С железными дорогами в Новгороде вышло не так удачно, как со зданием железнодорожного вокзала.
Для древнерусского времени, и вообще любого времени до появления всепогодных сухопутных дорог и железных дорог город расположен очень удачно, на перекрёстке водных путей.
Водные пути были главными, а часто и безальтернативными буквально до последних пары столетий, и из Великого Новгорода можно плыть на север по Волхову, а на юг, через озеро Ильмень и его притоки - в бассейн Волги (через Мсту), к Пскову в бассейн Великой (через Шелонь), в бассейн Днепра и Западной Двины (через Ловать).
А вот для пути посуху все эти водные пространства и окружающие их болота, понятно, оказались препятствием.
Дорога Москва - Санкт-Петербург, сделав небольшой крюк, прошла через Новгород, а вот поезда между двумя столицами стали курсировать уже в стороне от города.
Десятилетием позже от межстоличной железнодорожной магистрали, но скорее со стороны Петербурга (от станции Чудово) и в сам Новгород пришла тупиковая железная дорога.
Тогда она была узкоколейной, но зато вскоре эта линия перестала быть тупиковой: в том же узкоколейной исполнении её продлили до лежащей южнее Старой Руссы.
Но потом всё перешили на широкую колею, добавилась железная дорога в сторону Луги на линии Петербург - Псков. А во время Первой Мировой начали строить рокадную, то есть, в данном случае, параллельную фронту железную дорогу Петербург - Орёл, которая должна была пройти через Великий Новгород с севера на юг.
В итоге уже после войны достроили участок от Новгорода до Петербурга, который соединил древний город с недавней столицей по кратчайшему пути, но эта линия по наши дни осталась однопутной, неэлектрифицированной и малодеятельной.
Участок Великий Новгород - Валдай, строившийся ещё в Первую Мировую, который должен был пересечь Волхов и приильменские болота и дать прямой выход на Москву, так никогда и не был завершён.
И только опоры моста через Волхов, торчащие из воды на юге города, напоминают о нём.
До недавнего времени ещё функционировал построенный участок, Валдай - Крестцы, но он не пережил 2010-е годы.
А железная дорога на Старую Руссу, соединявшаяся с магистралью Рыбинск - Бологое - Псков, не пережила Великую Отечественную.
Одно утешение: уже на излёте советского времени в Великий Новгород пришла электрификация, со стороны той же станции Чудово.
Чуть не запустили линию городской электрички до промзоны "Акрона", по начальному участку прямой линии на Петербург; тогда же в Новгороде появились высокие платформы, которые не в каждом миллионнике есть.
Но по итогу, несмотря на три сходящиеся в Великом Новгороде линии, древний город в плане железнодорожного транспорта так и остался тупиком.
Активное движение есть только по той самой построенной первой и единственной электрифицированной линии на Чудово, остальные ветки с полным правом можно отнести к категории "малодеятельных".
Есть только один транзитный поезд - недавно запущенная дневная "ласточка" Петрозаводск - Псков, один из двух ежедневных дальних поездов (второй - из Москвы, и он единственный ежедневный).
С пригородными поездами получше, из 6 пар почти все соединяют Новгород с Петербургом, лишь недавно запустили поезда, по огромной дуге связывающие областной центр с восточными районами региона (Любытино, Пестово).
Ну и осталось добавить, что городская электричка в древнем городе так и не появилась - только высокие платформы остались и часть электрификации - а на "Акрон" рабочих возят автобусами.
В общем, по всем направлениям, кроме Петербурга и Москвы, автобусы в Новгороде играют определяющую роль.
Автобусы остаются и совершенно внеконкурентным главным городским транспортом Великого Новгорода.
Трамваи здесь - в отличие от соседнего Пскова - никогда не ходили, но в 1995 году был запущен троллейбус.
Впрочем, он никогда не охватывал весь город, курсируя только между железнодорожным вокзалом, северным и западным жилыми районами и не заходя в центр.
А в последние годы объёмы движения по двум троллейбусным линиям сократились, осталось только три маршрута из пяти, и как бы Новгород не присоединился к всероссийскому флешмобу по ликвидации этого вида транспорта, который начала Москва.
Зато автобус в древнем городе совсем неплох, и даже в 2000-е годы он не был вытеснен маршрутками.
Сейчас, когда каждый уважающий себя крупный российский город модернизирует свою транспортную систему, проводит "транспортную реформу" или хотя бы говорит о ней, Великий Новгород с его не самыми новыми автобусами смотрится уже не так выигрышно.
Но всё равно, если не переживать слишком сильно за троллейбус, городская транспортная система неплоха: десятки маршрутов, короткие интервалы, более-менее современные машины.
Новгородская дорожная сеть тоже хороша для города такого размера.
3 автомобильных и 1 пешеходный мост через Волхов, плюс ещё объездная на трассе Москва - Санкт-Петербург, дюжина проспектов и других крупных улиц, площади, бульвары, сравнительно неплохой асфальт.
Недавно на дальних подступах к городу добавилась ещё одна объездная - по новой, платной, скоростной трассе между двумя столицами.