Найти в Дзене

Притчи. Притча, как жанр.

Притчи. Притча, как жанр. 

На днях мне на глаза попался сборник христианских притч. Конечно, я порадовался, встретив там немало древнекитайских, индуистских и суфийских притч в новых одеждах – что неудивительно, мудрость у людей одна, просто иногда называется по-разному.

И еще я подумал, что жанр притчи удивительно хорошо подходит для нашего канала.

Стоп. Разберемся сначала – что же такое притча?

Притча – это небольшой рассказ, заключающий в себе некое поучение. Как говорится: «Сказка ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок» (ну, и девам, конечно, тоже).

Притчи есть во всех культурах; более того – как мы только что заметили – они кочуют из одной культуры в другую, не теряя при этом своей сути. Притчами изъяснялись Иисус Христос и царь Соломон; суфии и дзен-буддисты находят в притчах пищу для мыслей, а индийские аскеты и чукотские вожди передают притчи из поколения в поколение. И часто это – одни и те же истории.

Откуда же такая любовь к притчам? Элементарно – то, о чем невозможно сказать, иногда можно показать на примере.

-2

Однажды ученики пришли к старцу и спросили:

– Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно, и остаются в нем непрочны?

– Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.

– Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, но даст больной росток и худой плод, – ответили ученики.

– Так и люди, – сказал старец, – Вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе взращивать добро, они выставляют свои добрые дела напоказ и тем их губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце.

Так будьте же мудры.

Один монах мыл листья салата. К нему подошел другой и решил его испытать.

– Ты можешь повторить, о чем сегодня говорил наш старец на утренней проповеди?

– Совершенно не помню, – сказал первый монах.

– Так для чего же ты слушаешь проповеди, если ничего не помнишь?

– Посмотри на эти листья; вода моет салат, но на листьях не остается: салат же, тем не менее, становится чистым.

-3

Однажды учитель решил проверить своих учеников. Он взял белый лист бумаги, капнул на него чернилами и позвал учеников.

– Что вы видите? – спросил он.

– Черное пятно, – сказал один ученик.

– Кляксу, – сказал второй.

– Чернила, – сказал третий.

Учитель заплакал и ушел. Потом ученики спросили у него: «Почему Вы плакали?»

Учитель сказал: «Никто из вас не увидел белого листа».

Ученик спросил у наставника: Учитель, что ты скажешь, если узнаешь о моем падении?

– Скажу: «Вставай!»

– А если я снова упаду?

– Опять скажу: «Вставай!»

– И сколько же это будет продолжаться – вот так падать и подниматься?

– Падай и поднимайся, пока жив. Те, кто упали и не поднялись – те мертвы.

-4

К одному старцу ходили три брата. Два из них всегда обращались к нему с просьбами дать им совет или наставление в духовной жизни; а третий всегда молчал.

Однажды старец спросил его: «А ты ничего не хочешь спросить?» – «Мне достаточно просто быть рядом с тобой».

Один царь пожаловался знакомому мудрецу:

– Раньше я тоже все время занимался духовными поисками, искал высшую истину; но теперь как-то уже давно не до этого – ежедневные дела, заботы, интриги: Да, собственно, и интерес к этому совсем пропал. Как ты думаешь, почему?

– Посмотри на вершины той горы – сказал мудрец, – Не правда ли, прекрасна?

– Да, она великолепна.

– Так давай зайдем за этот валун и полюбуемся на нее оттуда?

– Ты что, с ума сошел? Если мы зайдем за этот валун, мы из-за него не увидим никакой горы.

– Вот это и происходит с твоей жизнью, – сказал мудрец. – Ты зашел туда, где не только не видно истины, но даже нет желания ее искать.

-5

Однажды мудрец Фарид и император Акбар рассуждали – кого винить во всех бедах человека?

Обсудив все точки зрения, они решили провести эксперимент; положили на мосту кошелек с золотыми монетами и велели одному бедняку пройти по этому мосту. Человек прошел, а кошелька не заметил. Его спросили: не видел ли он чего-нибудь на мосту; он сказал – нет, там ничего не было. Оказалось, что в тот момент, когда он приблизился к кошельку, что-то отвлекло его, и он повернул голову в другую сторону.

А с другой стороны – что называть бедой?

Одного человека выбросило на необитаемый остров. Каждый день он высматривал на горизонте, не идет ли какой-нибудь корабль, чтобы спасти его – но кораблей всё не было и не было. Более того – однажды маленький шалаш, который он построил из выброшенных на берег палок и досок и в котором хранилось всё его скудное достояние и запас еды, сгорел дотла. Дым столбом поднимался к небу, а человек рыдал: «Боже, как ты мог так поступить со мной?».

Однако на следующий день к острову все-таки причалил спасительный корабль.

«Как вы узнали, что я здесь?» – спросил человек.

«Мы увидели твой дымовой сигнал» – ответили мореходы.

Бывает так, что сгоревший дом оборачивается сигналом о спасении. Как знать?

-6

Даже в «Ригведе» сказано: «Истина-бытие одна; мудрые называют ее разными именами».

Но каким именем не назови истину, любое имя будет ей мало, имя ей не налезет. Истина не помещается в слова, она одновременно охватывает все противоположности и поэтому значительно больше любых слов.

«Мысль изреченная есть ложь» – говорил Тютчев; «Знающий не говорит; говорящий не знает» – вторит ему Лао-Цзы. «Бог начинается там, где кончаются наши представления о нем» – подтверждают древние христианские богословы. А поскольку всё в мире – от Бога, то сколько ни говори, всё будет неполно. Истина передается в молчании и любви от сердца к сердцу. 

-7

Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов:

https://yoomoney.ru/to/4100118560835057