1,2K подписчиков

5 линий метро Москвы, где ходят короткие поезда

1,3K прочитали

Изначально станции московского метрополитена строились с длиной платформ, рассчитанной на 8-вагонные составы - стандартно 155 метров. В более поздних проектах длина платформ была увеличена до 162 метров. Однако на 5 из 14 линий технические характеристики не позволяют эксплуатировать такие длинные составы. О них мы сегодня и расскажем

1. Филевская линия (6 вагонов).
Станции наземной части этой линии, построенной в эпоху хрущевской экономии, имеют платформы длиной всего 120 метров, рассчитанные на 6-вагонные составы. В советские годы, когда темпы строительства метро ускорились, но финансирование было ограничено, при проектировании новых участков линий зачастую использовались типовые технические решения, позволявшие сокращать затраты. Так, например, на Филевской линии, пролегающей преимущественно на поверхности, были построены относительно короткие платформы, рассчитанные лишь на приём 6-вагонных составов.

Данное конструктивное ограничение сохраняется на Филевской линии до сих пор, хотя в дальнейшем, по мере роста пассажиропотока, в подвижном составе метро стали использоваться более длинные 8 и 10-вагонные составы. Это создает определенные неудобства для пассажиров, вынужденных в часы пик размещаться лишь в передней части поезда, в то время как задние вагоны остаются слабо загруженными.

Станция "Фили" Филёвской линии. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Svetlov Artem. Собственная работа, CC0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=79416066
Станция "Фили" Филёвской линии. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Svetlov Artem. Собственная работа, CC0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=79416066

2. Бутовская линия (4 вагона).
Бутовская линия Московского метрополитена состоит из 4-вагонных составов. Эта линия, открытая сравнительно недавно, в 2003 году, изначально проектировалась по концепции легкого метро, в отличие от более ранних участков подземки. Для линий легкого метро характерно использование более компактных и менее вместительных электропоездов, что позволяет снизить затраты на строительство. В случае Бутовской линии ее 90-метровые платформы рассчитаны именно на прием 4-вагонных составов классической конфигурации.

Станция "Бульвар Адмирала Ушакова". Источник фото: Smart Simulation
Станция "Бульвар Адмирала Ушакова". Источник фото: Smart Simulation

3. Кольцевая линия (7 вагонов).
Кольцевая линия Московского метрополитена эксплуатируется с использованием 7-вагонных составов. Хотя платформы станций этой линии имеют длину 155 метров, что в теории позволяет принимать 8-вагонные поезда, на практике используются более компактные 7-вагонные составы.

Причина такого технического решения кроется в особенностях архитектуры и инженерной инфраструктуры станций Кольцевой линии. На большинстве из них в торцевых частях платформ располагаются различные технические помещения и коммуникации, обслуживающие функционирование всей подземки. Перенос или реконструкция этих технических зон потребовала бы значительных финансовых и организационных ресурсов, включая временное закрытие платформ и станций для проведения работ. В условиях необходимости бесперебойной работы Кольцевой линии как одной из наиболее загруженных и важных артерий Московского метрополитена, такие масштабные вмешательства в инфраструктуру оказались нецелесообразными.

В результате было принято компромиссное решение об использовании 7-вагонных составов, которые, хоть и не в полной мере загружают протяженность платформ, но при этом не требуют серьезных перестроек станционных сооружений. Таким образом, обеспечивается необходимая провозная способность Кольцевой линии без существенных логистических и финансовых затрат.

Станция "Киевская" Кольцевой линии. Источник фото: Smart Simulation
Станция "Киевская" Кольцевой линии. Источник фото: Smart Simulation

4. Арбатско-Покровская линия (7 вагонов / 5 вагонов 81-740/741).
На Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена используются два типа составов - поезда по 7 вагонов, а также более компактные 5-вагонные электропоезда модели 81-740/741.

Использование 8-вагонных составов на этой линии ограничено целым рядом технических факторов. Во-первых, на некоторых станциях в торцевых частях платформ располагаются различные технические помещения и инженерные коммуникации. Во-вторых, ряд платформ Арбатско-Покровской линии имеют относительно небольшую протяженность, рассчитанную именно на 7-вагонные составы. Наконец, еще одним ограничивающим фактором стала неприспособленность ряда электродепо, обслуживающих Арбатско-Покровскую линию, для обслуживания и ремонта 8-вагонных составов. В частности, речь идет о депо Митино и частично Измайлово.

Станция "Смоленская" Арбатско-Покровской линии. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=46562246
Станция "Смоленская" Арбатско-Покровской линии. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=46562246

5. Сокольническая линия (7-8 вагонов).
Сокольническая линия Московского метрополитена долгое время эксплуатировалась с 7-вагонными составами модели 81-714/717. Однако в начале 2018 года на этом направлении начали постепенно вводиться в работу более вместительные 8-вагонные электропоезда. Переход на более длинные 8-вагонные составы позволил нарастить пропускную способность Сокольнической ветки и обеспечить более комфортные условия для пассажиров в часы пик.

Тем не менее, окончательному переводу всех поездов на 8-вагонную конфигурацию препятствует специфика инфраструктуры одного из обслуживающих эту линию электродепо. Речь идет о старейшем депо Московского метрополитена - ТЧ-1 "Северное", которое технически не готово к эксплуатации и ремонту составов увеличенной длины.

Станция "Румяново" Сокольнической линии. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: A.Savin. Собственная работа, FAL, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=49700013
Станция "Румяново" Сокольнической линии. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: A.Savin. Собственная работа, FAL, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=49700013

Благодарим за внимание! Не забывайте подписываться и ставить лайки!

Традиционно, Smart Simulation!