной епархией. Канонических условий для такой независимости не имеется, так
как сомнений в законности <...> признанного Патриарха не имеется. Отношения с той церковной властью также делаются возможными, так что неприменим Указ от 7 ноября 1920 г. <...> Возношение же имени Патриарха <...> необходимо Вашим Указом ввести безотлагательно во всей епархии“, что и было сделано.

За Харбинской и Пекинской ​епархиями​ последовал и ​архиеп​. Нестор Камчатский, который ранее, до 1931 г., уклонялся к „евлогианам“ и признавал митр. ​Сергия​ (Страгородского), сохраняя верность ему, но затем вновь вернулся в РПЦЗ.

7 декабря 1945 г. патриарх Алексий отправил в Харбин митр. ​Мелетию​ следующую трогательную телеграмму:

„...С отеческой радостью и любовью принимаем в лоно Матери-Церкви архипастырей, клир и мирян Харбинской, ​Камчатско​-Петропавловской и ​Китайско​-Пекинской ​епархий​...“.

С особенным восторгом это решение советского лжепатриарха было воспринято ​еп​. Иоанном (Максимовичем), который не только поминал его за богослужениями как главу всей Русской Церкви, но даже служил благодарственные ​молебны​ о победе Красной Армии (как раз тогда, когда смершовцы рекою лили кровь русских людей в Европе, а Сталин наполнял свои застенки „изменниками родины“) и собирал пожертвования для МП. В своем Послании Шанхайской пастве ​еп​. Иоанн писал:

„... Сообщения о беспрепятственном восстановлении канонически-молитвенного общения с Московской Патриархией <...> искренно нас порадовало, ибо в том мы узрели начало взаимного понимания между двумя частями (!) Русской Церкви, разделенными границей <...> Стремясь к единой общей цели и действуя отдельно, <...> Церкви внутри России и за рубежом успешнее смогут достигать как общую, так и свои особые задачи, ​имеющиеся​ у каждой из них, пока не настанет возможность полного их объединения“.

Конечно, не все в Китае последовали этим безобразиям. Около двух десятков клириков отказались наотрез поминать „​сергианского​“ патриарха за богослужениями. Вскоре все они очутились „в местах, не столь отдаленных“... А вот среди отступников оказались, например, ​такие​ „знаменитости“, как будущий ​первоиерарх​ РПЦЗ ​архим​. Филарет (Вознесенский), будущий долголетний главный редактор идеологического рупора РПЦЗ журнала „Православная Русь“ свящ. Кирилл Зайцев (​архим​. Константин) и др.

Но вот, что бросается в глаза при ближайшем рассмотрении означенных событий. Это полная беспринципность дальневосточных архиереев и ничем необъяснимая полная утрата ими всякого духовного рассуждения. Утверждение, что они были введены в заблуждение и дезинформированы со стороны советских церковных властей о будто бы наступивших переменах в СССР и о даровании населению Сталиным полных религиозных свобод, является не более чем грубой натяжкой или просто мистификацией. Непонятно, как можно было на слово поверить сомнительным посланцам, разъезжавшим по Китаю в неизменном сопровождении сотрудников НКВД, не взирая на то, что власть в СССР оставалась все той же — богоборческой? Как могли лица, облеченные высоким духовным саном, не проверив голословной информации, поддаться явному бесовскому обольщению — лживой советской пропаганде? С другой стороны, какое было основание признавать над собой главенство „​сергианского​“ церковноначалия, предварительно не убедившись, что оно перестало быть „​сергианским​“ и сделалось истинно-православным? Вот те немногие вопросы, на которые хотелось бы получить хоть мало-мальски правдоподобный ответ от „сергианствующих“ архиереев РПЦЗ.

Как видно из посланий ​еп​. Иоанна (Максимовича), мотивы объединения дальневосточных архиереев с „​сергианами​“ имели чисто ​законническую​, юридическую платформу. Предлагалось подчиниться советскому „патриарху“ только потому, что, видите ли, некому стало подчиняться. По разумению Иоанна (Максимовича) и иже с ним, разрыв с МП считался лишь формальным: Синод РПЦЗ и „​сергиан​“ только „разделяла граница“, а задачи были „​общие​“; при этом канонически Зарубежная и Советская церкви мыслились как „две части“ одной Русской Церкви, которые могут „беспрепятственно“ объединиться, лишь только этому будет благоприятствовать внешнеполитическая обстановка. Вопрос наличия в Московской Патриархии ереси „сергианства“ настолько никого не волновал, как будто ереси этой и вовсе никогда не существовало. Надо полагать, столь же абстрактными принципами руководились и перешедшие в МП архиереи из Европы и Сев. Америки. Все это только подтверждало изначальную идеологическую установку РПЦЗ по отношению к „​сергианам​“, и я смею утверждать, что главной причиной и даже виной происшедшего отступничества явилось упорное нежелание руководства РПЦЗ анафематствовать „​сергиан​“, как это сделала Истинно-Православная Церковь в России.

Вскоре, однако, после принятия всеми дальневосточными архиереями в Китае ​патриархийной​ юрисдикции наметился церковный раскол, который возглавил ​архиеп​. Иоанн (Максимович). Последний, в отличие от остальных архиереев (будучи еvреем и хорошо понимая, внутреннюю суть советской власти и чем она опасна — прим.), отказался принять советское гражданство, а затем, по требованию митр. Анастасия, с которым восстановил связь, прекратил поминовение Московского патриарха (​архиеп​. Иоанн поминал его на ряду с именем митр. Анастасия). В 1949 г. ему с большим трудом удалось покинуть захваченный коммунистами Китай. Однако, уже будучи в Европе, ​архиеп​. Иоанн продолжал состоять с патриархом Алексием в переписке. В США ​архиеп​. Иоанн приобрел себе множество противников (в числе них были и некоторые архиереи РПЦЗ), которые ​небезпочвенно​ обвиняли его в „коммунистических симпатиях“ и „приверженности красным“, так как, „служа в Шанхае, он поминал Патриарха Московского и одобрил желание одного из своих близких прихожан вернуться в Советский Союз“, т. е. на верную гибель. Противников ​архиеп​. Иоанна крайне возмущало, что он постоянно „сослужил с клиром Московской Патриархии, "евлогианской" церковью, церквями с новым календарем“. Максимович всеми своими действиями настолько возбудил к себе неприязнь в народе, что люди не только открыто обличали его в ​нечестии​, но и даже плевали ему прямо в лицо. ​Архиеп​. Серафим Чикагский „утверждал, что знает ​архиеп​. Иоанна очень давно и готов засвидетельствовать последнего как параноика“.

Но что же из того? — могут задать мне справедливый вопрос прочитавшие эту главу. — Мало ли за историю Церкви было случаев, когда от истины Христовой отпадали те или иные лица, пусть даже и епископы? Разве может быть виновна вся Церковь (в данном случае — Русская Зарубежная) в их грехе?

Что ж, вопрос очень даже уместный. Но здесь есть одно большое НО... Дело в том, что до сегодня мы не можем обнаружить ни одного упоминания о том, чтобы перешедшие в Патриархию епископы были подобающе наказаны Архиерейским Синодом или Собором РПЦЗ. Никто из уклонившихся в „сергианство“ не был лишен сана и осужден. От заграничного церковного руководства, насколько известно, не последовало и простого запрещения в священнослужении. Но даже если бы таковые меры ​прещений​ и существовали, это ничуть не оправдывало бы РПЦЗ, ибо её официальная экклезиология сама по себе располагала к духовному падению нетвердых в вере. Отсюда все соблазны, происходившие от перебежчиков. Например, упоминаемый мной выше митр. Серафим (Лукьянов) беспрепятственно вновь был принят в РПЦЗ 1/14 дек. 1949 г. через какое-то странное тайное „письменное покаяние“, но в 1954 г. опять отошел к „​сергианам​“. Подобным же образом метался туда-сюда и ​архиеп​. Нестор Камчатский.

На практике, как в до-, так и в послевоенное время РПЦЗ поддерживала молитвенное общение с „Американской Митрополией“ и „евлогианами“, несмотря на то, что обе ​эти​ юрисдикции считали себя духовно едиными с МП. Например, в 1943 г., после избрания митр. ​Сергия​ (Страгородского) „патриархом“, Совет Американской Митрополии сделал распоряжение возносить его имя за богослужением. Под этим постановлением подписались также и епископы РПЦЗ: Виталий (​Максименко​) и Тихон (Троицкий). Позднее, в дек. 1950 г., митр. Анастасий посетил Покровский собор Митрополии, где с большой помпой был встречен её „духовенством“, проследовал в раскрытые ​царские​ врата и приложился к престолу. То же самое им было предпринято и весной 1951 г., когда он посетил Свято-Троицкий кафедральный собор Митрополии в Сан-Франциско, где 16 мая сослужил с ​еп​. Иоанном (​Шаховским​). Подобное общение продолжалось открыто вплоть до 1971 г., т. е. до того момента, когда Американская Митрополия получила от МП „​автокефалию​“. И только после этого Собор РПЦЗ постановил:

“... Усматривая [в получении Американской Митрополией ​автокефалии​ из Москвы] <...> большой грех против порабощенной <...> Русской Церкви, Архиерейский Собор определяет: впредь (!) как духовенству, так и мирянам, не иметь молитвенного и богослужебного общения с иерархией и клиром Американской Митрополии“.

Таким образом, мотивом к разрыву, опять-таки, послужили чисто ​юридические​, но никак не духовные, не экклезиологическия причины.

<...>

<...> Не лишним было бы также заметить, что массовый отход архиереев РПЦЗ в Московскую Патриархию явился мощным толчком к принятию в РПЦЗ сразу 12-​ти​ „​сергианских​“ епископов из Украинской и Белорусской Автономий, дабы хоть чем-то компенсировать свои значительно поредевшие кадры».

P. S. В реальности ИПЦ никогда не были духовными церквами-сестрами с РПЦЗ, хотя последние и подчеркивали неоднократно свое якобы единство с гонимой Церковью Российской, разумея подпольную ИПЦ. А в 90-е РПЦЗ просто утопило остатки ИПЦ, создав параллельные катакомбы под управлением чуждых Православию подставных лиц. Надо признать, что левые куда успешнее и быстрее правых в устроении земных дел. Хитрости и шустрости у них не отнять.

Если всмотреться, то угасание духовной христианской жизни происходило всюду среди русских — по всему миру, весь последний век.

Все, даже подпольные ИПЦ, ​пошедшие​ от епископов предателей-​февралистов​ (​иосифляне​, ​уаровцы​, ​климентовцы​, ​андреевцы​ и т. д.), вымерли практически бесследно, не оставив после себя никого.

Ниточка тонюсенькая преемства потянулась лишь одна — от Серафима ​Поздеева​-​Романова​ из ​Соловков​. И все. От неё родились на свет через митр. Геннадия несколько катакомбных веточек. Как от срубленного некогда гигантского древа из пня проросли три–четыре слабеньких росточка.

Все должно восстать и возродиться от одного-единственного епископа законного, имеющего апостольское преемство (после ​эрефско​-турецкой войны).