2,7K подписчиков

ЕГЭ-2024. Тексты резервного экзамена по русскому 17 июня

566 прочитали

Всех, кто сегодня писал экзамен по русскому, поздравляю со сдачей! Осталось пожелать вам лояльных проверяющих экспертов, — а всё самое трудное уже позади 🙏

Пока известно о четырёх текстах, встретившихся сегодня в КИМах: Екимова, Кривина, Нагибина и Некрасова. Выкладываю их с разметкой по предложениям и возможными проблемами. Курсивом выделила важные для понимания смысла предложения (возможные позиции автора).

Варианты текстов приблизительные.

Буду рада обсудить в комментариях, какую проблему, примеры, позицию автора и аргументы указали вы в своих сочинениях!

Текст Б. Екимова об искусстве и природе

(1)Прежде, в молодости, я любил живопись. (2)Сначала это были просто цветные иллюстрации в журнале «Огонек» или почтовые открытки с репродукциями. (3)«Утро в сосновом лесу» Шишкина: таинственный бор, неведанные звери-медведи. (4)Или могучее, тоже неведанное, море Айвазовского, его «Девятый вал».

(5)Потом были музеи: Третьяковка – в Москве, Русский – в Питере. (6)Ходил туда порою изо дня в день.

(7)Покупал заранее билеты и поутру, в безлюдье, устремлялся в залы далекие, чтобы никто не мешал, к Валентину Серову, к Поленову, к Саврасову. (8)Смотрел и думал.

(9)В детстве все мы грезим чем-то далеким, великим: Гималаями, Альпами, Великим Океаном — красой непостижимой. (10)Спасибо художникам. (11)Они мне открыли глаза и помогли увидеть иное.

(12)Этюд в Русском музее. Даже не помню чей, кажется Шишкина. (13)Клочок земли, трава и простые ромашки. (14)Но вдруг словно стены ушли, и большого города нет, а живая земля – вот она, и живая трава, цветок. (15)Разве не чудо? (16)Или портрет Нади Дервиз Валентина Серова, неоконченный, написанный даже не на холсте, а на листе кровельного железа. (17)И вовсе ведь не красавица. (18)Но какие глаза… (19)Какое лицо дивное! (20)Вот он —живой человек, мне близкий. (21)А сколько их рядом!.. (22)Проходят мимо, мною незамеченные. (23)Спасибо художникам. (24)Они помогли мне. (25)Теперь я в музеях бываю редко, но всякий день вижу красоту земли, людей, жизни. (26)И все это здесь, возле старого дома.

(27)Обычный августовский вечер. (28)Пора заката. (29)Что-то делал в саду, потом к дому пошел. (30)Ненароком взглянул в сторону закатную и встал. (31)Вроде давно живу, ко всему привык, а вот глянул и замер, обо всем забыв.

(32)Иссиня-черная туча прикрыла заходящее солнце, нависнув мрачной скалой над вечереющим миром. (33)Рваные края ее зловеще багровеют. (34)А рядом светит алостью чистое небо.

(35)Темная, фиолетовая синь, багровые тревожные отсветы, алый пламень — и всё это вполнеба.

(36)А понизу, от земли вечереющей, на фоне мрачной синевы молочным дымом поднимаются легкие облака, словно купы цветущих деревьев. (37)Видится, чудится: пожар заката, пламень его и угли, темная мгла, но белый небесный сад восстает, зацветает.

(38)А потом солнце зашло, и все на глазах потухло.

(39)Кончился день, и приходит ночь – пора одиночества. (40)Темная земля – словно малая лодка. (41)Просторное небо светит огнями звездными. (42)Манит и манит фиолетовой тьмою и серебряным светом. (43)Так хорошо, так красиво, спокойно… (44)Так величаво, торжественно звучит слитный хор садовых сверчков, словно неземная песнь. (45)Но зябко. (46)Даже в теплой ночи льдистый холод не сразу, но проникает в душу и сердце. (47)Так и должно быть, когда стоишь на пороге мира чужого, вечного. (48)Видишь его простор, его огни. (49)Дальше ступить – не твоя воля. (50)Но настанет час. (51)От этой мысли холодеет сердце. (52)Хорошо, когда рядом земное, человечье тепло. (53)Оно отогреет, поможет забыться. (54)До утра.

(55)Когда просыпаешься в новом дне, словно в новой жизни, и все тебе в радость, будто впервой. (56)Нежно, вполголоса поет для тебя малая птаха в смородиновой гущине. (57)И сладкий утренний воздух вдыхаешь, словно впервой. (58)Еще незрелую вишню рвешь горстями и ешь, морщишься, но снова рвешь, потому что просит душа этой кислины, терпкости. (59)Или нежная пресная сладость ягод тутовника. (60)Смородина… (61)Или вишня поздняя, припеченная, черная, с горчиной. (62)Пряные абрикосы… (63)А напослед – ковш утренней прохладной воды, из глубокой земли пришедшей. (64)И еще один, верхом, чтобы лицо остудить. (65)А в теплую пору и ведра-другого не жалко. (66)Разом, с головы до пят. (67)Чтобы не только слухом, чутьем и взглядом, но всей плотью, душою почуять утренний час на земле, возле старого дома.

(По Б. Екимову*)

* Борис Петрович Екимов (род.в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

Возможные проблемы

  • Проблема роли искусства в жизни человека. (Какова роль искусства в жизни человека?)
  • Проблема влияния искусства на человека. (Как искусство может повлиять на человека, формирование его характера? Чему может научить человека искусство?)
  • Проблема влияния природы на человека. (Каково влияние природы на человека? Какое место занимает природа в духовной жизни человека?)
  • Проблема взаимосвязи природы и человека.

Текст Ф. Кривина о волшебнике

(1)Жил-был добрый волшебник. (2)Он мог превращать песок в сахар, а простую воду в молоко, но он ничего этого не делал, так как был убежден, что чудес на земле не бывает.

(3)Пошел он однажды на край света и вдруг увидел петуха. 

— (4)Зачем ты забрел на край света? — спросил добрый волшебник. 

— (5)У меня просто не было другого выхода, — сказал Петух. 

(6)Оказывается, он вовсе не был петухом. (7)Он был таким же человеком, как добрый волшебник. (8)Петух даже уверял, что у него была жена, очень красивая женщина, которую он любил больше всего на свете. (9)Он так любил свою жену, что друзья стали над ним посмеиваться. 

— (10)И вот один из них, — сказал Петух, — превратил меня в петуха... (11)Если бы меня кто-нибудь расколдовал, — закончил Петух, — я мог бы вернуться к своей жене и опять жить по-человечески... 

— (12)Да, если бы, — вздохнул волшебник. — (13)Но чудес не бывает. 

(14)Они шли по краю света, а поздно вечером набрели на берлогу медведя. 

— (15)А как ты попал на край света? — спросил добрый волшебник. 

— (16)Это целая история, — сказал Медведь, усаживая гостей. — (17)Дело в том, что я не медведь, а петух. (18)Я пел и зарабатывал довольно неплохо. (19)Было у меня вволю и пшеницы, и овса, и кукурузы... (20)Но мне захотелось меда. (21)Я много слышал о нем, и, понимаете... мы же никогда не довольны тем, что имеем…(22)И вот однажды я забрался на пасеку и стал пробовать мед. (23)Вдруг перья и крылья мои куда-то исчезли, а вместо них появилась шерсть и вот эти лапы. (24)Эх, если б мне опять петухом стать! 

— (25)Ничего не поделаешь, чудес не бывает, — вздохнул добрый волшебник. 

— (26)Привет честной компании, — послышалось сверху, и в берлогу заглянул человек. 

— (27)Ты кто? — покосился на него Медведь. — (28)Часом, не охотник? 

— (29)Да нет, какой из меня охотник, — сказал Человек. — (30)Я и не человек вовсе. (31)Медведем родился, медведем и состарился. (32)Да вот на старости лет захотелось стать человеком. (33)Человеку, думал, легче, человеку и пенсию дают. (37)Только вижу теперь — ох, нелегкое это дело быть человеком! (38)Вот и хожу, ищу — кто бы меня опять в медведя переколдовал. 

(39)Волшебник покачал головой: 

— Чудес не бывает... 

(40)Сидят они в медвежьей берлоге, а настроение у всех — ой, не веселое! 

— (41)Эх, кабы мне быть человеком! — сокрушается Петух. 

— (42)Кабы мне быть петухом! — вторит ему Медведь. 

— (43)Кабы мне быть медведем! — вздыхает Человек. 

(44)Надоело это все доброму волшебнику, не выдержал он и крикнул: 

— (45)А, да будьте вы все кем кто хочет, дело житейское! 

(46)И тотчас же стали все, кем кто хотел. 

(47)Петух стал человеком, Медведь — петухом, Человек — медведем. 

(48)Посмотрел волшебник — сидят в берлоге петух, медведь и человек — и вздохнул: 

— (49)Я же говорил, что чудес не бывает! 

(50)Но компания и та, и словно уже не та. (51)Ободрились все, повеселели. (52)Петух песни поет. (53)Медведь лапу сосет, другой лапой закусывает. (54)А человек — просто так сидит, улыбается. 

(55)«Что с ними произошло? — удивляется волшебник. — (56)Неужто и вправду случилось чудо?»

(57)Но недолго ему пришлось так раздумывать. (58)Вот уже и петух перестал петь, и медведь оставил свою лапу, и человек улыбаться перестал. 

— (59)Эх, — вздохнул петух, — благое дело быть медведем. (60)Залезть в берлогу, лапу сосать... 

— (61)Нет, — возразил ему медведь, — человеком все-таки лучше... 

(62)А человек ничего не сказал, посмотрел на петуха и задумался. 

(63)«А мне уж казалось, чудо произошло, — подумал волшебник. — (64) Нет, что там ни говори, а чудес на земле не бывает!»

(По Ф. Д. Кривину*) 

* Феликс Давидович Кривин (1928–2016) — русский, советский писатель, поэт, прозаик.

Возможные проблемы

  • Проблема потребности человека в чудесах. (Нужно ли человеку чудо?)
  • Проблема достижения счастья. (Что мешает человеку быть счастливым? Как достичь счастья?)
  • Проблема отношения человека к собственным желаниям, мечтам. (Как человек должен относиться к своим желаниям? Почему важно осознанно относиться к своим мечтам?)

Текст Ю. Нагибина о зелёной птице

(1)Павлов шел через рощицу к молочнице за молоком для своих близнецов. (2)В этой рощице у него всегда появлялось странно-тревожное чувство. (3)Именно здесь, по уверению близнецов, обитала удивительная зеленая птица с красной головкой. (4)Павлов считал эту птицу назойливым порожде­нием нездоровой детской фантазии, и мысль о ней всякий раз вызывала в нем беспокойство. 

(5)Павлов решил, что они придумали птицу, и подивился, почему эти дети никогда не довольствуются реальностью. (6)Казалось бы, мир так нов для них, а они еще спешат насе­лить его всякой небывальщиной: домовыми, лешими, ру­салками, упырями, оборотнями, ведьмами, карликами, великанами, большими зелеными птицами с красной головой.

(7)«Вы бы хоть показали отцу вашу птицу», — сказала однажды мать, и Павлов чутьем угадал ее озабоченность. (8)«Пожалуйста», — просто отозвался старший из братьев.

(9)Когда они шли гуськом по лесной тропинке, когда зани­мали наблюдательный пост под деревьями, Павлов уже твердо знал, что ничего не будет. (10)И все же пролет каждой птицы заставлял его вздрагивать от надежды и нетерпения.

(11)Так бесцельно они прождали несколько часов. (12)Близнецы были озадачены, огорчены, но ничуть не смущены. (13)«Ну что ж, вы добились своего! — жестко сказал Павлов. — (12)Зас­тавили меня поверить в эту птицу. (13)Но теперь хватит, шутка перешла в ложь, бесцельную и глупую». (14)Побледнел старший, а младший заплакал.

(15)Еще и сейчас, вспоминая об этом, Павлов чувствовал боль. (16)Эта боль усугублялась тем, что он шел по той же тропинке, на которой он потерял души своих детей.

(17)Павлов достал молоко и пошел назад. (18)Возле трухлявого пня что-то ярко зеленело. (19)Павлов подошел и носком ботинка пошевелил мягкую груду пронзительно зеленых перьев. (20)В этой яркой груде капельками крови краснели удлиненные перышки. (21)Хищник, настигший зеленую пти­цу с красной головой, не оставил от нее ни косточки, лишь весь ее непригодный в пищу наряд содрал с нее и сложил возле пня.

(22)И радостью и страданием наполнилось сердце Павлова.

(23)Впервые поверил он сейчас, что близнецы здоровые ребята, они без труда осилят малую непрочность в грудной клетке и вырастут крепкими, надежными и добрыми людьми. (24)Но почему ни сам он, ни жена не смогли подняться до простой веры в чудо, открывшееся их детям? (25)Почему мать просто устранилась, а он, из бедной неспособности проникнуться их верой, измучил себя и обидел детей?

(26)Близнецы в поисках птицы могли забрести и в эту часть леса. (27)Павлов отыскал заостренный сук, выкопал неглубокую ямку в закисшей поверху, а внутри твердой от заморозков земле и захоронил перья, набросав поверх прелые листья. (28)Одно красное перышко Павлов взял с собой: он уже научил близнецов грубости недоверия и потому нуждался в вещественном доказательстве.

— (29)Я видел вашу птицу, — сказал он ребятам, придя домой. — (30)Она летела на юг и обронила перышко. (31)Вот оно.

(32)Старший из близнецов осторожно взял перышко, провел им по щеке и передал брату, тот повторил его жест.

— (33)А долетит она? — задумчиво спросил младший.

— (34)Она летела высоко, сильно, плавно, она обязательно долетит.

(По Ю. М. Нагибину*)

* Юрий Маркович Нагибин (1920 – 1994) – русский писатель, киносценарист. 

Возможные проблемы

  • Проблема обманутого детского доверия. (Чем опасно недоверие по отношению к детям?)
  • Проблема взаимоотношений между детьми и родителями. (Какими должны быть отношения между родителями и детьми? На чём они должны строиться, без чего не могут существовать?)
  • Проблема детского восприятия мира. (Как ребёнок воспринимает мир?)
  • Проблема оправданности лжи. (Существует ли ложь во благо? Допустим ли обман в отношениях между детьми и взрослыми?) 
  • Проблема веры в чудо. (Какова роль веры в чудо в жизни человека? Почему нельзя утрачивать детскую веру в чудо?)

Текст В. Некрасова о разрушенном заводе

(1)Я думаю, что не обижу сталинградцев, если скажу, что чувства их, людей, живущих в одном из самых, может быть, интересных городов земного шара, немного притупились. (2)Сталинградцы любят свой город и гордятся им, как мало кто может и имеет право гордиться, и все же они привыкли к нему, привыкли к тому, что в нем происходит, и многое из того, что кажется им обыкновенным, чего они уже не замечают, замечаем мы, люди приезжие, замечаем и восхищаемся.

(3)Если к тому же приезжий этот бывал здесь во время войны и видал то, что осталось от города в феврале сорок третьего года, то восприятие его — тут нет ничего удивительного — будет особенно остро, а чувствительность несколько повышена и, конечно же, он будет вспоминать. (4)Пусть не осудит читатель его за это. (5)Вспоминать всегда интереснее, чем слушать воспоминания, и удержаться от этого очень трудно.

(6)Всякий поймет волнение, с которым подходит человек к месту, где он когда-то воевал. (7)В ТЭЦ тракторного завода я, правда, не воевал, но я должен был ее взорвать. (8)На мне лежала тяжелая и страшная обязанность включить рубильник в случае, если поступит такой приказ. (9)Приказ этот так и не поступил, но весь сентябрь 1942 года мы жили в ожидании его. (10)Мы — это пять человек, живших в небольшом блиндаже метрах в ста от станции. (11)Лежа по вечерам на нарах, мы смотрели на этот ненавистный рубильник с черной ручкой, и всё пятеро думали об одном. (12)Это были невеселые мысли…

(13)Завод метиз, как он назывался в нашем полку, или метизный, как называли его сталинградцы, или завод тракторных деталей, как он называется сейчас, раскинулся у самого подножия Мамаева кургана. (14)Завод, или, вернее, передовую, которая десять лет назад проходила по его территории, так как сам завод давно уже не существовал, изредка бомбили «юнкерсы», еще чаще артиллерия и почти без всякого перерыва минометы.

(15)Днем связи с передовой не было — все подходы простреливались. (16)Жизнь начиналась ночью.

(17)Длинный, ох, какой длинный путь от берега до бульварчика, тянувшегося вдоль завода; недалеко от входа — подбитый трамвайчик, у колес которого мы всегда перекуривали, сам вход, разрушенный минами, срезанные снарядами мертвые тополя, а дальше цехи — разбитые, разваленные, сожженные. (18)И над всем этим черное октябрьское небо, беззвучные вспышки ракет, щелчки немецких минометов и противные сухие разрывы.

(19)Я попал на этот завод только через десять лет, в июне. (20)Впервые я вижу его днем. (21)Я не буду говорить, узнал я его или не узнал — любой ответ прозвучит банально. (22)Не буду говорить и о том, как искал и не нашел старые окопы, как пытался восстановить, где же проходила передовая, не буду говорить и о самом заводе — это особая тема, — я скажу только несколько слов о тополях.

(23)Те самые, срезанные снарядами тополя у входа, мимо которых мы торопливо пробегали темными октябрьскими ночами сорок второго года, те самые, мертвые, как нам тогда казалось, они выросли и стали большими, красивыми, настоящими тополями. (24)И вырастил, спас их Рогов — старший садовник завода. (25)Совсем обыкновенный на вид, невысокий, чуть сутулый, с черными от земли руками, это он превратил свой завод в сад — я не преувеличиваю, это действительно так, — это он вырастил в бедном зеленью Сталинграде, на сухой его почве эти деревья с такими пышными кронами, это он украсил заводские скверики маленькими вишневыми деревцами, которые тоже станут большими. (26)Все это — дело его рук.

(27)Он подводит нас к тополям, стройной шеренгой выстроившимся вдоль входа, наклоняется и, держа ладонь сантиметрах в двадцати от земли, говорит:

— (28)Вот какими я их застал. (29)Честное слово. (30)А сейчас какие! (31)В деревцах метра по три, а то и четыре. (32)Надо было только первой веточки дождаться, вот отсюда, почти из корня. (33)А уж если появится, тогда как-нибудь вытянем. (34)И вытянул.

(35)Сейчас высокие, стройные, чуть шелестящие на ветру тополя и цехи восстановленного завода, на стены которых молодые деревца бросают свою полупрозрачную тень, — может быть, все это и есть лучший памятник тем, кто лежит сейчас в земле Сталинграда, кто отдал свои жизни в разрушенных цехах завода.

(По В. Некрасову*)

* Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.

Возможные проблемы

  • Проблема роли памяти. (Почему важно сохранять память о прошлом? Какова роль воспоминаний о прошлом в жизни человека?)
  • Проблема последствий войны. (Каковы последствия войны? Почему война — это противоестественное явление?)
  • Проблема отношения человека к жизни во время войны. (Как должен относиться к жизни человек, живущий в страшные, разрушительные времена?)
  • Проблема отношения человека к природе. (Как нужно относиться к природе? Почему важно бережно относиться к природе даже в трудные времена?)
Всех, кто сегодня писал экзамен по русскому, поздравляю со сдачей!