Найти в Дзене

Символика растений. Берёза

Накануне праздника Пятидесятницы (Дня Святой Троицы) рассмотрим одно из самых поэтичных растений - берёзу. Изящество дерева, тонкий и стройный ствол, резная листва, "звенящий", певучий образ ("Отговорила роща золотая / Берёзовым, весёлым языком..." С. Есенин), непривычный, белый, цвет коры - всё связывает с образом дерева сложную символику. "Берёза является одним из наиболее распространённых образов, она сопоставляется прежде всего с женщиной, в период её перехода от девичества к замужеству" [1]. "Согласно легендам, белый цвет коры берёза приобрела благодаря соучастию в событиях христианской истории, в частности в эпизоде бегства Св. Семейства в Египет, когда берёза спрятала под своими ветвями Богородицу с Иисусом" [2]. "Белизна соотносится с чистотой и кругом положительных значений, см. её севернорусские диалектные названия чистяк, чистуха, чистушка и под. (Анненков 1878: 64; по мнению Анненкова, дендронимы обусловлены тем, что у этой разновидности березы нижняя часть листа гладкая).

Накануне праздника Пятидесятницы (Дня Святой Троицы) рассмотрим одно из самых поэтичных растений - берёзу.

А. И. Куинджи. Берёзовая роща Эскиз-вариант одноименной картины (1879, ГТГ). 1879. Государственный Русский музей. Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-1110/index.php
А. И. Куинджи. Берёзовая роща Эскиз-вариант одноименной картины (1879, ГТГ). 1879. Государственный Русский музей. Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-1110/index.php

Изящество дерева, тонкий и стройный ствол, резная листва, "звенящий", певучий образ ("Отговорила роща золотая / Берёзовым, весёлым языком..." С. Есенин), непривычный, белый, цвет коры - всё связывает с образом дерева сложную символику. "Берёза является одним из наиболее распространённых образов, она сопоставляется прежде всего с женщиной, в период её перехода от девичества к замужеству" [1].

"Согласно легендам, белый цвет коры берёза приобрела благодаря соучастию в событиях христианской истории, в частности в эпизоде бегства Св. Семейства в Египет, когда берёза спрятала под своими ветвями Богородицу с Иисусом" [2].

И. И. Левитан. Берёзовая роща. 1889. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8490
И. И. Левитан. Берёзовая роща. 1889. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8490

"Белизна соотносится с чистотой и кругом положительных значений, см. её севернорусские диалектные названия чистяк, чистуха, чистушка и под. (Анненков 1878: 64; по мнению Анненкова, дендронимы обусловлены тем, что у этой разновидности березы нижняя часть листа гладкая). В Закарпатье от Вербного воскресенья до Великой субботы в доме подметали только берёзовым веником, т.к. верили, что только им можно вымести всю нечисть, которая заводится в доме (ПР 1930/7: 93, Ужгород). Севернорусские заговоры описывали берёзу как дерево, к которому не может пристать дурной глаз и порча: «…этой белой берёзке не прийтиться, не урочиться, не призориться, она не боится ни шороху, ни вороху…» (Степанов 2012: 242)" [3].

Примечания

1. Автамонов А. Я. Символика растений в великорусских песнях // Журнал Министерства народного просвещения. Седьмое десятилетие. 1902. Ноябрь. С. 46-288.

2. Агапкина Т. А. Деревья в славянской народной традиции: Очерки. М.: Индрик, 2019.

3. Цит. по: Агапкина Т. А. Деревья в славянской народной традиции: Очерки. М.: Индрик, 2019.

Леса
8465 интересуются