Найти тему
Хожу в театр

Валентина Рассихина о «Правда – хорошо, а счастье лучше»

Новгородский академический театр драмы им. Ф.М. Достоевского
Режиссер Валерий Маркин
Художник-постановщик Екатерина Чазова
Художник по костюмам Светлана Чазова

«Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского - это тот спектакль, который служит ярким примером «классической» классики в плане постановки. Здесь нет никакого модерна, новеллизаций, одна атмосферная вуаль того времени. И это одна из причин, по которой я люблю этот спектакль. Ты приходишь на него, чтобы отдохнуть, увидеть сказку, где побеждает любовь и справедливость. Тут нет необходимости ломать голову, пытаясь разгадать замысловатые режиссерские посылы, ты просто наслаждаешься действом.

Визуальное погружение начинается с трансформирующихся деревянных декораций, которые переносят тебя в пространстве между резным и статным домом Барабошевых и домом Зыбкиных - чуть попроще, но со вкусом. Костюмы как отдельный элемент, который хочется детально рассматривать, прекрасно вливаются в общую картину и, как по мне, подчеркивают характер героев.

Одними из главных «действующих персонажей» постановки являются яблоки.

Они повсюду: в ящиках, в мешках, их едят, ими кидаются. Думаю, для полного эффекта присутствия театру следует задуматься об аромосопровождении 😁, хотя воображение делает своё дело, и тебя мысленно окутывает аромат яблоневого сада.

Музыкальное оформление - еще одна фишка спектакля. Здесь музыка дополняет остальные элементы, создавая единую композицию. Я не знаток русского фольклора, но, на мой взгляд, навязчивая шаловливая «Камаринская» в исполнении садовника Глеба Меркулыча переносит тебя на пару веков назад к одному из московских трактиров.

И уже совсем другой настрой задаёт песня «Вот на пути село большое» - это первое, что мы слышим, когда в зале гаснет свет и потихоньку поднимается занавес. Акапельное исполнение Силы Ерофеича Грознова погружает стоящих перед нами героинь в некое состояние печальной думы, но их пробуждают раскаты грома... впоследствии эта песня исполняется героями совсем с другими интонациями - бунтарской в варианте Поликсены, либо светлой ностальгической при исполнении Мавры Тарасовны и Силы Ерофеича.

Также задаёт тон гроза с её звуковыми эффектами, как предвестник перемен, краха застоялых устоев в доме властной Мавры Тарасовны, да и под стать одной из фраз Филицаты – «... ее и пушкой-то не прошибешь, а я вот нашла на нее грозу». Хотя, может, не стоит везде искать сакральных смыслов, и гроза - это просто гроза, как обычное явление знойного лета🙃

Прочитав произведение перед премьерой, у меня сложились определенные образы героев, некоторые из которых на спектакле были пересмотрены, в том числе благодаря гармоничному подбору актерского состава.

В пьесе я то и дело теряла из виду садовника Глеба Меркулыча (Юрий Ковалев), в тоже время в постановке он был заявлен весьма ярко и колоритно. Плутоватый, словно кот, знает все семейные тайны со своего наблюдательного пункта, которые он, в зависимости от наличия своей выгоды, придаёт огласке или оставляет при себе. А как он пытался утащить хозяйские мешки с яблоками - это отдельная история, да и в целом просто его появление на сцене невольно вызывает улыбку.

Как всегда, не оставила равнодушной игра народной артистки РФ Татьяны Каратаевой и заслуженного артиста РФ Анатолия Устинова. Мавра Тарасовна - олицетворение властности, статности, которая к финалу перерождается в трогательную и сентиментальную даму, благодаря появлению бравого и харизматичного вахмистра Грознова.

Прекрасна и пара возлюбленных Поликсены (Валерия Горелкина) и Платона Зыбкина (Ян Цыбульский) с их бунтарством и чувственностью, а сцена с объяснением в любви ещё больше раскрывает всю палитру характеров героев.

Свой колорит постановке задают хитрый франтоватый лис - Никандра (Артём Символоков), невероятная мимика которого «звучит» красноречивее слов, и Амос Панфилыч Барабошев (Павел Рудаков), с его по-детски милым «Ма-а-аменька».

Палагея Григорьевна Зыбкина (народная артистка РФ Любовь Лушечкина) предстала перед нами простой, наивной, ведомой женщиной, но если вспомнить игру этой актрисы в спектакле «Змея в короне», где она величественно исполняет роль Екатерины II, или графини Вронской в «Анне Карениной», то просто диву даёшься, с какой правдоподобностью актриса играет такие антиподы. Но, справедливости ради, стоит отметить, что это относится ко всем актерам, задействованным в постановке.

Ну и конечно невероятная Филицата (народная артистка РФ Лилия Сергеева)! Мне кажется, что каждый мечтает о такой няньке. Она борется за счастье и покой Поликсены всеми правдами и неправдами. Причитает, переживает, боится, но для своей подопечной готова и в ниточку вытянуться, лишь бы та была счастлива. Где-то умолчит, по-мудрому схитрит, проявит инициативу, пожалеет, приукрасит, и в итоге вот он - счастливый финал, после которого зритель также может невольно задуматься о том, что же для него лучше - правда или счастье, и может ли быть одно без другого.

«Правда - хорошо, а счастье лучше» - милая, добрая постановка, которую можно смело рекомендовать к семейному просмотру!

Источник