В апреле 2024 года мы решили отправиться в отпуск с ребёнком в Узбекистан. В этой статье я расскажу об одной из достопримечательностей Ташкента - Дворце Романовых. А больше интересных статей про Узбекистан вы можете почитать в этой подборке:
Этот дворец был построен в 1891 году для великого князя Николая Константиновича (первый ребёнок великого князя Константина Николаевича, младшего брата российского императора Александра II), сосланного на окраину империи - в Туркестанский край.
Николай Константинович Романов (1850 -1918)
Вообще этот князь был очень интересным персонажем. Детство и юность его были вполне обычными для людей его сословия: окончил Академию Генерального штаба, путешествовал по Европе, коллекционировал живопись. Правда, без семейных драм не обошлось: родители разъехались, у отца появилась новая женщина, да и отец был вечно занят государственными делами и Николай был на попечении строгого воспитатля-немца.
В возрасте примерно 21 года на одном из балов-маскарадов он познакомился с американской танцовщицей Фанни Лир (настоящее имя Harriet Blackford, 1848-1886), которая была одного с ним возраста, но к тому времени уже побывала замужем и имела малолетнюю дочь. Как можно догадаться, для члена королевской династии такая партия была неприемлемой.
В связи с этой деликатной проблемой, в 1873 году Николая отправили в поход на Хиву, откуда он вернулся под большим впечатлением от Средней Азии и сильно увлекся ориенталистикой. Он даже начал принимать участие в работе Императорского Русского географического общества: его приняли в члены и назначили руководителем экспедиции на Амударью.
При этом, роман с американской танцовщицей продолжился и в 1874 году произошёл тот самый скандал из-за которого князя и сослали в Ташкент. Его мать обнаружила пропажу бриллиантов с оклада одной из икон. После проведения расследования выяснилось, что Николай Константинович сдал их в ломбард (не лично разумеется, сдал его адъютант), чтобы купить подарки любовнице. Чтобы минимизировать ущерб для репутации императорской семьи было решено признать Николая душевнобольным и сослать его на окраину империи. Насколько я поняла, до сих пор в этой истории не всё так однозначно, как говорится, и версии есть разные, но факт остаётся фактом - Николая выслали из Петербурга навечно и обязали жить под арестом в том месте, где ему будет указано.
Ссылка в Туркестан
В ссылке князь продолжил заниматься географическими исследованиями и даже выпустил несколько брошюр, которые оказались весьма полезны.
Кроме того, он был успешным предпринимателем. Вообще, я впервые услышала его имя в подкасте Андрея Аксёнова "Время и деньги" (скорее всего, но возможно это был его же подкаст "Закат империи" 😅). Этот подкаст рассказывает о том, как развивался бизнес в Российской империи и как раз в выпуске про развитие текстильной промышленности рассказывали про князя Николая, потому что он оказался довольно успешным бизнесменом. Он активно занимался бизнесом: завёл мыловаренный завод, фотографические мастерские, бильярдные, продажу кваса, переработку риса, мыловаренные и хлопковые мануфактуры, регистрируя, во избежание родственного гнева, все организуемые предприятия как принадлежащие жене (негоже заниматься торговлей представителю монаршей семьи 😉).
Николай Константинович обратил внимание на наиболее доходную тогда область промышленности в Туркестанском крае - строительству и эксплуатации хлопкоочистительных заводов. При этом он использовал самые передовые технические идеи своего времени: на его заводах использовался безотходный технологический цикл - семена хлопчатника, остававшиеся после переработки сырца в волокно, употреблялись в качестве сырья на маслобойнях, а жмых шёл как на удобрения, так и на корм скоту.
Доходы от предпринимательства составляли внушительную сумму - до полутора миллионов рублей в год. Для сравнения: из Петербурга князю присылали на содержание в год 200 тысяч рублей.
Кроме этого Николай Константинович занимался благотворительностью и благоустройством города Ташкента. Он учредил десять стипендий для выходцев из Туркестана, которые не имели возможности оплатить учёбу в главных учебных заведениях России. А в Ташкенте он замостил улицы, построил на деньги, отпущенные двором на строительство его дворца, театр, построил клуб, больницу для бедных, богадельню, цирк и даже публичный дом под вывеской «У бабуленьки» (скандальный же персонаж!).
Также князь Романов внёс большой вклад в орошение Голодной степи. Голодная степь - глинисто-солончаковая пустыня в Средней Азии (Узбекистан, Южный Казахстан, Зафарабадский район Таджикистана), я раньше не знала о таком понятии. Сегодня трудно себе представить, как в условиях не ослабевавшей «опеки» властей, вставлявших палки в колеса постоянно, можно было за короткий срок прорыть 100-километровый магистральный канал, названный великим князем в честь деда «Император Николай I».
«Моё желание - оживить пустыни Средней Азии и облегчить правительству возможность их заселения русскими людьми всех сословий», - писал Николай Константинович. К 1913 году уже 119 русских селений выросло на орошённых землях вокруг 100-километрового Романовского оросительного канала, оживившего 7 тысяч десятин земли из 40 тысяч десятин Голодной степи. Он был торжественно открыт в годовщину 300-летия Дома Романовых, в 1913 году.
В ссылке Николай не перестал "создавать проблемы" августейшей семье. Для начала он тайно заключил морганатический брак (то есть неравный) с дочерью городского полицмейстера Надеждой Александровной Дрейер. Тайное очень скоро стало явным и пару развели, но после всё же этот брак было одобрен.
Но и тут опальный князь не успокоился, и по прошествии нескольких лет он взял себе ещё одну "жену" и даже появлялся с обеими в публичных местах.
Честно говоря, мне кажется по истории жизни Николая Романова можно снять неплохой фильм, удивительно, почему его до сих пор нет.
Дворец в Ташкенте
А теперь расскажу о дворце, который князь построил для себя и своей семьи. Дворец представлял собой длинное, двухэтажное здание из обожжённого серо-жёлтого кирпича, со специально оборудованными для жилья подвальным помещением, где даже в жару было прохладно. В подвале также располагалась большая кухня. По бокам дворца были возведены круглые башни, гармонично сочетающиеся с общей структурой здания. В левом крыле дворца располагались апартаменты великого князя, а в правом крыле - апартаменты его жены.
Известный ташкентский ботаник и фармацевт И. И. Краузе разбил сад вокруг дворца. К крыльцу, выходящему на Кауфманский проспект, вела округлая широкая въездная аллея в виде крытого застеклённого портика с колоннами. Этот участок был отделён от улицы красивой кованой решёткой с двумя воротами: въездными и выездными. Между решёткой и въездной аллеей находился круглый цветник, обнесённый подстриженными растениями в виде живой изгороди. По обе стороны от входной лестницы на мраморных цоколях лежали бронзовые олени в натуральную величину с огромными ветвистыми рогами.
Входя через дубовые резные двухстворчатые широкие двери, расположенные в передней части дворца, посетитель попадал в круглый большой холл, отделанный тёмным деревом, с опускающимся на чугунной цепи замысловатой формы фонарём. Далее из холла выходило три двери: прямо перед вошедшим, а также справа и слева. За левой дверью была круглая винтовая узорчатая железная лестница, шедшая на второй этаж - в богатую, большую библиотеку и в бильярдную. Здесь можно посмотреть детальные фотографии внутреннего интерьера, обязательно посмотрите, это очень красиво, а я вытащила несколько штук и разместила ниже.
Войдя в правую дверь, посетитель попадал в просторный зимний сад. Здесь росли пальмы разных сортов, а также лимонные, апельсиновые, мандариновые и померанцевые деревья.
Проходя в левую дверь из холла, посетитель попадал в три зала, следовавших один за другим. В этих залах располагались мраморные статуи и картины из коллекции Николая Константиновича. Помните, я писала, что в юности он коллекционировал предметы искусства? В ссылке Николай продолжил пополнять свою коллекцию, и в итоге она стала основой для создания Музея искусств Узбекистана, который был создан в 1919 году и располагает одна из самых богатых коллекций картин европейской живописи среди художественных музеев Средней Азии.
При советской власти во дворце был организован музей, так как Николай Константинович перед своей смертью в 1918 году передал дворец в дар городу Ташкенту с условием устройства во дворце музея. Сам князь умер в январе 1918 года от скоротечного воспаления легких.
Позже с 1940-х по 1970-е гг., в связи с переездом Музея искусств в новое здание, здесь располагался Республиканский дворец пионеров, музей антиквариата и ювелирного искусства Узбекистана (до начала 1990-х).
В настоящее время здание используется в качестве дома приёмов МИД Узбекистана и попасть внутрь, к сожалению нельзя.
Заключение
Вот так, совершенно случайно я узнала безумно интересную историю жизни и поделилась ею с вами. Мне бы, конечно, очень хотелось побывать внутри этого дворца, судя по фотографиям, там очень красиво и скрывать такое - настоящее преступление.
Пишите в комментариях, что думаете по поводу этой истории?
А если вам понравилась моя статья, подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи, где я более подробно расскажу про города и достопримечательности Узбекистана, а также поделюсь полезными лайфхаками. Также, если моя статья была вам полезна, вы можете отправить чаевые.
Больше статей про Узбекистан здесь:
Полезные ссылки:
🔹 Фотографии Дворца брала здесь
🔹 Биография здесь
🔹 Билеты в Узбекистан на Авиасейлс
🔹 Железнодорожные билеты удобно смотреть здесь
🔹 Жильё тут 👇
🔹 Островок
🔹 Booking
🔹 Яндекс.Путешествия
🔹 Тинькофф.Путешествия
🔹 Трансфер на сервисе Gettransfer
🔹 Сервис по прокату авто Economybookings
🔹 Экскурсии, трансфер и билеты на поезд на Спутник8