Найти тему

¬Статья: «Детское развитие через познавательную робототехнику, или почему я в первую очередь не детский педагог, а исследователь и психолог

Я не знаю, с чего начать мой рассказ, но думаю было бы правильно сказать, кто я.

Я уже долго работаю детским преподавателем робототехники и хотел бы высказать своими мысли по поводу того, что есть для меня преподавание уроков детям, и почему, пройдя серьёзный жизненный путь, я решил реализовываться именно на этом поприще. Думаю, что мой учительский опыт будет полезен родителям и моим коллегам.

Преподавание детям робототехники – это дело интересное, но в то же время и трудное.

Трудное, если вы искренне ставите цель – проводить увлекательные уроки и постоянно поддерживать в ребенке интерес и желание продолжать развивающие его уроки.

Меня всегда интересуют конечные цели. Что получат окружающие от моих действий? Моё любимое в жизни слово – толк. От всего должен быть ТОЛК! И главные вопросы, которые я себе задаю: для чего? Ради чего? Какая цель? Всегда надо видеть конечную цель, иначе прогресс останавливается и начинает представлять собой рутину. А занятия с детьми не должны превращаться в рутину, это должен быть постоянный путь развития и самосовершенствования!

Дети ставят нам рамки, границы, барьеры, то есть нам, подобно лошадям, необходимо всё время прыгать выше и выше, чтобы соответствовать ребёнку. Если ты не развиваешься, ребёнку с тобой становится неинтересно. И он перестаёт развиваться с тобой. Если ты идёшь в педагогику, если ты действительно желаешь истинного блага своим ученикам и себе, то ты должен постоянно развиваться. Осознавая, что ты с учениками неразрывно связан, и, помогая им, ты помогаешь себе. Это как в анекдоте: «В 1000-ый раз объясняя ученикам урок, учитель наконец-таки понял то, что объяснял ученикам J»

Я работаю с детьми различного возраста, начиная от 4-х лет, которые ходят в детский сад, и заканчивая старшеклассниками 16-17-ти лет, учащимися в гимназии города Сестрорецка, в которую я устроился учителем информатики. Хотя у меня накопился солидный опыт по преподаванию робототехники и программирования для детей старше 10-ти лет, однако в этой статье я бы хотел большее внимание уделить детской возрастной группе 4-10-ти лет, поскольку робототехнику чаще всего я преподаю детям в этой возрастной категории.

Чем я занимаюсь с детьми старшего возраста (от 10-ти лет) – это понятно: из класса в класс веду их по имеющейся программе, то есть идет профессиональная работа учителя по информатике и робототехники.

Но совсем другое – работа с детьми детсадовского возраста и младшего школьного возраста от 4 до 7-8-ми лет. Тут уже другая ситуация, тут уже просто педагогической работой «не отделаешься». Что я имею в виду? Возьмём типичную картину: ребёнок возрасте от 4х до 8 лет пришёл на занятие. Ты его должен научить правильно собирать роботов, познакомить с основами механики. Сначала мы с ребенком приветствуем друг друга, делаем зарядку, затем решаем, какого робота будем собирать. Я стараюсь постоянно обновлять наборы и иметь у себя самые современные на данный момент времени, сейчас – это Lego Spike Education и Lego Spike Prime, также использую проверенный временем интересный и эффективный набор – Lego WEDO 2.0, иногда – Lego WEDO1.0

Я постоянно ищу новые инструкции, докупаю новые наборы, плюсом к этому – развиваюсь в преподавании электротехники (провожу для детей уроки на наборах микроник и позитроник), которая является неотъемлемой частью робототехники.

Но, несмотря на это, зачастую бывают ситуации, когда с ребенком я собираю робота, которого ранее я уже собирал много раз с другими детьми. Затем мы пишем алгоритм для управления роботом, этот алгоритм я уже тоже объяснял другим детям. И если относиться к делу так, что вот просто пришел ребёнок, собрал и запрограммировал робота, которого ты уже ранее собирал с другими детьми, то такая работа просто превращается в работу простого робота-учителя-няни. То есть в ней нет развития. Ребёнок делает на твоих глазах, то что уже делало множество других детей, и ты объясняешь ребенку тоже, что объяснял уже множеству других детей. А главный девиз учителя робототехники: «Самому ни за что не превращаться в робота!» Девиз же моей жизни такой: «Каждая секунда жизни должна быть прожита с ТОЛКОМ!» И следуя этому девизу, повторять одно и то же в жизни мне бы не хотелось! Потому что это был бы и для меня «стопор» и, соответственно, «стопор» для моих маленьких учеников. Я же считаю, что для меня жизнь – вечное познание и вечное изучение, соответственно, должно быть и вечное развитие.

Я несколько по-другому подхожу к делу преподавания детям. Каждый следующий урок отличается от предыдущего. И поэтому далее будет пример одного из возможных течений урока.

Итак, ученик приходит ко мне на занятие. Я делаю с ним всё то, что уже делал много раз: делаю с ним зарядку, ребёнок выбирает робота, которого я буду с ним собирать. Мы конструируем робота. Далее мы программируем его, я объясняю ребёнку новые темы, например: «Цикл», «Условие «если-то-иначе», «Как запрограммировать датчик цвета и ультразвуковой датчик расстояния» и так далее, затем, следуя запрограммированному ребёнком алгоритму, робот, используя ультразвуковой датчик обнаружения предметов, находит стекло с существом из микромира (например, с кишечнополостным существом по имени Гидра (лат.Hydra) или её/его жертвой – планктонным рачком – по имени Дафния (лат. Dafnia)), а довольный ребенок хватает предметное стекло с существом и бежит рассматривать его под микроскопом. Далее я дарю ребенку маленький приз (наклейка или вкусная печенька), спрашиваю у ребёнка, понравился ли урок, и задаю вопрос: «Что нужно сказать учителю?» Если урок понравился, ребенок чаще всего отвечает: «СПАСИБО», – иногда обнимает и довольный бежит с урока.

Какая была цель вышеописанного урока? За счёт чего происходит рост ребёнка? И почему мне на каждом уроке интересно с детьми несмотря на то, что я преподаю робототехнику уже длительное время? В чём мой рост? Что для меня является маркером того, что я расту за счет своего труда для детей? В чём для меня смысл повторять, казалось бы, одно и тоже изо дня в день?

Некрасиво, но все же отвечу вопросом на вопрос: а какой смысл для человека повторять зарядку изо дня в день или ежедневно чистить зубы? Дисциплинированное повторение полезных действий может стать действием, очень полезным, приносящим развитие и здоровье в жизнь. Главное – периодически применять творческий подход, вводить новые упражнения в зарядку и периодически чистить зубы левой рукой, аналогично и с преподаванием детям.

Теперь разберёмся с вопросом, почему мне на каждом уроке интересно с детьми? Самое ужасное, что может быть для педагога – потеря интереса к своему делу, начинается просто зарабатывание денег, потому что уже есть привычка и навык, и отсутствует желание что-либо менять, учиться чему-то новому, разобраться в себе и вернуть интерес к преподаванию. Понятно, что многим «умеющим ощущать» педагогам нравится работа сама по себе, потому что дети – это радость, это юность. Это особый жизненный «водопад», который наполняет учителя, при условии самозабвенного служения на благо этого природного источника. Но всё же, если у педагога нет высшей цели, если он не понимает то, ради чего он это делает, то это дело рано или поздно превратится в зарабатывание денег, и это будет иметь негативные последствия как для педагога, так и для его учеников.

Так почему же мне интересен каждый урок? Мой интерес в том, что я изучаю каждого ребёнка. Для меня работа с детьми – это НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. И, соответственно, каждый урок – это часть большой научно-исследовательской работы. У меня весомый опыт преподавания детям от 4-х до 8-ми лет: я работаю в двух детских садиках и на выходных веду свой кружок в детском центре (соседний центр внутри ЖК – «Светлый мир внутри» – г. Сестрорецк, СПБ), и свою работу с детьми детсадовского и начального школьного возраста я вижу одновременно как учитель робототехники и программирования, и как ученный-исследователь, и что очень важно – как детский ПСИХОЛОГ. И тогда мой труд становиться творческим, интересным, во мне просыпается любознательность, интерес, познание, и я делюсь этими качествами ума с учеником, развивая их в нём. Основной целью моих занятий не является что-то из сферы будущего, например, победа в соревнованиях, хотя, несомненно, участие в соревнованиях стимулирует ребёнка и разжигает в нём интерес, я успешно подготавливал своих учеников к участию во всероссийских соревнованиях «Робо-ФИНИСТ» и международных соревнованиях «ОПЕНРОБОТ». Основная цель моих занятий достигается прямо на занятие: гармоничный ребенок, увлекающейся тем, что интересно, это и помогает начать правильно мыслить.

Стив Джобс говорил: "Каждый должен учиться программированию, потому что оно учит тебя думать". А тут с детства ребенок учится и программировать, и конструировать, и творчески подходить к этим занятиям. Я считаю, это прекрасно. Да, я изучаю и увлекаюсь робототехникой, постоянно ищу и открываю для себя в ней что-то новое. Но робототехника для меня не цель, а инструмент. Моя цель – развитие ребенка.

Вообще в педагогику приходят учителя трех типов. Первые приходят ради предмета, они поклонники своего предмета и живут, и служат ему (я не отношу себя к ним). Вторые приходят ради ребенка, ради его развития, такой учитель видит в ребенке будущего взрослого, того, кем может стать это ребенок, и стараются помочь ему (надеюсь, что я принадлежу к этой категории учителей). Третий тип учителей: кто пришёл ради собственных амбиций и эгоистичных соображений (грустный случай, но, к сожалению, мне в мои школьные годы пришлось с таким столкнуться).

Вместо робототехники я периодически использую электротехнику (на наборах микроник, позитроник, знаток). Мы берем макетную плату, устанавливаем на нее светодиоды, резисторы, кнопки включения и переключения, провода и так далее, подсоединяем батарейку, и ребенок видит, как работает собранная им электрическая схема, например, светофор с возможностью переключать цвета либо сигнализация со звоночком – это очень интересно). И робототехника, и электротехника – для меня инструменты, с помощью которых я взаимодействую с ребенком как учитель, учёный и детский психолог. При желании я мог бы использовать выжигание по дереву или обучение работе с паяльником.

В чем моя логика: робототехника для меня – это прежде всего инструмент, поскольку она сейчас очень популярна и за ней, безусловно, будущее. Но тут важно понимать, какая моя «конечная» цель. И я сразу решил обозначить ее в этой статье, чтобы родители могли прочитать и понять, как я веду урок и для чего. Моя «конечная» цель с детьми возраста 4-9-ти лет – чтобы ребёнок после моего урока вышел более спокойный, более гармоничный, уравновешенный. Моя цель – чтобы ребёнок стал счастливее после занятия. И, как детский педагог, я люблю не того ребёнка, который пришёл ко мне на занятие, а того взрослого, которым он может стать. Представляете, какая это работа – видеть в ребёнке успешного и счастливого взрослого и интуитивно понимать, что ты, как учитель, можешь дать, какой кирпичик заложить в фундамент, который в будущем поможет выстроить гармоничную и успешную взрослую жизнь. Самое ценное в жизни – это время. А вкладывая свое время в детей, учитель обеспечивает себе, не побоюсь этого слова, бессмертие. Искренне служить детям – великое благо для всех.

И этому искреннему служению детям во имя их будущего научил меня мой учитель, у которого я учился в свои детские годы. Звали его Борис Васильевич, вел он кружок «Архитектура IBM». Я у него учился собирать компьютеры. Раньше компьютеры были не то, что современная техника, где в маленьком телефоне упакована и материнская плата, и процессор, и оперативная память, и видеокарта. Сейчас тоже можно купить системный блок по архитектуре схожий с теми, что были лет 25 назад. У меня в кабинете информатики пылятся штук 20 таких. Так вот, собирать такие системные блоки было делом очень интересным, практически та же робототехника: сначала надо было прикрутить материнскую плату к подложке системного блока, а это целое приключение, потому что нужно подобрать винты , затем установить в материнскую плату видеокарту, там еще такой порт был для видеокарты, назывался VLB (Visual Local Base), сейчас вместо него используется PCI-express. Затем нужно было установить процессор в специальную кроватку под названием socket и намазать термопастой, потом сверху на процессор устанавливался куллер и закреплялся винтами, после наступала очередь крепления оперативной памяти под названием DIMM или на более древних компьютерах – simm. И вот мы устанавливаем свежесобранные внутренности в системный блок, подключаем провод от блока питания к материнской плате – это целое священное действие: перепутаешь один провод, и все, вместо выключения компьютер будет перезагружаться, а вместо перезагрузки – выключаться, а то и вовсе – сгорит, если куллер не подключишь. И вот наступало самое интересное: нужно было оживить компьютер, для этого Борис Васильевич научил заходить в специальное синее меню, оно называлось BIOS, этот BIOS уже был установлен в материнскую плату, и даже если не было жесткого диска и cd , о которых я ранее забыл упомянуть, можно было включить компьютер и зайти в него, в BIOSe мы выбирали «начать загрузку с CD-привода», либо ранее – с «FDD-дискеты», на тех компьютерах, где предстояло установить windows 95. Но мне запомнилось, как устанавливал первый раз с пиратского диска Windows XP. И вот я оживлял компьютер, устанавливая виндоус и находя по очереди драйвера под каждое устройство. Эх, золотое время, вспоминаю, и радостная улыбка растягивается на моем лице.

Да, нечего говорить, интересный кружок был, но самым интересным был преподаватель – Борис Васильевич. Он рассказывал нам, как служил на подводной лодке, а мы, открыв рты, слушали. Затем он учил нас переводить числа из 10-ричной системы исчисления в двоичную, и делал он это захватывающе и увлекательно. Он же научил нас, его учеников, складывать числа двоичной системы исчисления и познакомил с 16-ричной. Когда нам то же рассказывали в школе, на уроке информатики, это было далеко не так интересно и живо и совсем не запоминалось. А уроки Бориса Васильевича отложились в памяти. Борис Васильевич умел взаимодействовать с учеником и превращать этот процесс и в игру, и в творчество, при этом с учениками он не заигрывал и не заискивал, он был естественным, таким какой он есть, и это вызывало уважение. Помню, на уроке он спросил, от кого мы произошли, мы ответили, что от обезьяны. А он нам в ответ и говорит: «Ну вы может от обезьяны, а мои предки прилетели из космоса». Мне эти слова запомнились.

И именно этим увлечением компьютерами Борис Васильевич заложил очень важный и нужный кирпич в фундамент моего будущего. Когда я закончил школу и поступил в институт, я сразу же открыл свой первый бизнес – «Компьютерную помощь на дому». Сначала я один ездил по СПб и чинил компьютер за компьютером, затем я нанял мастеров, сам уже не ездил, а перешел к управлению ставшим достаточно большим сервисом. Вскоре я начал открывать офисы в СПб и Москве, и дело развилось буквально за 5-7 лет: я стал владельцем крупнейшего компьютерного сервиса в СПб. От частных лиц мы перешли к аутсорсингу крупных фирм и восстановлению данных. Благодаря своему бизнесу я смог развиться в других областях жизни, которые были мне интересны: йога, аюрведе, джойтиши и так далее. Я смог путешествовать и посвятил 5 лет своей жизни путешествиям. Путешествовал по Индии, затем посетил гору Кайлас в Тибете, 3 раза слетал в Перу, подолгу там жил и учился знахарскому искусству у замечательного целителя Дона Пепе, долгое время я жил в Индонезии, на острове Бали, где познакомился с местными специалистами в области траволечение – целителями Ваяном и Путу, а также познакомился с очень интересным человеком, верховным священнослужителем острова Манку, Джати, из храма Mother Temple , который стоит у подножия вулкана Агунг, на вершину которого мне несколько раз удалось лично взобраться. Также периодически я посещал остров Яву для прохождения там 10-тидневных ретритов. Этот этап моего жизненного пути очень изменил моё мировоззрение и понимание того, чем бы я хотел заниматься в этой жизни. Я понял, что я хотел бы посветить свою жизнь развитию детей. А вообще, у меня было две мечты: учить детей и лечить людей. А потом эта мечта переросла в желание: учить детей - лечить людей. И, как ни странно, она осуществилась!

После путешествий я вернулся на Родину. И в г. Зеленогорске, под СПб, я устроился в детский лагерь «Буревестник» и там открыл кружок «Зелёная аптека», где детям рассказывал в увлекательной форме про различные целебные растения, мы с ними ходили по территории лагеря и изучали травки, деревья. Я рассказывал про живицу на сосне, для чего она, рассматривали её в микроскоп, собирали склероций гриба чага (лат. inonotus obliquus) с берёзы (лат. betula pendula). Находили необычных существ внутри чернильного орешка, растущего на дубовом листе, было много интересного. О своем опыте я написал рассказы, опубликованные на моей авторской странице proza.ru. Параллельно, там же, в Буревестнике, я вёл кружок микробиологии. И во время своих путешествий мне в голову приходила мысль о том, что мне интересен мир робототехники. И уже, преподавая в детском лагере, мне захотелось начать преподавать детям робототехнику, я поехал в тот самый центр детского творчества, где я в детстве учился у Бориса Васильевича. Он, к сожалению, уже давно там не работал, но я был ласково встречен директором центра, который, в свою очередь, познакомил меня с их преподавателем робототехники, и от него я узнал, в какую сторону мне двигаться, если я хочу стать преподавателем детской робототехники.

Так у меня появился мой первый набор Lego Wedo 2.0 в оригинальной версии. И я на собственном опыте убедился, что это очень хороший инструмент для взаимодействия с детьми, поскольку ребёнок очень сосредоточен, внимателен и заинтересован. А детский интерес – это такой крючок, за который мы подцепляем детское внимание и после можем направить его в нужную для развития сторону. Есть такая пословица: «Развлекая – увлекай, увлекая – направляй». То есть через развлечение мы увлекаем ребёнка, а увлекая, направляем в нужное русло. Нужное русло – это русло познания и развития. Для этого у меня на уроках мы собираем не простых роботов, а собираем роботов-исследователей, которые исследуют микромир. Также у меня уроки посвящены бионике – науке, изучающей то, как можно использовать изобретения природы в различных отраслях жизни человека, в том числе и робототехники. Например, мы создаём робота-лягушку, перед эти смотрим познавательный ролик о том, как в жизни лягушки происходит метаморфоза от икринки к головастику, от головастика без передних лап, плавающему в воде, к головастику с передними лапами и хвостом, обитающему на суше, и затем смотрим, как головастик превращается в лягушку. И, создав робота-лягушку, думаем о том, как бы мы могли применить данного робота в жизни, например, на базе этого робота-лягушки можно было бы создать робота-исследователя, способного преодолевать сложные препятствия.

Главное, что нужно понимать педагогу, ребенок ставит для учителя планку к состоянию его нервной системы, психики и к его морально-этическому поведению. Грубо говоря, человек, ведущий дурной образ жизни, не имеет права идти в педагогику. Человек с расстроенной нервной системой тоже не должен взаимодействовать с детьми.

Лично я уже не раз объявлял родителям своих учеников, что я уехал на 10-тидневное обучение, при этом я брал отпуск в школе и детских садиках. Я выключал телефон (очень радостное событие в жизни любого человека, улыбочка) и на 10 дней исчезал с радаров. Что же это за обучение такое с выключенным телефоном? Можно подумать, что педагоги робототехники выезжают за город, собираются в каком-нибудь пустующем детском лагере, выключают телефоны и начинают с утра до вечера обсуждать перспективы детской робототехники и методы ее развития. (улыбочка) На самом деле, конечно, не так… Обучение для меня заключается не в углублении в робототехнику. Для своего развития в области робототехники я смотрю у коллеги записи в телеграмм канале и обучающие видео на ютубе, читаю профильные сайты. Также самому приходит вдохновение, и еще я черпаю его из книг по обучению программированию и робототехники для детей.

Но вернемся к вопросу, чему же я учусь на протяжении этих 10 дней? Повторю ещё раз: «Нервный человек, психологически неустойчивый, не может приносить пользу при работе с детьми, а, соответственно, не должен с ними работать». А главное – у нервного человека и не получится работать с детьми детсадовского и младшего школьного возраста. В старших классах школы – да, к сожалению, получится, у детей, начиная с 5-го класса, уже строго привита дисциплина, и к ним можно приходить хмурым, не в духе, кричать на них. Любить, конечно, такого учителя дети не будут, толка от его уроков тоже будет мало, но почему-то такие учителя продолжают успешно работать. Не везде и не всегда, но таких случаев много, и мы с вами знаем об этом из собственного опыта. А вот с детьми возраста 4-8-ми лет такое не пройдет, дети в этом возрасте идеально считывают тебя и будут искренне к тебе расположены, только если ты «чист и спокоен». Поскольку они сами «чисты», то их не проведешь, и единственный выход – соответствовать им. Ребенок детсадовского возраста очень эмпатичный, он считывает твоё состояние психики. Почему я себя считаю именно практикующим психологом для детей детсадовского возраста? Потому что есть теория. Можно прочитать множество психологов, всё это в свою голову загрузить, но толку будет немного, потому что всегда капля практики стоит моря теории. Вы можете сколько угодно изучать книги о вкусе «яблока джонатан», но пока не укусите его, не поймете ничего. Практика и только практика даёт понимание об истинной картине вещей. Поэтому либо ты сам спокоен, осознан и уравновешен, причем осознанность и уравновешенность должны быть постоянными на протяжении всего урока, а желательно и всей жизни. (добрая улыбочка) Не надо путать уравновешенность и равнодушие, это абсолютно противоположные две вещи. Уравновешенность идёт из осознанности, спокойствия и интереса к происходящему в данном моменте. А неуравновешенность порождает равнодушие, это загрязнение ума от того, что человеку в данный момент неинтересно, и он куда-то бежит: в мысли или сон, что, по сути, одно и тоже. Равнодушен человек, когда уже давно жизнь превратилась в унылую привычку, когда ему неинтересно настоящее. И ему уже настолько не интересно настоящее, что он уверен, что и в будущем его ничего интересного не ждёт, и потому становится равнодушен. Такой человек думает, что его ничего хорошего и занимательного не ждёт, и потому ему ничего не интересно – это и есть равнодушие. Уравновешенность – это когда человек привык жить настоящим, не бежит в будущее или прошлое. Уравновешенность, она в настоящем, и проистекает из интереса к настоящему. Осознанный и уравновешенный человек – счастливый человек. Уравновешенность проистекает из счастья и чистоты ума. Когда твой ум чист от каких-либо помыслов, и ты весь в наблюдение происходящего урока, рождается вот эта уравновешенность. На уроке ты просто наблюдаешь ребёнка. Без всяких реакций внутри своего ума, что вот этот хулиган, этот – не хулиган, этот себя плохо ведет, этот – хорошо и так далее. Нет, понятно, что ты говоришь ребёнку: «Не надо хулиганить», «Не надо бить товарища по голове», – иногда даже строго говоришь, но внутри ты просто наблюдатель и принимаешь то, что происходит, принимаешь реальность данного момента. Когда надо – да, ты быстро реагируешь, пересаживаешь детей. Но внутри ты должен быть спокоен. И вот твоё спокойствие передаётся ребёнку.

Я не хочу говорить, что всё, что я говорю пришло ко мне с первого дня моей роботы. Это всё опыт. Огромный опыт. Большое количество проведённых уроков и понимание детского ума и «детской души». Под «детской душой» я подразумеваю понимание тех чувств и ощущений, что переживает ребёнок. Естественно, у меня были случаи, когда я приходил на урок после ссор с близкими людьми, и такие уроки не получались. Приходил после стрессов. И в этом случае все зависело от того, виноват ли я в том стрессе, что получил (по своей ли вине допустил ошибки во взаимодействии с другими людьми), и если стресс был заработан мной по собственной вине, и я этого не желал признать внутри себя, то такие уроки тоже не получались. Был же у меня в жизни достаточно трудный период, когда со стороны был сильный стресс, вызывающий беспокойство в моём уме. Я был не виноват, но это было моё жизненное испытание. Мне угрожала большая опасность, внешняя и достаточно серьёзная, и, когда я приходил в этом состоянии на уроки, как ни странно, уроки протекали хорошо. Дети чувствуют тебя, и они как бы защищают тебя, поддерживают, и дети вели себя в такие моменты лучше, и я после этих уроков становился сам спокойнее. Дети чувствуют справедливость. Когда ты сам виноват в неустойчивости своей психики, из-за твоих умственных загрязнений, из-за неправильной реакции на какие-либо внешние или внутренние факторы, тогда урок не получится. Но если ты живёшь правильно, но тебе просто угрожает какая-то опасность, то ребёнок поддержит. Всё это я говорю, как отец четверых детей, с пониманием глубинной психологии детей. Не только собственные, но и любые дети, которые приходят ко мне на занятия, когда чувствуют, что ты искренне к ним относишься, они в ответ тоже начинают полностью искренне к тебе относиться. И для своих учеников ты становишься членом из семьи. Иногда на уроках мои маленькие ученики называют меня «папа». Да, может они говорят это «на автомате». Но это не просто так подсознание работает. Поскольку ребенок чувствует искреннее к нему расположение и в ответ тоже располагается.

Я поднял раннее тему с 10-тидневным обучением. Всё это обучение складывалось из того, что я и мои коллеги полностью избавлялись от мобильных телефонов, оставляли их и в течение 10-ти дней просто молчали и наблюдали дыхание и ощущения в теле. И, когда человек наблюдает дыхание, то он пребывает в настоящем моменте, поскольку дыхание не может быть в прошлом или будущем, наблюдать его можно только в настоящем, и за счёт этого наблюдения за дыханием таким, какое оно есть, происходит сосредоточение внимания.

Небольшое отступление по теме осознанного наблюдения за дыханием.

Вот отрывок из статьи в Вашингтон- пост: https://www.washingtonpost.com/nation/2023/06/29/new-york-city-schools-breathing/ « «Дэвид Бэнкс, ректор школ Нью-Йорка, признал во время пресс-конференции, что учащиеся столкнутся с еще большей травмой, чем пандемия. Но он сказал, что научиться правильно дышать — это первый шаг к решению этих проблем.

«Нет ничего более важного, чему мы могли бы научить наших детей, чем осознанность и осознанное дыхание», — сказал Бэнкс. Это «навык на всю жизнь, который они могут брать с собой куда угодно».»

Осознанное наблюдение дыхания – это только начало. Дальше начинается осознанное наблюдение ощущений в теле. Когда человек переводит своё сосредоточенное внимание (а за 3 дня наблюдения за дыханием внимание успевает очень хорошо «заточиться») на ощущения в теле и начинает их наблюдать, опять же, ощущения в теле не могут быть в прошлом или будущем, они могут быть только в настоящем, человек выходит на глубинный уровень своего ума и понимает на личном опыте ( pali. bhavana maya panny), что все ощущения в теле непостоянны. И, познавая эту мудрость на собственном опыте, человек понимает, что все приятные ощущения в его теле и все неприятные ощущения в его теле проходят рано или поздно. И человек начинает уравновешенно относиться ко всем ощущениям в теле, человек перестает бежать куда-либо. Ум очищается, а очищенный ум автоматически становится творческим умом. И все обучение на протяжении 10-ти дней заключалось в том, чтобы на практике очищать свой ум и на практике делать все лучшее для гармонизации и спокойствия своей психики. И только имея вот такую спокойную, уравновешенную психику можно работать с ребенком, принося действительную пользу.

Понятно, что с детьми работают люди и с неуравновешенной психикой. Но польза-то от этого есть?

Ребёнок ставит планку. Он заставляет тебя развиваться, постоянно поддерживать свою психику в спокойном гармоничном состоянии и видеть смысл жизни в познании. В познании – то есть в научной работе. И тут уже каждый выбирает своё направление научной роботы: кто-то может изучать клетку (человека или растения), кто-то может изучать животных, насекомых, кто-то – электрический ток, кто-то – вулканы, а кто-то – детей, детскую психологию и детский ум. И это изучение происходит через простое, но правильное наблюдение. Just Observe (С.Н. Гоенко)

Задача – уметь правильно наблюдать за ребёнком, как учёный-исследователь. Для меня работа с детьми – это научное наблюдение и познание. А со своей стороны я делаю всё, чтобы ребенок вышел после моего урока в более психологически гармоничном состоянии, узнал что-то интересное. То есть на уроке я развиваю ум ребенка и гармонизирую его нервную систему и приучаю ребёнку вот к этому самому важному: «ВАУ!» «Интересно!». Я научился этому «ВАУ!» «Интересно!» у детей и даю возможность детям вновь и вновь заново переживать это состояние, благо, чтобы вызвать это переживание у детей, нужно намного меньше усилий, чем для того чтобы вызвать это переживание у большинства нынешних взрослых. Я даю ребенку на собственном опыте в очередной раз пережить то, что жизнь может быть очень интересной и познавательной. Это ощущение очень пригодится ребенку в будущем, я так считаю.

Вот такие у меня мысли. Благодарю за ВАШЕ ВНИМАНИЕ. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!

С уважением, Сквазников Николай Михайлович.