Всем планирующим летнее путешествие по Беларуси я настоятельно рекомендую расширить горизонты стандартной программы Витебск-Минск-Несвиж-Мир и заехать в агрогородок Жиличи на реке Добосна [~ 200 км от Минска; ~ 110 км от Могилева; ~ 40 км от Бобруйска].
Летом 2023 года здесь открылся для посетителей дворец Булгаков.
В силу своей молодости [начало строительства - первая половина XIX в.] он не хранит столько тайн, легенд, страшных сказок, как замок Радзивиллов в Несвиже, а внешне выглядит не так эффектно, как резиденция Пусловских в Коссово, но по внутреннему убранству и объему проделанной работы это буквально «Венец творения» беларуских художников-рестовраторов.
23 сентября прошлого года в дворцовом комплексе состоялся первый праздник-бал «Вераснёўскі фэст. Палац у Жылічах». Реплика одной из булгаковских традиций.
Кем же были Булгаки и как им удалось превратить скромную усадьбу Добосна в шикарный архитектурно-парковый ансамбль?
Большинство историков относят род к XV веку. До конца XVIII представители Омелано-Добоснянской ветви ничем не отличились: воинской славы не стяжали; богатств не нажили; видных должностей не занимали; на поприще культуры, науки, искусств достижений не имели. Древность — единственный предмет гордости. Поэтому приобретение небольшого имения, которым владели князья Сикиро, Ходкевичи, Гаштольды, Сапеги вполне отвечало амбициям.
19 ноября 1823 года Добосна перешла к Игнатию-Казимиру Булгаку. Исполнив волю родителей [Габриеля и Фортуны], юноша окончил филологический факультет университета в Дерпте [Тарту]. Поступил на службу в русскую армию. Отличился в войне с Наполеоном, дошел до Парижа и уволился в 1820 году в чине поручика.
Вернувшись на Родину Игнатий удачно женился на Изабелле Слизень, дочери бобруйского предводителя дворянства.
А после смерти супруги взял в жены ее родную сестру Терезу.
Так он стал единственным наследником богатого старинного шляхетского рода и сумел занять почетную должность тестя.
Новоявленный магнат выкупил у Сапег Быховское графство. В итоге, владения Булгака превысили 60 тысяч гектаров.
Сплетничали, что без коррупции не обошлось. Брат Игнатия Винцент-Николай в то время занимал должность подкомория — чиновника Земельного ведомства.
Земля послужила источником богатства. Братья Булгаки вкладывали выручку в спиртовые, крахмальные, сахарные заводы; лесопилки; мельницы; текстильные, кожевенные мануфактуры и строили дворец.
Деятельность землевладельца, предпринимателя, уважаемого гражданина и мецената Игнатия-Казимира Булгака высоко оценил Александр I.
Увы! Мнение местных крестьян сильно отличалось от мнения императора…
Следствие, начатое в 1839 году, показало, что крепостные «терпят недостаток в питании, используются на работах тяжелых и обессиливающих, не исключая воскресенья. Их личные повинности совсем не ограничены… они даже не успевают обрабатывать свою землю». За жестокое обращение с крестьянами правительство пыталось установить государственную опеку над имениями Игнатия Булгака, но на защиту магната встали влиятельные землевладельцы. Управляющих деревень Барчицы, Жиличи, Лещенка, Левковичи уволили; на этом дело сочли исчерпанным.
Страшный рассказ о пятилетнем ребенке, замурованном в одной из шести парадных колонн, украшающих главный фасад дворца, тоже сочли наветом.
Слух о девочке, отобранной у крепостной женщины по приказу Игнатия и погребенной заживо, широко распространился по округе. По старинному поверью, дети, умершие до семи лет, превращались в ангелов и защищали дом от нечистой силы. Говорили — поступок вполне в духе бесчеловечных Булгаков.
Строительство в Жиличах началось в 1825 году.
Архитектурный проект и эскизы принадлежат выпускнику Петербургской академии художеств Клобуковскому [сведений о нем не сохранилось]. Он же руководил первым этапом работ.
Центральное место занял дворец П-образной формы в стиле классицизм. Далее, в течение 80 лет наследники Игнатия Булгака продолжали расширять родовое гнездо. Два одноэтажных крыла добавили в 1860-1870 гг.; позже надстроили 2-е этажи.
Широкий внутренний двор замкнули въездными воротами.
Завершал работы [предположительно] Станислав Данилович Шабуневский.
К 1910 году здание приобрело законченный вид: анфилады богато декорированных парадных залов; шикарные хозяйские и гостевые апартаменты; оранжерея; домовой костел; библиотека; комнаты челяди.
Грандиозный комплекс, крупнейший в Беларуси, поражал масштабом, отделкой фасадов, внутренним убранством, уникальными коллекциями произведений искусства, оружия, книг, каминных часов.
Чтобы вся эта красота не пропадала зря [производила впечатление на дворянское общество] в Жиличах устраивали балы и приемы.
Последний владелец усадьбы Эммануил Булгак в годы Первой мировой войны эвакуировал семейные раритеты в Орел. Сразу после революции он эмигрировал во Францию, в 1943 году умер в Каннах. Потомства не имел.
Великолепный дворец лишился хозяев.
Оставшиеся ценности растащили местные жители и бойцы Красной армии. В 1920 году Жиличи захватила белогвардейская банда Булак-Балаховича. Атаман приказал сельчанам вернуть украденное. Не вернули. Старожилы вспоминали, как утром плыли по Добосне антикварные стулья, фарфоровая посуда, картины, шкатулки, ковры ручной работы.
Семейный архив Булгаков уцелел, хранится в Национальном историческом фонде Беларуси.
Сельскохозяйственный техникум работал в бывшем дворцовом комплексе с 1930 по 1980 гг., с перерывом на годы ВОВ.
Архитектурный ансамбль дожил до наших дней в удовлетворительном состоянии. Сохранилась лепнина на стенах и потолках, кое где - позолота, фрагменты обоев.
Сильнее всего пострадал парк. При строительстве второго корпуса техникума нарушили сетку аллей и гидросистему, вырубили часть деревьев. Пруды обмелели, заросли камышом.
Первые реставрационные работы [1973 г.] позволили частично закрепить оставшиеся элементы отделки.
В 1996 году во дворце открылся музей.
После реконструкции [2009-2023 гг.] часть помещений передали детской школе искусств, библиотеке и художественной галерее.
Интерьеры залов удалось воссоздать по фотографиям известного литовского фотографа Яна Булгака, который побывал в Жиличах в начале XX века и сделал ряд снимков; большинство датированы 1914 годом.
Благодаря гигантской кропотливой работе талантливых местных художников «Беларуский Версаль» занял достойное [я считаю —одно из ведущих] место на туристической карте республики и ждет гостей.
«Различные звуки можно услышать во дворце, когда он совершенно пуст, поздно вечером. Причем слышат их даже скептики, которые не верят в потусторонние силы и миры. Звуки абсолютно не связаны со сквозняками – явный скрип половиц, шаги, захлопывание дверей, которые закрыты на замки. Кто бродит по дворцовым коридорам? Говорят, это девочка, замурованная при строительстве дворца в одну из шести колонн портика парадного входа» /Лариса Забелова, бывший директор музея/.
Конечно, всему можно найти прагматическое объяснение: множество дымоходов в стенах дворца проводят и преломляют звуки, рождая причудливые шорохи. Но мы лучше оставим дворцу Булгаков право на личное приведение…
Республика Беларусь. Майское путешествие.
Республика Беларусь. Кричев. Дворец Потемкина.