Найти в Дзене
Русская Правда

Славянское родноверие — очередной проект КГБ

Ян ​Лец​ «Как фабриковался ​спецпроект​ „славянское родноверие“» (в сокр.):
«... Почва для возникновения славянского неоязычества обнаруживаются в поздней дореволюционной России — творчестве И. ​Стравинского​, К. ​Рериха​ (вероятно, автор имел в виду Н. ​Рериха​ — прим.), А. Блока. Однако твердой эта почва стала только с началом процесса радикальной дехристианизации и красного террора, запущенного революцией. Первая попытка возродить „древнеславянскую веру“ произошла в 1918 году. Она принадлежала кровавому палачу русского и польского народов, военачальнику РККА Михаилу ​Тухачевскому​, который был одержим идеей уничтожения Христианства и восстановления славянского язычества. <...>
<...>
Французский офицер (​Реми​ ​Рур​ — прим.) товарищ ​Тухачевского​ по плену вспоминает:
„Однажды, я застал Михаила ​Тухачевского​ очень увлеченного конструированием из цветного картона страшного идола. Горящие глаза, вылезающие из орбит, причудливый и ужасный нос. Рот зиял черным отверстием. Подобие ми

Ян ​Лец​ «Как фабриковался ​спецпроект​ „славянское родноверие“» (в сокр.):

«... Почва для возникновения славянского неоязычества обнаруживаются в поздней дореволюционной России — творчестве И. ​Стравинского​, К. ​Рериха​ (вероятно, автор имел в виду Н. ​Рериха​ — прим.), А. Блока. Однако твердой эта почва стала только с началом процесса радикальной дехристианизации и красного террора, запущенного революцией. Первая попытка возродить „древнеславянскую веру“ произошла в 1918 году. Она принадлежала кровавому палачу русского и польского народов, военачальнику РККА Михаилу ​Тухачевскому​, который был одержим идеей уничтожения Христианства и восстановления славянского язычества. <...>

<...>

Французский офицер (​Реми​ ​Рур​ — прим.) товарищ ​Тухачевского​ по плену вспоминает:

„Однажды, я застал Михаила ​Тухачевского​ очень увлеченного конструированием из цветного картона страшного идола. Горящие глаза, вылезающие из орбит, причудливый и ужасный нос. Рот зиял черным отверстием. Подобие митры держалось наклеенным на голову с огромными ушами. Руки сжимали шар или бомбу, что именно, точно не знаю. ​Распухшие​ ноги исчезали в красном постаменте...

​Тухачевский​ пояснил:

— Это — ​Перун​. Могущественная личность. Это — бог войны и смерти.

И Михаил встал перед ним на колени с комической серьезностью.

Я захохотал.

— Не надо смеяться, — сказал он, поднявшись с колен. — Я же вам сказал, что славянам нужна новая религия. Им дают марксизм, но в этой теологии слишком много модернизма и цивилизации. Можно скрасить эту сторону марксизма, возвратившись одновременно к нашим славянским богам, которых Христианство лишило их свойств и их силы, но которые они вновь приобретут. Есть Даждьбог — бог Солнца, ​Стрибог​ — бог Ветра, ​Велес​ — бог искусств и поэзии, наконец, ​Перун​ — бог грома и молнии. После раздумий я остановился на ​Перуне​, поскольку марксизм, победив в России, развяжет беспощадные войны между людьми. ​Перуну​ я буду каждый день оказывать почести“.

Сразу после октябрьской революции ​Тухачевский​ направил в СНК записку с предложением объявить язычество ​госрелигией​ РСФСР Возможно это была шутка, но ненавидел Христианство кровавый убийца вполне серьезно, а само предложение в Малом СНК было поставлено на повестку дня для обсуждения.

​Тухачевского​ можно считать первым ​неоязычником​ России. Как и он, все последующие идеологи славянского неопаганизма оказывались сторонниками коммунистической идеологии.

Основатель украинского „родноверия“ Владимир ​Шаян​ во время становления популярной среди патриотической молодежи Западной Украины ОУН был верным членом ЦК КПЗУ (коммунистической партии Западной Украины) и тесно сотрудничал с журналом пролетарских писателей „Окна“ (1927–1932). За свои ​коммунистические​ убеждения в 1930 году ​Шаян​ даже пошел „на нары“. Он отказался от коммунистической идеологии в 1934 году, в связи с падением авторитета советов на Западной Украине. В этом же году ​Шаян​ получил на карпатской горе ​Грехит​ (​Грегит​ — прим.) „мистическое откровение“ о необходимости возрождения „​староукраинской​ веры“, после чего увлекся теософией и масонством.

Другой украинский неопаганист, Лев ​Силенко​ („пророк“ Орлигор), в молодости работал корреспондентом газеты металлургического завода имени Сталина. Интересно, что в 1940 году он вступил не в ряды УПА, а добровольно пошел в советскую красную армию, где стал лейтенантом-политруком. После вербовки гитлеровской контр-разведкой ​Силенко​ помогал выявлению украинских подпольщиков, контролировал группу ОУН-М в Киеве и редакцию газеты „​Нове​ українське слово“, сливая Абверу всех заподозренных в нелояльности гитлеровской власти украинцев. Возможно именно поэтому „великий пророк“ отважился посетить свою родину только через 17 лет после обретения ей независимости, но умереть все же решил в Канаде.

<...>

С эпохой Никиты Сергеевича ​Хрущева​, люто ненавидевшего Христианство и обещавшего всему миру показать „последнего попа СССР“, начинается своеобразный неоязыческий ренессанс. Чтобы окончательно вытеснить „религиозные предрассудки“ и ядовитые „рудименты“ Христианства из жизни советских граждан, со второй половины 1950-х ​гг​. партработниками затевается возрождение отдельных языческих обычаев под видом „социалистической обрядности“. Поскольку Христианство считалось подлежащим уничтожению зловредным суеверием, конструирование „социалистических обрядов“ происходило на основе народных праздников и дохристианских верований.

„Ликование в честь природы, в честь солнцестояния“ представлялось советским чиновникам идеологически менее опасным, чем поклонение Иисусу Христу и почитание Богородицы (при Сталине же была создана ​парасинагога​ РПЦ МП — прим.). Некоторые советские специалисты даже призывали к реконструкции образов языческих богов (​Ярилы​, Лады и др.), трактуя их как некие „художественные образы“. <...>

<...>

Хрущевская пропаганда языческого наследия не осталась безответной, тем более, что сам характер атеистического образа жизни в СССР способствовал расцвету языческих и оккультных настроений. Насаждение языческих обрядов на официальном уровне под флагом борьбы с Церковью в СССР породило первых советских идеологов славянского неоязычества.

Одним из них стал специалист по семитским языкам и преподаватель Высшей Партийной Школы при Центральном комитете КПСС Валерий Емельянов. С 1970 года он начинает распространять свои идеи в качестве лектора при Ленинском районном комитете КПСС в Москве. Емельянов пропагандировал концепцию всеобщего мирового заговора еvреев против язычников, якобы задуманного 3000 лет назад Царем Соломоном с тем, чтобы к 2000 году н. э. захватить власть над всем миром. Неоязыческий проповедник призывал покончить с Православием как „предбанником иудейского рабства“ и вернуться к древнему культу славянских богов. <...>

<...>

Другим неоязыческим идеологом, винившем „жидохристиан“ за уничтожение „великого дохристианского культурного наследия“, стал Алексей ​Добровольский​ („волхв“ ​Доброслав​). Патриарх русского неопаганизма ​Добровольский​ в молодости состоял в Комсомол, однако в 1957 году вышел оттуда с началом ​десталинизации​ в знак протеста против „наплевательского отношения к памяти Вождя“ (Сталина). После освобождения из психиатрической больницы в 1961 году ради получения московской прописки ​Доброслав​ дал согласие на сотрудничество с КГБ, как потом оправдывался, „по глупости, по молодости думал перехитрить чекистов“. Несмотря на симпатии к национал-социализму, ​Доброслав​ незадолго до смерти и стал прямо называть себя „​анархо​-коммунистом“ и „народным социалистом“, а его сын Сергей ​Добровольский​ („волхв“ ​Ратислав​/​Родостав​) в 2011 баллотировался в Законодательное собрание по спискам Коммунистической партии РФ <...>

<...>

Многие славянские ​неоязычники​ убеждены, что „родноверие“ буквально пришло из лесов, где мудрые седовласые волхвы столетиями скрывали ​ведические​ знания, доступные теперь всем благодаря YouTube, а миф про „волхвов с ​Лубянки​“ придумали подлые недоброжелатели. В какой-то степени неопаганисты правы, если вспомнить, что ​Лубянка​ имела второстепенное значение по отношению к Первому главному управлению (ПГУ) КГБ Советского Союза, которое с 1970-х годов располагалось именно в лесу (за московской кольцевой дорогой со стороны района ​Ясенево​) (преемницей ПГУ является СВР, генерал которой (​Решетников​) возглавляет ​лжеправую​ организацию «Наследие Империи» — прим.). С 1967 года КГБ возглавлял Юрий Владимирович ​Андропов​, а с 1982 по 1984 год он возглавлял и всю страну. Именно на этот период его правления приходится масштабный старт „родноверия“.

Предыстория этого старта, однако, кроется в появлению интереса к ненавистному „​родноверам​“ Православию. Читатель постарше наверняка помнит, как с началом 1980-х годов, несмотря на ​госмонополию​ в области религии, началось некоторое „православное брожение“ в умах сначала советской интеллигенции, а после и народа в целом. В моду вошло „​околоправославное​ диссидентство“: походы на Пасхальную Всенощную службу (в РПЦ МП, ​коя​ также является проектом ​гэбни​ — прим.) и вдруг ​ставшие​ атрибутом продвинутого интерьера старые бабушкины иконы, мода на предков-дворян, монархизм и белогвардейцев. Эта стихийная народная мода шла не с высот церковной иерархии, а „снизу“. Она все более усиливалась с приближением даты Тысячелетия Крещения Руси, принимая угрожающие масштабы для советской идеологии.

Очень скоро ​многомудрые​ мужи из ​битцевского​ леса, бережно хранившие тайные „​ведические​ знания“, обратили внимание стихийный процесс, отчетливо представив себе его глубину и последствия. На памяти была Польша — социалистическое государство, в котором католицизм уже de-facto одержал победу над марксистской идеологией. Кроме того, было понятно, каким прекрасным поводом для обвинения коммунистического режима в СССР в ущемлении религиозных прав граждан со стороны Запада станет грядущее празднование Тысячелетия Крещения Руси. Знали „лесники“ и о том, что в той же Польше и Ватикане идет подготовка к этой дате, что для советских верующих печатаются огромными тиражами подарочные Библии, православные иконы и религиозная литература; знали и о том, что такую же активную подготовку к юбилею ведет РПЗЦ, где буквально при каждом приходе создаются ​миссионерские​ группы и идет активный сбор духовной литературы для отправки в СССР. Проигнорировать эту проблему означало поставить под удар весь советский строй. Спустить на тормозах юбилейные мероприятия и жестко перекрыть лавину „антисоветской“ литературы для советских верующих, которая хлынет из-за рубежа, означало бы вызвать огромный международный скандал и товарный бойкот подсевшего на нефтяную и газовую иглы и зависимого от канадской пшеницы Советского Союза.

Гениальное решение проблемы нашлось легко. Оказалось, что большинство тех интеллигентов, которые украшали свои жилища старинными иконами, не являлись глубоко религиозными людьми, а свою „православность“ воспринимали, в основном, как часть своей „русскости“ (homo sovieticus — антиподы русских — прим.). На этом-то и был сделан главный упор: достаточно было подменить „православность“ „родноверием“. ​Благо​, с 1950-х годов советские пропагандисты сознательно вырабатывали в советском обществе отношение к языческим верованиям и обрядам не как к религии, а как к „русскости“ — бесценному культурному наследию, имевшему прямое отношение к этнической идентичности.

Такие взгляды партийное начальство стало раздувать с новой силой в преддверии близившейся тысячелетней годовщины принятия Христианства на Руси. Чтобы отвлечь внимание народа от этой даты и вместе с тем обосновать незыблемость послевоенных территориальных границ СССР апелляцией к глубокой древности, советским руководством было инициировано широкое празднование 1500-​летия​ Киева в 1982 году (в 1980-е ​гг​. также были изданы книги ​Рыбакова​ „Язычество древних славян“ и „Язычество Древней Руси“ — прим.). А спустя три года по роману известного писателя-антисемита В. Н. ​Иванова​ был срочно поставлен фильм „Русь изначальная“, насыщенный антихристианскими мотивами.

Советская печать наполнилась трудами Валерия ​Скурлатова​ и Владимира Щербакова, в которых славяне отождествлялись с ​индоиранцами​, всеми вообще праиндоевропейцами и даже этрусками, а также рисовалась захватывающая картина их передвижений по всему евразийскому степному поясу с примыкавшими к нему землями. Эти авторы заложили основу неоязыческой ​фолк​-​хистори​ — для них не составляло труда найти следы древних славян в Малой Азии и Закавказье, объявить славян основателями Тбилиси или связать с ​Урарту​. ​Древние​ передвижения и подвиги белокурых голубоглазых славян-​ариев​ резко привлекли внимание ряда писателей-фантастов (Л. ​Жукова​ 1982, Ю. ​Никитин​ 1985).

Не отставали и украинские авторы, писавшие о связях славян с этрусками (Г. ​Марченко​ 1982, А. ​Знойко​ 1984) и о высокой славянской учености в эпоху язычества (И. ​Белоконь​, 1982). В советскую художественную литературу также вводится миф о древних языческих письменах, якобы сохраненных „староверами“ вплоть до наших дней (С. Алексеев 1986, Ю. Сергеев 1987). Одновременно с возрождением „правды“ о дохристианском прошлом славян в художественной литературе резко усилился мотив обвинения христианской религии в посягательстве на „русскую душу“, в уничтожении невосполнимых языческих духовных ценностей с целью порабощения „​русичей​“ (А. Серба 1982, Ю. Сергеев 1987, Г. ​Василенко​ 1988, В. ​Ричка​ 1988).

Недостаток непосредственных исполнителей программы „славянское родноверие“ не ощущался — нашлось множество добровольных помощников „лесного ведомства“, в первую очередь из числа разного рода диссидентов-„стукачей“. Из их среды, а также из среды инженерно-технической интеллигенции вышли первые „славянские волхвы“: А. ​Добровольский​, Н. ​Сперанский​, Г. ​Якутовский​, А. ​Рядинский​, К. ​Бегтин​ и др.

<...>

После 1988 года проект „родноверие“, достигнув цели лишь частично, потерял свою актуальность. Несмотря на это, „волхвы первого поколения“ продолжили свое дело. В 1989 году вместе с участниками „Клуба ​славяно​-​горицкой​ борьбы“ Александра ​Белова​ („волхв“ ​Селидор​) Валерий Емельянов создал „Московскую славянскую языческую общину“ (МСЯО). В том же году МСЯО провела первое в СССР открытое языческое „богослужение“ в окрестностях Горьковской железной дороги, включавшее церемонию „​Раскрещивания​“. Спустя несколько лет на основе МСЯО возникнут известные сегодня неоязыческия организации — „Союз славянских общин славянской родной веры“ („волхв“ Вадим Казаков), община „​Триглав​“ („волхв“ ​Богумил​ ​Мурин​) и др.

К моменту краха СССР „родноверие“ и вовсе ушло в открытое плавание. На волне разгула оккультизма как из рога изобилия посыпались „волхвы“, „​ведаманы​“, „ведуны“. Многие начинали свою карьеру в качестве гастролеров-экстрасенсов, как, например, Александр Хиневич („славянский жрец“ Патер ​Дий​), создавший в 1990 году секту „​Джива​-храм ​Инглии​“ или Николай ​Левашов​. В том же 1990 году появляется Алексей ​Трехлебов​ („​ведаман​“ ​Ведагор​), получивший от своего учителя в буддистском монастыре Тьянгбоче приказ „направить свою деятельность на духовное возрождение России“.

В том же году Илья ​Черкасов​ („волхв“ ​Велеслав​) сшил себе „славянскую рубаху“ из мешковины, перестал есть мясо, стричь волосы и ушел в „духовные искания“. Начал также свою активную „просветительскую“ деятельность выпускник Университета Марксизма-Ленинизма Владимир ​Истархов​ (настоящая фамилия Иванов или ​Гудман​), автор книги „Удар русских богов“, появление которой в конце 1990-х годов вызвало новую волну популярности неоязычества.

Так возникла современная квазирелигия, именуемая „родноверием“. Её основателями выступили не анонимные волхвы X-го века, а homo sovieticus XX века. Насаждение языческих обрядов под флагом „борьбы с попами“ на официальном уровне началось при ​Хрущеве​, подготовив хорошую почву для мощного старта проекта „славянское родноверие“ при Андропове. В целом период возникновения славянского неоязычества совпадает с эпохой становления и господства советской идеологии...».