О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух. В роли просветителя - город Тольятти. До поездки в этот город я знала о нем только две вещи - это родина ведра с гайками LADA и олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике Алексея Немова. Ой, чуть не забыла про третью - величественную Волгу.
Но оказалось, что этот городок в Поволжье способен приятно удивить.
Во-первых, это современное чудо архитектурного искусства Замок Гарибальди.
Во-вторых, это огромный музей военной техники под открытом небом. Он был открыт в 2001 г. на территории бывшей свалки. Сейчас здесь разместились свыше 450 экспонатов техники: авиационной, космической, инженерной, железнодорожной, автомобильной, бронетанковой, сельскохозяйственной, ракетной, а также артиллерийских орудий и систем вооружения военно-морского флота. Настоящим сокровищем автопарка является самая большая дизель-электрическая подводная лодка ВМФ России.
Посещение именно этого экспоната манило меня, знатного клаустрофоба, сильнее, чем кружечка холодного пива в адскую жару. Ради подлодки, я была готова "потерпеть" остальные выставочные экземпляры. Ну где Оленька и где военная техника? Но о моей недальновидности чуть позже, а пока все мое внимание приковано к ней - "Черной жемчужине" паркового комплекса.
Для меня подводная лодка это что-то такое далекое, как полет в космос. С моей клаустрофобией я четко понимаю, что подводником мне не быть. И даже если начнут продавать экскурсии с реальным погружением лодки под воду (привет, батискаф!), я в этом не участвую. А тут субмарина на суше и мне было дико интересно прикоснуться к этому миру. Поэтому 300 рублей были потрачены не зря.
Лодка просто огромная! Когда смотришь по телевизору, невозможно реально оценить ее масштабы. Но когда видишь эти выдающиеся размеры вживую, невольно захватывает дух. Я даже испытала какое-то благоговение перед теми кто это все придумал и создал.
Как же такая махина оказалась на месте бывшего кладбища отходов? Ради нее в Питере разводили мосты. По воде она проделала путь из самого Кронштадта. А затем ее тащили волоком по суше. Для этого специально изготовили железный лист по размеру субмарины, а это на минуточку 92 метра! Идея была проста как три рубля - дело было зимой и железный лист должен был играть роль лыжи, которую тянули несколько военных тягачей. Но фокус не удался. Подлодка слишком тяжелая, поэтому от трения с землей железный лист сильно нагревался и снег таял. А ночью работы по переправке будущего музейного экспоната не проводились и все это замерзало. Пришлось ждать весны и вот уже по грязи дело пошло как по маслу!
Сразу хочу сказать, что подлодку "облагородили" для экскурсионных целей. Внутри немного переоборудовали, что бы освободить побольше пространства для туристических групп. Между отсеков оставили только два люка, чтобы туристы смогли прочувствовать на себе все неудобства подводника. Остальные переделали в дверные проемы в виде арок.
Из семи отсеков мы побывали только в четырех, оставшиеся три были закрыты на ремонт. Первое, что поразило как только я вошла - обилие всяких проводков, кнопочек, рычажков, винтиков. Как во всём этом разобраться и ничего не перепутать??? И как-то пришло осознание, что служба на подлодке это не просто, и дело вовсе не в замкнутом пространстве. Повернул не тот вентиль и... даже думать не хочется.
Члены экипажа жили аскетично. Минимум предметов, что естественно в условиях малого пространства. Свои "комнаты" имели только капитан, его помощник и врач. Они были настолько малы, что вдвоем там уже тесно. В целях экономии пространства, были распространены многоярусные кровати и полки, прикрученные к стене.
В кают-компании пищу принимали по очереди. Матросам, которые в это время несли вахту, еду приносили прямо на место службы. Обеденный стол в случае экстренной необходимости превращался в операционный.
А еще мне почему-то казалось, что гальюн не может выглядеть как обычный туалет. Оказалось показалось. Эх, вся романтика улетучилась)))
Сначала все шло хорошо, я с интересом слушала экскурсовода, осматривала по сторонам скромный интерьер подлодки и не испытывала никакого беспокойства. Но где-то в третьем отсеке на долю секунды я словила панику. Пришло осознание, что я нахожусь в маленьком замкнутом пространстве без окон и выход где-то далеко. Я испугалась, что могу грохнуться в обморок. От полного позора меня спасла мысль, что мы не под водой и я могу выйти в любой момент. Если не заблужусь.
После экскурсии на подлодке, у нас было время на осмотр всего паркового комплекса. И вот тут я поняла, что изначально зря так пренебрежительно отнеслась к музею и девочкам это тоже может быть интересно. Почему-то меня тянуло в ту часть, где была представлена авиация.
В свете последних событий, чаще всего на глаза попадается фраза, как системы ПВО сбивают очередной беспилотник. Я знала, что означают эти три буквы, а вот теперь наконец увидела:
В общем, в музее для меня состоялось несколько новых открытий. Но кроме этого ухоженные газоны и асфальтированные дорожки располагают к приятным прогулкам. Если лень обходить эти гектары пешком, можно взять экскурсию на электромобиле. На территории есть здание, в котором находятся туалет, столовая, сувениры. А в ларьке на одной из аллей парка можно купить кофе или прохладительные напитки. Особенно в парке понравится детям, ведь на все экспонаты можно забираться.
Не переключайтесь и из следующей статьи вы узнаете, чем еще интересен Тольятти. Вы же не думали, что это все?
Как вы относитесь к музеям? Какие экспонаты предпочитаете - картины, одежду, посуду, мумии?