Найти в Дзене
Международная панорама

Пилотируемый игровым контроллером, оснащённый фонарями из магазина туристического снаряжения и балластом из старых строительных труб...

Оглавление

Завтра исполняется ровно год, как обречённый подводный аппарат «Титан» отправился в путешествие к обломкам «Титаника» и погиб

На его борту находились британский миллиардер Хэмиш Хардинг, генеральный директор OceanGate Стоктон Раш, ветеран французского военно-морского флота П.Х. Нарголе и пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд и его сын Сулейман, которому было всего 19 лет.

К сожалению, батискаф объявили пропавшим без вести, и после отчаянной гонки со временем, пока не закончился кислород, были найдены только обломки и «предполагаемые человеческие останки».

Тем не менее, до сих пор звучит критика по поводу предполагаемых технических недостатков батискафа, а также неспособности отреагировать на неоднократные предупреждения о ее небезопасности.

Здесь мы рассмотрим «тревожные сигналы», возникшие при строительстве батискафа, и некоторые ключевые ошибки, которые были допущены в преддверии трагедии.

Внутри батискафа фирмы OceanGate «Титан»

Контроллер Playstation за 50 долларов

-2

Компания OceanGate, проводившая экскурсию, рассказала, что подводный аппарат «Титан» управлялся с помощью модифицированного беспроводного геймпада Logitech G F710, впервые выпущенного в 2010 году.

Контроллер, работающий от двух батареек AA, получил на Amazon общую оценку 4,2 из пяти, но сотни однозвездочных отзывов, оставленных более десяти лет назад, утверждают, что устройство страдает от раздражающих и регулярных проблем с подключением.

Среди других тем негативных отзывов — проблемы с аналоговыми стиками контроллера и то, что нажатие определенных кнопок приводит к скремблированию всего пэда.

А беспроводной геймпад Logitech G F710 был совместим только с системами Windows и Chrome десятилетней давности.

Пока мир с тревогой ждал, что экипаж будет найден, общественность была шокирована устаревшим игровым контроллером для ПК, управлявшим почти 7-метровым батискафом фирмы OceanGate.

Серебристое устройство имело традиционную для игровых систем компоновку: два аналоговых стика спереди, черный D-pad в левом верхнем углу и разноцветные кнопки справа.

Устройство оснащено беспроводным соединением на частоте 2,4 ГГц, которое, по словам пользователей Amazon, периодически разрывается. Однако в обзоре продукта говорится, что
«задержек, выпадений или помех практически не наблюдается».

Logitech G F710 может работать в беспроводном режиме от двух батареек AA или подключаться к источнику питания.

Неизвестно, как контроллер питался в подводной лодке, но батарейки AA могут работать до 10 лет.

Пятеро мужчин оказались в крошечной 7-метровой трубе без сидений и единственным окном

Фотография внутренней части подводной лодки OceanGate Expeditions, по описанию напоминающей минивэн.
Фотография внутренней части подводной лодки OceanGate Expeditions, по описанию напоминающей минивэн.

Пятеро мужчин оказались заперты в крошечной 7-метровой трубе с единственным окном и без сидений, на глубине тысячи футов под уровнем моря, не имея возможности связаться с внешним миром.

Находящимся на борту пришлось испытывать тесноту — при этом из единственного окна не было видно черных глубин океана.

Здесь не было сидений и только один туалет — маленький чёрный ящик с черной занавеской, задернутой для уединения. Все пассажиры были босиком и вынуждены были сидеть на полу.

Тонкий корпус из углеродного волокна

Учёные Хьюстонского университета изучили, как тонкостенные конструкции могут прогибаться из-за крошечных дефектов в материалах.

В статье, опубликованной в журнале Национальной академии наук США (PNAS),
руководитель исследования, профессор гражданского и экологического строительства Роберто Балларини предположил, что в разрушительном взрыве может быть виновато несовершенство углеродного волокна, из которого был изготовлен корпус батискафа «Титан».

Он также предположил, что повреждения, накопившиеся в результате предыдущих погружений судна, могли сделать его уязвимым к «микросмятию».
Исследователям не удалось выяснить, было ли причиной разрушения «Титана» микросмятие, но они изучили суда схожей формы и из похожих материалов.

Существуют и другие версии причин взрыва батискафа — в том числе композитный материал корпуса из углеродного волокна.

Из-за небольших дефектов, которые могут остаться незамеченными, суда, подобные «Титану», рискуют разрушиться под сильным давлением.

Теперь, когда корабль полностью взорвался, исследователи, скорее всего, никогда не смогут определить точное местоположение дефекта, ставшего причиной трагического события.

Детали «можно купить на Amazon»

Бывший адмирал Королевского флота Крис Пэрри назвал небольшое судно, получившее название «Титан», «очень хлипким и непрочным», сделанным из деталей, которые «можно купить на Amazon».

Выступая перед Sky News, бывший контр-адмирал Крис Пэрри предупредил, что такие корабли, как Titan,
«по сути, являются сборными машинами, это не нормальные подводные лодки. Они строятся экспериментальным путем, а эта конкретная, скажем так, собрана из компонентов, которые можно достать из Интернета, с Amazon они очень хрупкие, очень непрочные, и вы не можете допустить, чтобы многое пошло не так, прежде чем окажетесь в опасности».

Ровно год назад на «Титане» произошел смертельный взрыв, в результате которого погибли пять человек.
Ровно год назад на «Титане» произошел смертельный взрыв, в результате которого погибли пять человек.

Светильники из магазина туристского снаряжения

Журналист, однажды побывавший внутри, утверждает, что на ней установлены светильники из магазина для туристов, камеры видеонаблюдения из магазина и металлические трубы для балласта.

Корреспондент CBS Дэвид Пог, который в прошлом году спускался на этом батискафе к «Титанику», сравнил батискаф «Титан» с чем-то, собранным Макгайвером — героем телесериала, известным своей изобретательностью в создании устройств из различных предметов для выхода из сложных ситуаций.

Вспоминая интерьер подводного аппарата, он описал белые кемпинговые лампы на потолке, готовые камеры слежения, пакеты Ziploc для туалета и строительные трубы в качестве балласта.

Главная центральная часть выглядит как блестящая белая труба длиной примерно с минивэн. Она сделана из углеродного волокна толщиной пять дюймов, которое еще никто не использовал в подводных аппаратах, рассказал он в своем подкасте Unsung Science.

Балласт из заброшенных строительных труб

В интервью BBC News репортер CBS Дэвид Пог (David Pogue), который сам побывал на том батискафе, сказал, что у него были некоторые сомнения по поводу того, что он попадет внутрь из-за «импровизированных» элементов.

«Это единственный в своем роде подводный аппарат из углепластика толщиной 12 сантиметров, — пояснил он. — Должен признаться, что у меня были некоторые сомнения по поводу того, чтобы попасть на него, потому что многие компоненты не являются готовыми, а импровизированы например, вы управляете подлодкой с помощью игрового контроллера, похожего на контроллер Xbox. Часть балласта это выброшенные строительные трубы, которые лежат на полках по бокам, а способ отсоединения балласта заключается в том, что все доски наклоняются к одной стороне подлодки, и они скатываются».

Случаи нарушения техники безопасности во время погружений

Батискаф «Титан» за несколько секунд до рокового погружения с пятью людьми на борту.
Батискаф «Титан» за несколько секунд до рокового погружения с пятью людьми на борту.

До прошлогодней гибели «Титана» как минимум шесть раз возникали технические проблемы и неполадки.

В августе 2021 года Артур Лойбл спустился на глубину 3800 метров к месту кораблекрушения в Атлантике и заявил, что ему
«невероятно повезло» выжить в этом путешествии. В беседе с немецким таблоидом Bild 60-летний спортсмен рассказал, что у корабля отвалились детали, а сам он спустился в воду на пять часов позже из-за проблем с электричеством.

В июле 2022 года ютубер Алан Эстрада находился на борту «Титана», когда батареи подлодки внезапно разрядились, что вынудило его завершить погружение раньше времени. Время пребывания Эстрады и его товарищей на затонувшем корабле сократилось с четырех часов до одного, чтобы они успели вернуться на поверхность до того, как подлодка потеряет энергию.

А Джош Гейтс рассказал, как батискаф
«не справился» с задачей, когда он отправился в путешествие на «Титаник» в 2021 году. Он сказал: «Для тех, кто спрашивает, «Титан» не показал себя хорошо во время моего погружения. В итоге я отказался от огромной возможности снимать «Титани» из-за опасений по поводу безопасности OceanGate. История и конструкция «Титана» до сих пор не обнародованы, и многое из этого вызывает сомнения».

Друг миллиардера отказался от участия из-за опасений за безопасность

Любитель острых ощущений, который собирался присоединиться к своему другу-миллиардеру Хэмишу Хардингу на подводной лодке, отказался от погружения, потому что, по его мнению, компания OceanGate «срезала слишком много углов».

61-летний Крис Браун заплатил залог, чтобы отправиться в обреченное на гибель плавание, но, по его словам, он передумал после того, как его обеспокоило качество технологий и материалов, используемых в судне.

Среди его опасений — использование компанией OceanGate
«старых строительных лесов» в качестве балласта и тот факт, что управление судном «осуществляется контроллерами, похожими на компьютерные игры».

Он рассказал The Sun, что, несмотря на то, что был
«одним из первых, кто подписался на это путешествие», в конечном итоге он решил, что «риски слишком высоки».

Ключевые ошибки: эксперты предупреждали о множестве проблем с безопасностью за несколько лет до трагедии

За несколько лет до исчезновения судна эксперты по подводным аппаратам написали письмо, в котором предупреждали, что путешествие на Титане может закончиться «катастрофой».

В письме, полученном New York Times, предупреждалось, что
«нынешний «экспериментальный» подход» компании может привести к проблемам «от незначительных до катастрофических».

Письмо было направлено комитетом по пилотируемым подводным аппаратам Общества морских технологий, торговой группе которого уже 60 лет.

Неизвестно, ответил ли кто-нибудь из сотрудников или сам Раш на письмо, и в нем не было никаких подробностей о том, почему подход был признан опасным.

Каждый, кто поднимался на борт «Титана», должен был подписать отказ от ответственности, который гласил:
«Это экспериментальное судно не было одобрено или сертифицировано каким-либо регулирующим органом и может привести к физической травме, эмоциональной травме или смерти».

Задержка перед подачей сигнала тревоги

OceanGate Expeditions подверглась критике за то, что потребовалось 8 часов, чтобы сообщить береговой охране США о потере связи с «Титаном».

В 14.45 — через 1 час и 45 минут после погружения — судно потеряло связь с материнским кораблем Polar Prince. Но береговая охрана США сообщила о пропаже судна только в 22.40 — 8 часов спустя.

Компания пока не объяснила, почему потребовалось так много времени, чтобы предупредить береговую охрану, когда с «Титаном» была потеряна связь.

Как известно, погружения на «Титаник» обычно занимают около 8 часов.

Никаких официальных проверок

OceanGate отказалась от «классификации» «Титана» — общепринятой в отрасли практики, при которой независимые инспекторы проверяют соответствие судов принятым техническим стандартам.

Компания предположила, что прохождение классификации может занять годы и будет
«препятствием для быстрых инноваций».

В 2019 году компания OceanGate заявила, что классификация «Титана»
«не обеспечит соблюдение операторами надлежащих операционных процедур и процессов принятия решений двух областей, которые гораздо важнее для снижения рисков на море». Классификация предполагает привлечение независимой организации для проверки соответствия судов, таких как корабли и подводные аппараты, общепринятым техническим стандартам. Это важнейший способ убедиться в том, что судно пригодно к эксплуатации.

Боссы OceanGate уволили Дэвида Локриджа, директора по морским операциям проекта Titan, в 2018 году, после того как не согласились с его требованием ужесточить проверки безопасности.
Боссы OceanGate уволили Дэвида Локриджа, директора по морским операциям проекта Titan, в 2018 году, после того как не согласились с его требованием ужесточить проверки безопасности.

В блоге под заголовком «Почему «Титан» не классифицирован?» компания OceanGate предположила, что классификация займет слишком много времени.

В сообщении говорится: «Несмотря на то, что классификационные агентства готовы проводить сертификацию новых и инновационных конструкций и идей, они часто имеют многолетний цикл утверждения из-за отсутствия ранее существовавших стандартов...

«Привлечение сторонних организаций для ознакомления с каждой инновацией до того, как она будет подвергнута испытаниям в реальных условиях, является анафемой для быстрого развития инноваций».

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».