Найти тему
Андрей Войчук

Смирновы (к Юницким, Соболевым). Штрихи родословной.

Смирновы (к Юницким, Соболевым). Штрихи родословной.

Первое поколение.

1. Иосиф

Дети:

2-1. Смирнов Павел Иосифович (ум. 1849 г.).

Второе поколение.

2-1. Смирнов Павел Иосифович (ум. 1849 г.).

Пономарь Покровской церкви с. Ножкино Чухломского уезда, позднее дьячок Благо-вещенской церкви, что на Монзе, с. Ферапонтово Буйского уезда.[i] Жена умерла в 1845 г.

Дети:

3-2. Смирнов Стефан Павлович (08.12.1838 г.р.).

4-2. Смирнов Андрей Павлович (1845 г.р.).

Третье поколение.

3-2. Смирнов Стефан Павлович (08.12.1838 г.р.).

Окончил КосДС в 1860 г. Послушник Авраамиева, Ипатиевского монастырей. Учитель и инспектор малых певчих Архиерейского певческого хора Его Преосвященства. В 1862 г. священник Троицкой церкви с. Новинское (Новлянское) Нерехтского уезда. С 1867 г. священник, с 1901 г. и в 1917 г. протоиерей Златоустовской церкви г. Костромы. С 1875 г. учитель в Костромском духовном училище. Уволен за штат в августе 1917 г.[ii]

Женат на Марии Макариевне Юницкой (ум. в 1896 г.).

Ее отец – Юницкий Макарий Алексеевич (15.08.1820-25.03.1896). Окончил КосДС в 1842 г. С 1843 г. священник Троицкой церкви с. Карегино Макарьевского уезда. В 1886 г. уволен за штат. Благочинный.[iii]

Ее дед – Алексей Сергеев, диакон. Место служения отца: Луховское духовное правление, Богоявленская церковь, Богоявленское в Рыболовной Луке.[iv]

В 11 лет Мария Макариевна была отвезена в Ярославское женское училище и там училась безвыездно, не видавши родного дома 6 лет. Кончила она ученье и в том же году (1862) вышла замуж за Стефана Павловича Смирнова (08.12.1838 г.р.).[v]

Венчание состоялось в селе Каргине 28 октября 1862 года. Преосвященный Платон определил Стефана Павловича священником к церкви села Новленского, Нерехтского уезда, 5 декабря 1862 г. посвятил в диакона, а 6-го того же месяца – во священника. 5 декабря 1867 г. он был перемещен в Златоустовской церкви г. Костромы. Он состоял членом комиссии для разбора архива Дух. Консистории и Духовных Правлений с 1869 по 1875 г. и за усердное и точное исполнение этого дела награжден 26 авг. 1875 г. набедренником. Состоял членом Комитета по покупке земли для Дух. Училища и устройства при нем общежития, причем «за добросовестное исполнение возложенного на рнего поручения «6 апреля 1878 г. получил от окружного съезда духовенства благодарность. С 1871 по 1875 г. состоял законоучителем в писарском классе 52-го пехотного резервного батальона. 15 мая 1888 г.за исполнение обязанностей духовника воспитанников Семинарии выражена благодарность Епарх. Начальства. Тридцать лет с 15 октября 1875 г. по 14 окт. 1905 г. проходил должность учителя чистописания в Дух. Училище. С 1889 г.по 1906 г. состоял членом Хозяйственного совета при своекоштном общежитии Дух. Семинарии. Состоит депутатом от духовного ведомства на экзаменах по Закону Божию в городских училищах с 25 апр. 1898 г. состоит духовником 1 Костр. округа с 15 февр. 1900 г.14 мая 1898 г. награжден орденом св. Анны 3 ст. 28 мая 1899 г. получил благодарность Епарх. Начальства за труды посещения экзаменов по Закону Божию в городских училищах. 14 мая 1901г. возведен в сан протоиерея. 6 мая 1912 г. награжден орденом св. Анны 2 ст.[vi]

«Ровно 50 лет – с 1867 по 1917 год – настоятелем храма на Лавровской улице был протоиерей Стефан Смирнов, одна из выдающихся фигур церковной жизни Костромы того времени. Отец Стефан родился в 1838 году в селе Ножкино в Чухломском уезде, находящемся вблизи Авраамиево-Городецкого монастыря. Его отец был пономарем Покровской церкви в Ножкино. Еще в семинарии заметивший его епископ Костромской и Галичский Платон (Фивейский) в 1862 году посвятил его в сан диакона, а затем в священника. С 1862 года отец Стефан служил в селе Новлянское в Нерехтском уезде. В 1867 году владыка Платон вызвал отца Стефана в Кострому и предложил ему служение в церкви святителя Иоанна Златоуста. В храме на Лавровской отец Стефан крестил почти всех своих детей. Двое из его сыновей учились в Московском университете, несколько стали священниками. Наиболее известен второй сын отца Стефана – Алексей, в монашестве Амвросий (Смирнов; 1874-1938), будущий архиепископ и видный деятель Русской Православной Церкви первой трети ХХ века».[vii]

1877-1878. Членские взносы и пожертвования в декабре 1877 г. и в январе-марте 1878 г. в пользу православного миссионерского общества сделаны священником Стефаном Смирновым.[viii]

1885. На трехлетие 1885-1887 годы избран духовенством и утвержден епархиальным начальством кандидатом (заместителем депутата) на епархиальный и окружной съезды духовенства Костромской епархии по 3 десятку Костромского училищного округа Златоустовской церкви г. Костромы священник Стефан Смирнов.[ix]

1888. Лица духовного звания, избранные и утвержденные Его Преосвященством, Преосвященнейшим Александром, епископом Костромским и Галичским, в звании кандидатов (к депутатам) на окружные и епархиальные съезды духовенства по духовно-училищным делам Костромской епархии на трехлетие 1888-1890 гг.… г. Костромы Златоустовской церкви священник Стефан Смирнов.[x]

1891. Избран депутатом от десятка причтов на духовно-училищные съезды на трехлетие 1891-1893 гг. и утвержден Его Преосвященством в этом звании 20 июля 1891 г. по Костромскому училищному округу Златоустовской церкви священник Стефан Смирнов.[xi]

9 мая 1893 года, когда праздновалось 50 лет служения о. Макария Алексеевича в священном сане зять юбиляра, священник Златоустовской Костромской церкви о. Стефан Смирнов, приехал в Каргино с больной женой, не заезжая в Кострому, прямо из Петербурга, куда он ездил искать медицинской помощи себе и жене у докторов и молитвенной помощи у о. Иоанна Кронштадтского.[xii]

1897. Избран десятками причтов Костромской епархии и утвержден епархиальным начальством кандидатом на духовно-училищные съезды на трехлетие 1897-1899 гг. по Костромскому училищному округу Костромской Златоустовской церкви священник Стефан Смирнов.[xiii]

1898. На общем собрании членов Костромского Федоровско-Сергиевского Братства, состоявшемся 20 сентября 1898 г., членские взносы в размере 3 руб. внесены священником Стефаном Смирновым.[xiv]

Пожертвования в 1898 г. в пользу православного Федоровско-Сергиевского братства в г. Костроме действительными членами, внесшими не менее 3 рублей… Смирнов Стефан, священник Златоустовской церкви г. Костромы.[xv]

1898-1899 г. Учитель в параллельных отделениях Костромского духовного училища священник Стефан Павлович Смирнов. Имеет орден св. Анны 3 ст., золотой синодальный наперсный крест и серебряную медаль в память об Императоре Александре III. С октября 1875 г. учитель чистописания в Костромском духовном училище с оставлением в должности священника Костромской Златоустовской церкви (с 6 дек. 1867 г.).[xvi]

15 января 1899 г. за № 340 господином Костромским губернатором утвержден Устав общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии в память ее 150-летнего существования.[xvii] В состав членов общества 2 февраля 1899 г. вошел священник Стефан Смирнов и внес 3 руб.[xviii]

1899. Действительный член правления общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии в 1899 г. священник Смирнов Стефан Павлович.[xix]

1899. Пожертвования со 2 февраля по 21 мая 1899 г. в пользу общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии от о. Стефана Смирнова – 3 руб.[xx]

1900-1901. Учитель в штатных классах Костромского духовного училища священник Стефан Павлович Смирнов…[xxi]

1900-1901. Протоиерей Стефан Павлович Смирнов. Имеет орден св. Анны 3-й ст., золотой синодальный наперсный крест и серебряную медаль в память об Императоре Александре III. С октября 1875 г. учитель чистописания в Костромском духовном училище с оставлением в должности священника Костромской Златоустовской церкви (с 5 дек, 1867 г.).[xxii]

1901. От Святейшего Синода ко Дню рождения Его Императорского Величества награжден саном протоиерея и возведен в сан протоиерея г. Костромы Златоустовской церкви священник Стефан Смирнов.[xxiii]

1902. На утреннем заседании съезда духовенства Костромской епархии 11 сентября 1902 г. обсуждался вопрос о том, что в епархиальное женское училище поступили новые воспитанницы, в числе которых есть сироты, имеющие право на содержание в училищном интернате. По этой причине училищное начальство вынуждено выслать на квартиры некоторых воспитанниц, живших в прошедшем году в общежитии, но не имеющих право пользоваться такой льготой. Одновременно съезд просит оо. протоиереев Николая Соболева, Федора Птицына и Стефана Смирнова войти с предложением к г. Сергееву уступить епархиальному женскому училищу данное ему и его жене при составлении купчей право пожизненного безвозмездного пользования флигелем при училище. А, так как, по сообщению оо. протоиереев г. Сергеев изъявил согласие через месяц уступить означенный флигель за 3500 рублей, то съезд поручил совету училища нотариальным порядком приобрести законное право собственности на пользование флигелем г. Сергеева и употребить из имеющегося фонда необходимую сумму на эти действия, на приспособление дома для интерната новых воспитанниц и на обзаведение его нужным инвентарем.[xxiv]

1903. Епархиальным начальством утвержден депутатом на окружные и епархиальные съезды духовенства на трехлетие 1903-1905 гг. по г. Костроме и Костромскому уезду Златоустовской церкви г. Костромы протоиерей Стефан Смирнов.[xxv]

1903. В состав действительных членов православного Феодоровско-Сергиевского братства в г. Костроме, внесших в 1903 г. не менее 3 руб., входит Смирнов Стефан, протоиерей Златоустовской церкви г. Костромы.[xxvi]

В 1903 г. выдано учителю по чистописанию Костромского духовного училища Стефану Смирнову 100 руб.[xxvii]

1904. В состав учредителей общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромском епархиальном женском училище вошел протоиерей Стефан Смирнов.[xxviii]

1 мая 1905 г., в неделю св. жен мироносиц Преосвященнейший Виссарион совершил божественную литургию в костромском кафедральном соборе. После причастного стиха слово было сказано очередным проповедником протоиереем Златоустовской церкви г. Костромы о. Стефаном Смирновым.[xxix]

1906. Действительный член православного Костромского Феодоровско-Сергиевского братства Смирнов Стефан, протоиерей Златоустовской церкви г. Костромы.[xxx]

1912. Член совета костромского православного Феодоровско-Сергиевского братства протоиерей Стефан Павлович Смирнов.[xxxi]

1913. «Юбилей 50-летнего служения в сане священника протоиерея Златоустовской церкви г. Костромы Стефана Смирнова.

2 января 1913 года торжественно был отпразднован юбилей протоирея Стефана Павловича Смирнова по поводу исполнения 6 декабря 1912 г. пятидесятилетия служения его в священном сане.

Юбиляр родился 8 декабря 1838 г. в бедной семье сельского пономаря Покровской церкви села Ножкина, Чухломского уезда. Тяжелая, скромная жизнь была уделом Степана Павловича с юных лет. Мать оставила его семилетним сиротой на попечение отца, но через четыре года Стефан Смирнов лишился и отца и остался круглым сиротой. Тяжкая сиротская доля, но на нем оправдалась народная поговорка «за сиротами Бог»: его, бесприютного, не оставил Господь.

Его отец, простой и необразованный человек, но преданный вере низший служитель Православной Церкви, старался воспитать, как умел, и сына в началах веры православной, старался воспитать в нем любовь к Православной Церкви, сознание необходимости посещать, особенно в праздники, церковь Божию во время Богослужения. Пономарь видел, знал, как воспитывало духовенство того времени своих детей. Духовенство высоко ценило свое служение, любило его и, при всей бедности и неприглядности жизни сельского духовенства, не тяготилось им. Любя дело своего служения, оно старалось и детям привить эту любовь, старалось и детей своих воспитать так, чтобы они стремились к тому же служению, какому отдавались их деды и отцы. С юных лет, когда лишь начинало проясняться сознание детей, оно приучало их к молитве, заставляло утром и вечером лепетать непонятные им слова молитвы перед св. иконами, перед которыми нередко теплилась лампадка, занимало детский ум рассказами из священной истории и иными религиозно-нравственного характера, по мере возрастания детей физического и душевного читало им св. Евангелие, а когда выучивались дети грамоте, давало для чтения им книги добрые, душеспасительные, развивавшие не только ум, но и сердце: каждый праздник родители водили их в церковь, ставили мальчиков в алтарь, чтобы не опускать их из своего наблюдения, а способных детей приучали прислуживать в алтаре или же петь на клиросе. Так в большинстве случаев воспитывались дети духовенства того времени, так воспитывал и пономарь Павел Тимофеев своего сына Стефана. Рано встанет пономарь в праздничный день к богослужению, чтобы взять у священника ключи от церкви, произвести продолжительный звон к утрени, а дома накажет, чтобы и сына разбудили и отправили за церковную службу. И не хочется вставать, и тяжело вставать утру глубоку, но покорный сын вставал, так как юное создание говорило: «грех просыпать праздничное богослужение».

Подошло время школьного образования. Отец помер. Родные мальчика, видя его способности к учению, не оставили его на произвол судьбы и отдали учиться в Солигаличское духовное училище. Да и куда иначе отдать? В те годы в уездных городах совсем не было гимназий и реальных училищ; при том для сельского духовенства они были недоступной роскошью, а кроме того, духовенство в массе и не стремилось к светскому образованию, считая своим призванием духовное служение, а средством достижения его – духовную школу. Мальчик – сирота Стефан Смирнов скоро обратил на себя внимание смотрителя Дух. Училища Я.М. Яхонтова и учителей своими способностями, и благоповедением, и ему, как круглому сироте, дали полное пособие, какого не лишали и все время училищного курса. Так началась для него училищная жизнь, она завлекала, интересовала и захватывала его всего. Как один из первых учеников, он был на хорошем счету у начальства и ему в старших классах поручали надзор за младшими учениками. В то время общежитий не было, жили все ученики на квартирах, и он получал полное пособие, а именно в год 120 руб. ассигнациями или 35 руб. серебром. И этих денег с избытком доставало С. Смирнову на содержание и одежду, так как потребности этого сына бедного пономаря, неизбалованного жизнию, были очень скромны. Хорошо ему было жить в городе без нужды и приятно учиться, но тяжело бывало этому круглому сироте, когда приближалось время вакаций. Дети родителей с радостию мечтали об этом времени отдыха, свидания с родителями, о поездке в родные места, но ему сироте – куда было ехать? И невольно с грустью задумывался он при приближении вакаций, не имея отеческого дома, и … отправлялся в дома родственников или близких товарищей, уходил из города пешком: на Пасху – в лаптях, а на лето – босой. В летнюю вакацию переходил из села в село, чтобы не обременить хозяев своим гощением, так что в лето посещал сел до десяти.

Пройдя училищный приготовительный класс, риторику и синтаксиму, он, как лучший ученик, поехал в Кострому держать экзамен в Духовную Семинарию. Строг был этот экзамен, однако он отлично выдержал его. В Дух. Семинарии Смирнов все время получал полное пособие на содержание и одежду, а именно 160 р. В год ассигнациями или 46 р. Сер. И этих денег вполне доставало ему на безбедное существование.

Когда Смирнов учился в богословских классах, он был уже назначен старшим. Под его наблюдением было пять младших старших, которые ходили по квартирам учеников, наблюдая там за их поведением, следили за поведением учеников в классах в перемены, следили за исправностью посещения учениками церковного богослужения и стоянием их в церкви. Обладая голосом – тенором, он состоял в хоре семинарских певчих и даже некоторое время был регентом его.

И в риторике и в философии Стефан Смирнов с усердием научал науки, удовлетворявшие его пытливый ум, но еще более отдался он наукам в последнем классе Семинарии – богословии. С увлеченим слушал талантливые речи профессоров Семинари, разъяснявших глубину христианского веро и нравоучения, прояснявших ему много непонятного из области христианской догматики. Как один из лучших учеников во всех классах Семинарии, весьма способный и развитой, ое получил предложение ехать в академию продолжать образование. Жажда образования, возможность учиться в высшем святилище науки манили его и предложение льстило ему, но слабость здоровья заставила отказаться от этого заманчивого предложения.

Не только начальство Семинарии, но и знаменитые профессора Семинарии того времени архимандрит Хрисанф, впоследствии епископ Нижегородский, и И.А. Спасский, впоследствии архиепископ Владимирский Сергий, лекциями которых заслушивались семинаристы до увлечения и которые пользовались высоким авторитетом и уважением учеников, даже и они (профессора) не могли убедить Стефана Смирнова взять назад свой отказ идти в академию. Ему мила была сельская жизнь, его манил простой русский народ, среди которого он родился и рос, и он твердо решился стать сельским священником.

15 июля 1860 г. был публичный экзамен после частных, отдельно по каждому предмету, экзаменов, на котором хороших учеников спрашивали по всем предметам семинарского курса, и после благодарственного молебна семинаристы простились со своей alma mater , простились и ушли из нее, чтобы с запасом полученных знаний вступить в самостоятельную жизнь. Раскрылись перед каждым широкие горизонты, но горизонты одной окраски, горизонты пастырского служения Церкви и народу. И это было так естественно, любовь к церкви и служение ей заложена была в детстве под родительским кровом, крепла и развивалась в духовной школе и оставалась с ними на всю жизнь, одухотворяя их пастырское делание. Для окончившего семинарию вторым учеником открыт широкий путь служения народу в сане священника. Но не сразу можно было ступить на этот путь. Тогда не то было время. Хороша была подготовка в семинарии к пастырскому служению, но ее находили еще не вполне достаточной. Указазом Св. Синода предписывалось, чтобы окончившие курс семинарии, прежде посвящения в священники, определяемы были на время в псаломщики или в послушники монастыря, для воспитания в них духа смирения и послушания и для приобретения ими навыка к пастырскому служению. И студент семинарии Стефан Смирнов указом консистории был определен сначала в послушники Авраамиева монастыря, а затем – Ипатьевского, где он пел, читал и проповедывал Слово Божие. Затем был учителем и инспектором малых певчих хора Его Преосвященства, и уже через два года по окончании семинарии епископ Платон предложил ему искать невесту и священническое место. Не легко было бедному послушнику найти себе подругу жизни. Приходилось ходить пешком в намеченные им села, получать иногда отказы. Промысел Божий указал ему спутницу жизни в лице только что окончившей Ярославское училище девиц дух. едомства, дочери благочинного и священника села Каргина, Макарьевского уезда, Марии Макариевны Юницкой. Брак его был в селе Каргине 28 октября 1862 года. Преосвященный Платон определил его священником к церкви села Новленского, Нерехтского уезда, 5 декабря 1862 г. посвятил в диакона, а 6-го того же месяца – во священника. На праздник Рождества Христова приехал в село новый молодой священник, с запасом здравых познаний, с крепкой верой в Бога и с любовью к пастырскому служению, к коему стремился от юных лет. Молодому пастырю дела предстояло не мало. Паства большая, народ простой, верующий в Бога, православный, но ему от лет дреквних приразились многие пороки и слабости – пьянство, распутство, воровство, которые признавались как бы необходимой принадлежностью крестьянской жизни. Молодому пастырю претили они, он сознавал, что нужно бороться с ними, но с другой стороны понимал, чточто корни этих пороков засели глубоко и вырвать их нелегко. Внутренний голос говорил ему: «трудись, борись, если хочешь быть добрым пастырем, а не наемником, средства тебе даны хорошие, а помощь Божия близка к тебе». И начал молодой добрый пастырь трудиться, возделывая врученную Богом духовную ниву. Частые проповеди в храме, и еще более простые, задушевные беседы с крестьянами в их домах и селениях и пример трезвой, правильной жизни не остались без последствий. Лучи его доброго пастырского служения стали рассекать тьму облещащих народ суеверий и пороков. Молодой пастырь приобрел авторитет в приходе, к его голосу прислушивались, к нему ходили за советами., правда, не легко ему доставалась борьба с народными пороками, приходилось встречать ему и противодействие, но он, подкрепляемый Божией благодатью и верою в правоту своего дела,прямо, открыто, энергично делал свое дело. С другой стороны, он замечал благие результаты своей деятельности, встречал сочувствие от большинства прихожан и особенно женщин, и это его подбодряло. Привык молодой пастырь к своему приходу и доволен был житьем в нем, тем более, что и с материальной стороны жизнь его устроилась вполне блегополучно. Но Промысел Божий судил ему существенную перемену в жизни. Через пять лет служения его в селе Новленском преосвященный Платон вызвал иерея Стефана в Кострому и предложил ему подать прошение о перемещении на свободное священническое место при Златоустовской церкви в Костроме. Ослушаться было нельзя, так как Преосвященный настойчиво сделал ему предложение, а потом ему льстила возможность в молодых годах поступить в губернский город и вращаться в интеллигентном обществе. Но с другой стороны его несколько беспокоила мысль, достигнет ли он такой высоты своенго положения среди городских прихожан, какой достиг среди простых необразованных крестьян, сумеет ли в городе ходить достойно своего звания и будет ли там полезно его пастырское делание. В предложении Владыки он чувствовал невидимый голос Промысла Божия и подал прошение, 5 декабря 1867 г. он был перемещен в Златоустовской церкви г. Костромы.

Жизнь священника в городе и отношение к прихожанам уже не то, что жизнь в деревне и отношение к крестьянам. Здесь нужны и более развитой ум, отвечающий на всякие запросы интеллигентных прихожан, и более осторожное и мягкое обращение с ними, чтобы расположить их к себе, нужно более вдумчивое и серьезное отношение и к проповедям и частным беседам, где всякое неудачное выражение может быть скоро подмечено и истолковано в дурную сторону.

Молодой образрванный пастырь все это сознавал и стал постепенно привыкать к городской жизни. Благоговейным совершением богослужения, доброю христианскою жизнью, простыми, сердечными беседами он и здесь стал завоевывать себе симпатии прихожан. В лице его они видели доброго пастыря, истинного служителя Церкви Христовой. Не легко для него начиналась жизнь в городе и в материальном отношении. Первые года служения он получал в годдохода до 520 руб., церковного дома не было, была насущная забота о приобретении собственного дома. Семья увеличивалась и материальная нужда сказывалась иногда довольно ощутительно. Но не унывал добрый пастырь. В вере в Бога и в надежде на Его помощь он почерпал себе силу при всяких житейских обстоятельствах. С приобретением больших симпатий от прихожан и материальные достатки стали улучшаться.

На молодого, деятельного и развитого священника стали обращать внимание и Епархиальное Начальство, и окружное духовенство и поручали ему исполнение разных дел. При исполнении возлагаемых на него поручений он всегда оставался верен себе: ко всему относился вдумчиво, серьезно, обстоятельно, откровенно высказывая свои мысли и соображения. И хотя эта прямота и откровенность и возбуждали иногда неудовольствие старших его соработников и даже Начальства, однако он не кривил душой и твердо стоял на том, в чем был убежден. Из многочисленных исполненных им поручений упомянем о некоторых. Он состоял членом комиссии для разбора архива Дух. Консистории и Духовных Правлений с 1869 по 1875 г. и за усердное и точное исполнение этого дела награжден 26 авг. 1875 г. набедренником. Состоял членом Комитета по покупке земли для Дух. Училища и устройства при нем общежития, причем «за добросовестное исполнение возложенного на рнего поручения» 6 апреля 1878 г. получил от окружного съезда духовенства благодарность. С 1871 по 1875 г. состоял законоучителем в писарском классе 52-го пехотного резервного батальона. 15 мая 1888 г.за исполнение обязанностей духовника воспитанников Семинарии выражена благодарность Епарх. Начальства. Тридцать лет с 15 октября 1875 г. по 14 окт. 1905 г. проходил должность учителя чистописания в Дух. Училище. С 1889 г.по 1906 г. состоял членом Хозяйственного совета при своекоштном общежитии Дух. Семинарии. Состоит депутатом от духовного ведомства на экзаменах по Закону Божию в городских училищах с 25 апр. 1898 г. состоит духовником 1 Костр. округа с 15 февр. 1900 г.14 мая 1898 г. награжден орденом св. Анны 3 ст. 28 мая 1899 г. получил благодарность Епарх. Начальства за труды посещения экзаменов по Закону Божию в городских училищах. 14 мая 1901г. возведен в сан протоиерея. 6 мая 1912 г. награжден орденом св. Анны 2 ст. Дела было много у иерея Стефана. Но он не тяготился делами, а при крепости сил телесных и при бодрости сил душевных трудился, не покладая рук, насколько позволяли ему силы и умение.

Помимо прямых дел пастырского служения и исполнения поручений начальства и духовенства, не мало отнимало времени и забот и дело образования и воспитания своего семейства. А семья было большая. Первоначальное образование он давал детям сам вместе со своею образованною супругой. Много дум было в головах, не мало болели сердца родителей о том, как поднять, возрастить, образовать, а главное воспитать детей. И здесь, как и всегда, поддерживала и окрыляла родителей надежда на помощь Божию. После первоначального домашнего образования иерей Стефан отдавал своих детей в школы. Старший сын Николай и младший Михаил учились в гимназии, а прочие дети – в духовных школах. Господь наделил детей хорошими способностями. Тягота образования детей значительно облегчалась их прекрасными успехами и всегда добрым поведением. Старший сын поступил в Моск. Университет и, как весьма способный, трудолюбивый и благонравный студент, сразу получил полную стипендию, так что во все время университетского курса не нуждался в средствах родителя на содержание. Чаяние родителей сосредоточивалось на этом сыне, как на будущей опоре и поддержке в деле образования остальных детей. Но Господу угодно было разрушить эти мечты родителей: уже на последнем курсе Николай Стеф. заразился чахоткой и, поболев осень в родительском доме, напутствованный таинствами покаяния, причащения и елеосвящения и дивным небесным видением, под звон колоколов к ранней литургии 7 декабря 1886 г. тихо скончался. Тяжел был для родительского сердца удар – смерть первенца, в цвете лес, с почти законченным высшим образованием, на пороге к самостоятельной жизни, тяжел удар, но крепко верующие в Бога родители-христиане перенесли его, не упавши духом.

Так вера в Бога поддерживает и подкрепляет человека. За два года перед этим старшая дочь Лидия была выдана замуж за преподавателя Волынской Духовной Семинарии И.А. Фролова, после свадьбы посвятившегося во священника к церкви г. Житомира и определенного членом Дух. Консистории. Через два года, 24 августа, вторая дочь – Мария поступила в замужество за студента Семинарии, пишущего эти строки[1], определенного во священника в с Каргино. В 1891 г. был брак и третьей дочери – Надежды, выданной за преподават. Вологодской Духовной Семинарии, ныне смотрителя Вологодского Духовного Училища, В.К. Лебедева.

В 1896 г. посетило иерея Стефана семейное горе, ещё более тяжкое, чем смерть сына-первенца, смерть его любимой жены, неразлучной спутницы жизни, незаменимой советницы и неизменной помощницы Марии Макариевны. Кажется, более тяжкого горя для любящего супруга не может быть. Думается, тягость этой потери может понять только тот, кто имел несчастие испытать такое горе – разлуку с любимой женой. Но о. Стефан с истинно христианским терпением перенес и это горе. Правда, продолжительная болезнь жены, постепенно усиливавшаяся, быть может подготовила мужа к необходимости этой разлуки. Но, ведь, не редко мысль не мирится ни с какими доводами, сердце цепенеет от свершившегося факта,и человек падает духом. О. Стефана поддержала и подкрепляла в эти тяжелые минуты жизни вера в Бога-Вседержателя, все устрояющего в жизни человека по своему всемудрому смотрению. Остался о. Стефан в жизни один – с детьми. Дети твердо шли уже по избранному пути ученической жизни, хорошо довершили свое образование и зпаняли в жизни свое место, соответственно призванию и образованию. Старший сын Алексей, имея стремление к монашеской жизни еще в Духовной Академии, по окончании ее, в Благовещенске на Амуре принял монашеское пострижение, с именем Амвросий от руки старца – епископа Иннокентия и в настоящее время занимает кафедру епископа Михайловского, викария Рязанского. Александр состоит учителем Рязанского Духовного Училища. Анатолий священником в г. Кинешме и Михаил – студент Московского Университета. Какая радость отцу на склоне лет жизни видеть своих детей так хорошо устроенными! Не явно-ли тут оказывается благословение Божие за ревностную заботу родителей, желавших воспитать детей в духе правосл.-христианск. веры и преданности Православной Церкви?

6 декабря 1897 г. исполнилось 35-летие служения о. Стефана в сане священника. Прихожане и почитатели его испросили благословение епископа Виссаоиона на празднование 15 декабря этого юбтдейного дня для пастыря церкви. Владыка милостиво разрешил. Праздник прошел обычным порядком, торжественно, при чем не мало было приветственных речей и подношений юбиляру. От прихожан был поднесен серебряный, позлащенный, украшенный камнями, наперсный крест, от корпорации учителей Дух. Училища – книга «Труды ап. Павла» Фаррара и напрестольный серебряный, позлащенный крест, от родственников – икона св. Николая Чудотворца в серебряной ризе. Высказывались пожелания дожить до полувекового юбилея. Хотя 15 лет срок службы для старца не малый, однако пожелание сбылось. Протоиерей о. Стефан чувствовал себы довольно бодро и исправно исполнял дело своего служения и ко дню 50-летия, а потому явилась настойчивая мысль у родственников и особенно у епископа Амвросия отпраздновать в семейном кругу исполнение полувекового служения старца-родителя. Вдень исполнившегося 50-летия священнослужения, 6 декабря, юбиляр скромно, по обычаю, совершил в своем храме, один со своим диаконом, Божественную Литургию и положенный молебен св. Николаю Чудотворцу, быть может, не мало переживая душой при воспоминании полувекойо службы. Дома ждали его поздравительные письма от любящих его детей и внучат. Совершенно неожиданно для него явился его прихожанин, измлада близкий дому юбиляра, учитель классической гимназии М.А. Невзоров и прочитал ему от своего семейства адрес, вложенный в особый футляр-папку…

Сверх ожидания, празднование 2 января вышло далеко за пределы скромного семейного торжества и приняло довольно широкие размеры. Духовенство округа, почитающее своего духовного отца, пожелело выразить юбиляру знаки своего уважения и принять участие в молитвенном общении с юбиляром, а потому через своего о. Благочинного, протоерея Н.А. Краснопевцева, испросило а преосвященнейшего Епископа Тихона благословение на празднование 2 января 1913 г. знаменательного юбилея о. протоиерея. Владыка милостиво разрешил и благословил.

Протоиерей Стефан Смирнов.[xxxii]

Накануне юбилейного дня совершено было юбиляром всенощное бдение преп. Серафиму саровскому, святителю Стефану Сурожскому и свят. Иоанну Златоусту. На всенощном бдении присутствовал преосвященный сын юбиляра епископ Амвросий.

В самый день празднования благовест к литургии начался в 9 часов. Юбиляр по своей скромности уклонился от торжественных проводов и встречи его в храме: пришел один и даже до начала благовеста в большие колокола, якоже и юбычно. Во время благовеста прибыл преосвященный Амвросий и, осенив общим благословением народ, встал в алтаре на приготовленном месте. Литургию совершал юбиляр в сослужении протоиерея А. Виноградова и священников – А. Князева, Н. Уханова и А. Смирнова, при протодиаконе В. Померанцеве, соборном диаконе Д. Пенском и приходском диаконе А. Усренском. Пели архиерейские певчие под управлением о. Потеряйко. К сожалению, о. блпгочинный протоиерей Н.А. Краснопевцев не мог принять участие в торжестве по болезни. Богомольцев, почитателей старца-юбиляра, собралось на такое редкое торжество весьма много. После литургии был совершен благодарственный молебен епископом Амвросием в сослужении юбиляра и многочисленного сонма священников, собравшихся помолиться вместе с юбиляром, своим духовным отцем.. перед молебном преосявященный Амвросий, глубоко взволнованный чувствами сыновнего почтения к старцу-родителю, сказал прочувственную речь и благословил тронутого до слез родителя ценной иконой Спасителя. После того представитель духовенства округа, священник Н. Нифонтов, прочитал от лица духовенства адрес, в котором обстоятельно обрисовал юбиляра, как человека, пастыря и духовника, и передал юбиляру икону свят. Стефана Сурожского, к которой юбиляр благоговейно приложился.

Юбиляр так был растроган этими речами, что только в кратких словах возблагодарил Господа Бога, николга не оставлявшего его Своею помощию, благодарил сына-епископа за всегда ласковое, почтительное и внимательное отношение к нему, родителю, благодарил и духовенство за внимание и почтение к нему. Совершенно неожиданно для юбиляра вышел начальник Костромской почтово-телеграфной Конторы В.М. Васильев и сказал несколько кратких задушевных слов любви, почтения и уважение к своему приходскому протоиерею, как благоговейному служителю Церкви и заботливому о благе пасомых пастырю, а церковный староста П.А. Кривошеин поднес от прихожан икону Федоровской Божией Матери…

После молебно Преосвященный благословлял богомольцев, а юбиляр принимал приветствия от них. В дом шел юбиляр торжественно, в преднесении о.о. диаконами поднесенных икон, поддерживаемый под руки ближайшими родными при пении: «Тебе Бога хвалим», под торжественны йзвон колоколов. Дома пропели тропари святым поднесенных икон, протодиаконом сказана краткая сугубая эктения, и юбиляром в епитрахили, с крестом в руках, произнесен был отпуст. После этого о. протодиакон приветствовал юбиляра от имени Его преосвященства, Преосвященнейшего Епископа Тихона, который поручил ему, протодиакону, выразить юбиляру поздравление с юбилейным днем, и пожелать еще много лет послужить во славу Божию и на пользу вверенной ему пастве. Приветствие от Преосвященного было покрыто громогласным пением «многия лета».

После этого сыном юбиляра о. Анатолием Смирновым был прочитан адрес от детей его, подаривших родителю шелковую муаровую рясу, в которой юбиляр, совершиы богослужение, и прибыл в дом. Затем подошли кюбиляру два внука – старший Н. Лебедев (20 л.) и младший Алеша Смирнов (4 л.), державшие священническую трость с эмалевым серебряным верхом, и старший внук сказал приветственную речь, в подарок от внучат он подал юбиляру-деду трость. Юбиляр весьма расстроган был этими приветствиями, расцеловал поздравителей и выразил им благодарность за привет и радость, что дети и внучата всегда утешали его: «всегда я слышал о Вас только доброе, говорил юбиляр, и потому сердечно-ласково относился к Вам; ведь для родителей нет большей радости, как видеть детей правильно развивающимися и в физическом и в нравственном отношении, на добрых началах; правда, говорил он, я иногда бывал строг к детям, но эта строгость исходила исключительно от любящего сердца, из желания Вам добра».

Затем приветствовал юбиляра, как бывшего учителя чистописания, смотритель Костр. Дух. Училища П.Т. Виноградов. После того подошел к юбиляру помощн. смотрит. Дух. Училища Н.П. Лебедев и в прочувстванных словах вспомнил годы своей юности, когда семья его матери-вдовы терпела большую материальную нужду и в таком тяжелом положении они искали и материальной и моральной помощи у дяди-опекуна; в надежде на него они не обманывались: всегда встречали у него добрый отклик, практичный совет и поддержку и даже, хотя небольшую, но существенную для них материальную помощь. Приветствовали юбиляра и другие его почитатели. Всем он ответил просто, но задушевно и искренно.

За чайным столом приветствовали юбиляра зять его, пишущий эти строки. Он, между прочим, говорил: «Мы всегда видели в тебе пример самого добросовестного, благоговейного отношения к делу твоего служения. Для тебя служба Богу перед святым Его Престолом была выше всего,дороже всего. Ты ясно усмо и сердцем сознавал сущность и важность священнического служения и всею душой отдавался ему. Вслужении перед Престолом Божиим ты почерпал и утешение, и одобрение, и подкрепление своих сил. Продолжительность церковной службы даже при слабости твоих физических сил, тебя не обременяла, а окрыляла и одушевляла. Бодрый, спокойный, духовно-радостный всегда выходил ты из храма после совершения богослужения. Словом, ты был и есть истинный, убежденный и благоговейный служитель Христа. Издествта воспитанный в преданности православной вере и Церкви, ты старался и детей своих воспитать на тех же началах, в чем верной и надежной помощницей была твоя подруга жизни, почившая Мария Макариевна…».

Юбилейная трапеза прошла дружно и оживленно. Первый тост был провозглашен юбиляром за здоровье Преосвященного Епископа Тихона, милостиво разрешившего это юбилейное торжество… Затем был тост за здоровье Преосвященного Епископа Амвросия и несколько тостов за здоровье юбиляря, сопровождавшихся речами его почитателей, в которых ярко характеризовалась с разных сторон эта симпатичная личность. Были тосты за здоровье его дочери Надежды, которую болезнь дишила возможности вместе с мужем прибыть на этот дорогой юбилей, за здоровье сотрудников юбиляра и пр. Было прочитано до 30 приветственных телеграмм.

С. Тезина, свящ. А. Князев».[xxxiii]

В 1915 г. в Златоустовской церкви в г. Костроме протоиерей Стефан Павлович Смирнов.[xxxiv]

1917. Уволен Златоустовской церкви г. Костромы протоиерей Стефан Смирнов 19 авг. 1917 г.[xxxv]

Дети:

5-3. Смирнов Николай Стефанович (ум. 07.12.1886).

6-3. Смирнова Лидия Стефановна.

7-3. Смирнова Мария Стефановна (после 1872 г.р.).

8-3. Смирнова Надежда Стефановна.

9-3. Смирнов Алексей Стефанович (04.04.1874, Кострома-25.05.1938, Енисейск, Красноярский край).

10-3. Смирнов Александр Стефанович (21.04.1878 г.р.).

11-3. Смирнов Анатолий Стефанович (16.02.1880-26.12.1937).

12-3. Смирнов Михаил Стефанович.

Окончание материала о Смирновых и породнившихся с ними (по Костромкой, Казанской и Симбирской губерниям) можно прочитать и скачать, пройдя по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/d/gk2jmIeNB85Ieg
и
https://disk.yandex.ru/d/SmaCMGtDt0jbkQ

[1] с. Тезина священника А. Князева.

[i] Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. Кострома. 2019. Стр. 446.

[ii] Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. Кострома. 2019. Стр. 446-447.

[iii] Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. Кострома. 2019. Стр. 356-357.

[iv] ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 251. Л. 64об.

[v] Информация о Смирновых дана по материалам сайта forum.yar-genealogy.ru

Данные о Смирновых из других источников обозначены собственными сносками.

[vi] КЕВ. 01.05.1913. № 9. Отдел неофициальный. Стр. 281-293.

[vii] РПЦ. Костромская епархия. Храм во имя святителя Иоанна Златоуста город Кострома. Летопись. i-zlatoustogo.prihod.ru

[viii] СЕВ. 15.03.1878. № 6. Стр. 127.

[ix] КЕВ. 23-30.07.1885. № 30-31. Отдел I. Часть официальная. Прибавление. Стр. 366.

[x] КЕВ. 01.09.1888. № 17. Отдел I. Часть официальная. Стр. 305.

[xi] КЕВ. 15.08.1891. № 16. Отдел I. Часть официальная. Стр. 286.

[xii] КЕВ. 01.03.1894. № 5. Стр. 105-114.

[xiii] КЕВ. 01.07.1897. № 13. Отдел I. Часть официальная. Стр. 126.

[xiv] КЕВ. 15.11.1898. № 22. Отдел I. Часть официальная. Стр. 206.

[xv] КЕВ. 01.08.1899. № 15. Отдел I. Часть официальная. Стр. 248.

[xvi] КЕВ. 01.03.1899. № 5. Отдел I. Часть официальная. Приложение. Стр. 8; КЕВ. 15.05.1899. № 10. Отдел I. Часть официальная. Приложение. Стр. 9.

[xvii] КЕВ. 01.02.1899. № 3. Отдел I. Часть официальная. Стр. 25.

[xviii] КЕВ. 15.02.1899. № 4. Отдел II. Часть неофициальная. Стр. 116.

[xix] КЕВ. 15.01.1900. № 2. Отдел I. Часть официальная. Стр. 16.

[xx] КЕВ. 01.06.1899. № 11. Отдел II. Часть неофициальная. Стр. 317.

[xxi] КЕВ. 01.09.1900. № 17. Отдел I. Часть официальная. Приложение. Стр. 9.

[xxii] КЕВ. 01.10.1901. № 19. Отдел I. Часть официальная. Приложение. Стр. 9.

[xxiii] КЕВ. 01.06.1901. № 11. Отдел I. Часть официальная. Стр. 134, 149.

[xxiv] КЕВ. 01.10.1902. № 19. Отдел I. Часть официальная. Стр. 226.

[xxv] КЕВ. 15.08.1903. № 16. Отдел I. Часть официальная. Стр. 235.

[xxvi] КЕВ. 15.10.1904. № 20. Отдел I. Часть официальная. Приложение. Стр. 32.

[xxvii] КЕВ. 15.06.1904. № 12. Отдел I. Часть официальная. Стр. 157.

[xxviii] КЕВ. 01.01.1904. № 1. Отдел I. Часть официальная. Стр. 17.

[xxix] КЕВ. 15.05.1905. № 10. Отдел II. Часть неофициальная. Стр. 303.

[xxx] КЕВ. 15.08.1906. № 16. Отдел I. Часть официальная. Прибавление. Стр. 19.

[xxxi] Справочная книжка Костромской губернии и календарь на 1912 год. Кострома. 1912. Стр. 75.

[xxxii] http://fotopaterik.org

[xxxiii] КЕВ. 01.05.1913. № 9. Отдел неофициальный. Стр. 281-293.

[xxxiv] Справочная книжка по Костромской губернии и календарь на 1915 г. Стр. 64.

[xxxv] Костромской церковно-общественный вестник. 22.08.1917. № 7. Стр. 53.