На исходе Средневековья игру с колодой Таро называли Ludus Triumphorum – «Игра Триумфов». Слово «Tarocco» ‒ итальянское название колоды карт, и от него произошло французское Tarot (написание которого аналогично в английском, испанском и португальском языках), немецкое Tarock, венгерское Tarokk, русское Таро и множество иных вариантов этого слова во всех современных языках.
Одним из первых авторов, применивших это название для колоды карт, является Людовико Ариосто в комедии La Cassaria, поставленной в Ферраре в 1508 году. Но там же, в Ферраре, еще второй половине 1505 года, в аннотации от 30 июня, это слово упоминается в реестре счетов двора д'Эсте.
Поэтому можно предположить, что нашу колоду карт стали называть Ludus Tarochorum, «Игрой Триумфов», еще в начале XVI века.
Наряду с этим, с конца XV века в северной Италии слово «tarocco» использовалось со значением «идиот», «безумец», «дурак», «глупец». Поэт Бассано Мантовано в книге Maccheronea (1499) применяет слово «tarochus» как синоним слова «дурак», или «идиот».
Поэтому вполне вероятно, что название игры (а также и колоды) происходит непосредственно от названия одной из ее карт – той, что без номера, которую чаще всего помещали в начале самой колоды и которая в игре имела достаточно специфическое применение. Обширное исследование эксперта Андреа Витали подтвердило эту гипотезу и с сугубо лингвистической точки зрения. В древних дионисийских обрядах использовали опьянение и экстатический транс для изменения сознания адептов в процессе ритуала инициации, а первого мифологического ученика Диониса-Вакха, согласившегося стать божественно безумным, называли Tharops или Charops, но иногда и Tharocus, что означало как «мистический безумец», так и «идиот».
В Средние века этот мистический персонаж трансформировался в Sancto Jullare, «Святого безумца», идеализированного Франциском Ассизским, того, кто отказался от всего своего имущества, чтобы приблизиться к святости.
Кроме того, в средневековой религиозной этике схоластической философии идиотом называли того, кто не верует, кто не принимает для себя истину в концепции «Альфы и Омеги», представляющей собой начало и конец пути христианского обращения ‒ «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.» (Откр. Иоанна, XXII, 13).
Этот путь мистического восхождения, по-видимому, также представлен в колоде Таро, где главным героем является карта Дурак, проявленная во всех остальных Арканах как персонаж, поднимающийся по совершенным ступеням лестницы – аллегориям жизни, пороков и добродетелей, а также планетным Птолемеевским небесным сферам (близким аналогом такого набора качеств является колода Монтеньи – прим. переводчика).
Если еще в XVI веке название карты Дурак происходило от слова «tarocco» (дурак, глупец), то из этого факта мог возникнуть обычай аналогичным образом называть и каточную игру и, следовательно, всю колоду. Вероятно, традиционная русская карточная игра под названием «Дурак» имеет то же происхождение, как и знаменитый английский пасьянс Idiot's Delight (Восторг идиота).
Интересный факт ‒ в просторечивом языке южной Италии словом «tarocco» называют один из предметов кухонной утвари: это специальный шпатель в форме лопатки, используемый для соединения или разделения мучного теста и других ингредиентов на более мелкие части. Прямоугольная и тонкая форма этого инструмента, напоминающего игральную карту, вероятно, послужила причиной для его именования в эпоху, когда карточные игры получили наиболее широкое распространение. Я нахожу это совпадение весьма необычным: утварь под названием «tarocco» на кухне используется для соединения, смешивания, разделения и распределения. То есть «объединяет и разделяет»: примерно так, как советует алхимический девиз «Solve et Coagula» (растворяй и сгущай) и как учат символы Арканов в концепции одухотворяющей их герметической философии.
Однако проблема этимологии термина «Tarocco» остается сложной и нелегко разрешимой. На протяжении веков было выдвинуто множество гипотез, достаточно причудливых, но и философски обоснованных.
По сути, с герметической игрой эпохи Возрождения связано именно слово «Tarocco», а не какое-либо иное слово: даже простое фонетическое созвучие некоторых предложенных выше этимологий может представлять собой значительные корреляции и соответствия с законом синхронистичности. Алхимик Фулканелли называл такое синхронистическое фонетическое сходство, совершенно не похожее на простую игру слов, Языком Каббалы – «Cabala parlata».
Например, стоит поразмышлять над анаграммами четырехбуквенного слова «Taro»: Rota ‒ Рота (по-латински означает «колесо»), Orat ‒ Орат (в переводе с латинского «молиться»), Tora ‒ Тора (похоже по произношению на Тору, традиционное учение иудаизма), Ator ‒ Атор (созвучно с Hathor ‒ Хахтор, именем египетского божества).
Уже в первой половине XVI века Андреа Альчиато, один из основателей юридического гуманизма, занимался проблемой этимологии. Он предположил, что слово «Tarocco» произошло от греческого слова Hetarochoi (что означает «товарищи», «компаньоны»). А учёный Флавио Альберто Лоллио в 1550 году считал, что слово «Tarocco» вовсе не имеет этимологии.
Французские ученые, составившие в XVIII веке Encyclopédie («Энциклопедию»), писали, что «Tarocco» ‒ это карточная игра или музыкальный инструмент, а также разновидность игрального кубика из слоновой кости с шестью гранями, на которых были нанесены от одной до шести черных точек. Упоминание об игральных костях может быть очень значимым, поскольку до конца XIV века в азартные игры в основном играли с помощью костяных кубиков. Кстати, хочу также отметить, что сумма значений шести граней каждого кубика равна 21, то есть числу пронумерованных Триумфов (Козырей): 1+2+3+4+5+6=21. Очевидно, что карта Дурак не имела номера, и ей приписывалось значение Нуля.
Как известно, в те времена Кур де Жеблен верил в египетское происхождение Таро, в том числе благодаря словосочетанию Tar Ro (Царственный Путь).
В XIX веке Элифас Леви задумался о соответствиях с учением иудаизма, в том числе из-за слова Torah (что означает «учение»). В дальнейшем другие ученые заметили соответствие с двадцати двумя тибетскими Tare.
Также очень важен арабский термин Tarika (что означает «путь», «метод»), который заставляет задуматься о суфийских культурных корнях. Так же, как и колода Старших Арканов может начинаться или заканчиваться картой Дурака, Tarika суфиев представляет собой мистический путь посвящения, заканчивающийся «экстатическим безумием», подобно францисканским «Шутам Божьим».
Нельзя исключать и возможное восточное происхождение этого слова. Неслучайно термин «Bagatto», скорее всего, происходит от арабского «Pag Gad» (Властелин удачи). И как вариант, слово «Matto» ‒ «Безумец», возможно, происходит от персидского Mât (что означает «мертвец», или в ином смысле – «мертв для интеллекта»). Еще одна возможная версия – от санскритского корня Mad, имеющего значение «пьяный», что напоминает о сходстве с понятиями одурманивания и безумия.
В конце концов, состояние безумия может быть средством достижения мудрости, согласно идеям Платона о «мании» и «мантике» (Платон, «Федр», 244 г. до н.э.), а также в соответствии с учением гуманиста Эразма Роттердамского, который был близок к итальянским неоплатоническим кругам Марсилио Фичино и который был противником софистов в схоластической философии («Похвала глупости», 1509).
Другие гипотезы об этимологии слова «Tarocco» связаны именно использованием колоды карт для игры: например, с шахматным термином «t’arrocco» ‒ «рокировка», означающим определенный ход противника для усиления защиты Короля.
В некоторых комедиях Карло Гольдони глагол «taroccare» был древним синонимом «altercare», то есть «ругаться» и «ссориться», поскольку игроки в карты и кости часто и удовольствием спорили.
Accademia della Crusca (Академия делла Круска) также предлагает убедительную этимологии в части применении этого слова: в современном прочтении «tarocca» или «taroccata» – это явно поддельная копия любого оригинала. В старинной игре Tarocchi и в играх Tarocchino Bolognese, Minchiate fiorentine, а также в современном Бридже игрок обязан отвечать на масть так называемой доминирующей карты и может «резать», сыграв «Tarocco» (т.е. использовать одну из козырных карт в качестве Atout, козыря), но только в том случае, когда у него нет карты нужной масти. В этом случае карта под названием «Tarocco» используется вместо карты нужной масти, почти как если бы она была ее поддельной, то есть «ложной», копией. В этом смысле, Tarocco становится будто бы повествованием о реальности, своего рода художественным вымыслом.
В любом случае, нам, современным тарологам, нравится видеть в Таро непрерывный поиск истины и знаний о материальных проявлениях и психических ощущениях через повествование с помощью символических образов.
---------------------------
Джованни Пелосини
www.giovannipelosini.com
info@giovannipelosini.com
Перевод с итальянского
Татьяны Бородиной
---------------------------------
Еще больше интересных публикаций о Таро - в нашей ТАРОТЕКЕ -
https://tarotclub.ru/index.php/taroteka
-------------------------------------------
Журнал Хроники Таро № 1 / 24, Сайт журнала - http://tarot.life/
---------------------------------------------
Читайте статьи из журнала Хроники Таро на сайте Таро-Клуба - https://tarotclub.ru/index.php/taroteka/khroniki-taro