В начале июня Москва была украшена плакатиками "Времена и Эпохи", Московский исторический фестиваль. Как "почетный посетитель" фестиваля с 2018 года (а первый фестиваль провели в 2011 году!) я предвкушала огромное культурно-ощущательное удовольствие. Не могу назвать более точно, но это был такой прекрасный сплав истории, культуры, зрелища, знаний, умений, мастерства.....
Например, в позапрошлом (2022 году) фестиваль проходил под девизом "Победы России"
Если вы не фанат реконструкторства, поясняю на словах. "Реконструкция" - очень специфический вид коллективной культурной деятельности. Люди, увлеченные определенной эпохой, исторической личностью, стилем, событием - как правило объединяются в группы и просто таки живут в любимом ими времени, перевоплощаются в современников "их родной" эпохи.
Вот, например, "Кузница Велунда" - ребята, увлеченные эпохой викингов. Но они представляют викингов - не разбойников и грабителей, а искусных мастеров. Куют аутентичные средневековью металлические изделия и проводят мастер-классы по кузнечному делу.
Есть люди, влюбленные в рыцарство с его турнирами и трубадурами. Есть фанаты наполеоновских войн, причем во многих странах, не только в России и во Франции.
Во многих древних европейских городах фестивали и выступления реконструкторов являются культурными и туристическими достопримечательностями. Скромный автор этих строк с удовольствием вспоминает, как чешские реконструкторы разыгрывали на Градчанах (Прага, Чехия) рыцарский турнир во всех его подробностях. У каждого рыцаря был не только свой костюм, шлем и щит с гербом, но уникальный характер, индивидуальная физиономия, по их поведению можно было придумать целую предысторию -кто таков, откуда родом, как воспитывался и так далее.
И вот, наконец, реконструкторское движение пришло к нам в Россию. У нас появились целые группы "участников" Куликовской битвы, Северной Войны, "птенцов гнезда Петрова", красногвардейцев и белогвардейцев, ну и, разумеется, воинов Великой Отечественной.
В общем, вы понимаете, каждого фестиваля "Времена и эпохи" я ждала с нетерпением и вожделением, предвкушая удовольствие.
Коломенское - большой парк, спускающийся к Москве-реке. Там есть и поля, и рощицы, и холмы.... На время фестиваля там раскладывали шатры реконструкторы - "римляне", "скифы", "варяги", "викинги", "петровские солдаты", "воины" Первой Отечественной и Первой Мировой ...... Все это пестрое воинство несколько дней жило под открытым небом у всех на виду. Варили походную кашу, показывали как прясть, плести веревки, стрелять из лука... А какие бои-реконструкции проводились в долине Коломенского, рядом с холмом, на котором с утра уже занимали места современные горожане, целыми семьями!
Кажется, два года назад, во время пресловутой Короны, сборища были отменены, и это правильно - нечего разводить заразу. В прошлом году фестиваль возобновился, но проходил уже так.... вяленько, я бы сказала. По известным причинам, видимо, нельзя было проводить и показывать боевые зрелища. А просто сами по себе реконструкторы, мирно сидящие, или прогуливающиеся рядом со своими палатками, не столь интересны сами по себе, вне исторического контекста, так сказать.
В этом году в Коломенском ничего не было. Ну и что, сказала я себе, и стала изучать карту локаций фестиваля. Выбрала для себя Чистые пруды - там должен был быть представлен "Серебряный век".
Выхожу из метро. Вижу прямо перед собой Александра Сергеевича Грибоедова. Вспоминаю при этом, почему то не столько бессмертную комедию, например актуальное "шел в комнату - попал в другую", а кое-каких персонажей, угнездившихся когда-то в "Грибоедове", ресторане при Массолите.
Чуть слева от Грибоедова виднеется колокольня той самой знаменитой Меншиковой башни. Первое здание петровского барокко в Москве. После того, как идейный вдохновитель и основатель храма, Александр Данилович Меншиков, отбыл из Москвы в Петербург на губернаторство, храм с башней перешел во владение масона Измайлова и был украшен масонскими символами. А какой необычный купол венчает башню! Знающие люди считают, что это или символ горящей свечи, или даже папская тиара.
Прямо у входа на Чистопрудный бульвар - стенд, где популярно и с картинками разъясняются истоки нескольких народных выражений. Вот уж не думала, что пришли времена, когда это надо кому то объяснять, мы это как то с детства знали.
Людей на бульваре хватает. Но люди именно гуляют, дышат воздухом, общаются, а не так чтобы специально пришли на локацию реконструкторского фестиваля. Я все иду, а фестиваля все нет....
Наконец, показались какие то палатки. Но это были не реконструкторы, а старьевщики антиквары. В нескольких палаточках всем желающим предлагались винтажные вещицы разной степени историчности и стоимости. От рюмочек семидесятых годов, до серебряных приборов и брошек начала века.
Красиво, интересно, но причем тут "Времена и эпохи"? Только - что это все не из нашей эпохи...
Кое-что историческое, все таки удается время от времени увидеть, но такое впечатление, что это чуть ли не случайность "на этом празднике жизни".
Ну да, вот стенды с образцами одежды начала двадцатого века. К чему тут эти стенды, я так и не поняла.
Это уже интереснее, все таки - живые люди в аутентичных костюмах, ходят, общаются.
На этой нотке реконструкторско-историческая часть окончилась, дальше была просто прожаренная, пыльная, но все равно прекрасная Покровка. Люди приходят на Чистые пруды просто погулять, посидеть, кто-то ловит рыбу, не знаю, удается ли что нибудь поймать.
Узнаете это белое здание? Театр Современник. Алла Покровская и Евгений Мягков, Галина Волчек и Олег Ефремов. Прекрасный как сказочный король Михаил Козаков и огненный Олег Табаков. Гафт, Дорошина, Даль, Лаврова, Гурченко, Богатырев - имена, которые помнят и любят миллионы людей по сей день. А сейчас директором Современника стал Владимир Львович Машков. Что-то будет?
В Москве сейчас китайцы везде. Много их было на Поклонке, на Чистых тоже нашелся. На ходу давал интервью, а может записывал, с помощью девушки, ролик для ютуба. Я немного послушала - китаец на дурном, но бойком русском вещал, что сейчас без русского языка никуда. Особенно в Китае. Видимо, через какое то время должна была быть ненавязчивая реклама -"Если вы позвоните в течение 30 минут, я дам вам скидку со своего курса"....
Вот еще одна историческая красота. Доходный дом, построенный купцом-старовером Рахмановым. Знаете, что такое "доходный дом"? Это девелоперский проект для "понаехов", в основном в Москву и в Питер почти двухсотлетней давности.
С отменой крепостного права деловая и политическая жизнь в России забурлила. Множество народу приезжало покорять столицы, искать выгодной работы, трудиться по временным контрактам. Пока чиновник, адвокат, врач, модный художник не "оперился" и не приобрел собственную квартиру (а то и домик) в Москве - он снимал квартиру в одном из доходных домов.
Квартиры в доходном доме предоставляли оптимальный уровень комфорта - они были полностью снабжены мебелью, уборкой и услужением (принять посетителя, подать чай, помочь барыне одеться, например) специально обученных людей. Там же можно было, за отдельную плату, столоваться, или хотя бы заказывать самовар с чаем. Жить в квартире доходного дома было немного дешевле, чем в гостинице, потому что квартиры сдавались, как правило, на несколько месяцев, а то и лет.
Возвращаемся в 21 век. С Чистопрудного бульвара сворачиваю на Покровку. Уличное кафе, стеклянные витрины подняты, люди сидят как бы в помещении, но как бы и на улице.
Чуть дальше - белорусский ресторанчик домашней кухни. Цен, к сожалению, нет. Позабавило чисто белорусское блюдо "цезарь" с национальным белорусским овощем помидором.
Напоследок - сюрприз.
Кто читал "Детскую книгу" Акунина* - возможно помнят описание переулков и внутренних двориков старой Москвы, откуда мог открыться портал в прошлое. Вот он мне и открылся.
У меня даже дух перехватило от неожиданности и красоты. Дом построил для себя богатый "московский гость", купец Иван Сверчков. Сверчковы - именитого старинного рода, в родне с Вельяминовыми и Годуновыми. Пережили опалу, стали из бояр - купцами, корона не слетела.
На заднем плане рисунка - красивейшая церковь Успения на Покровке, которую не тронул Наполеон, так она была хороша. Будущий академик Лихачев, увидев ее в молодости, не мог сдержать слез восторга. А в ноябре 1935 года Моссовет постановил : "«Имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке, церковь так называемую Успения по Покровке закрыть, а по закрытии снести»...... Говорят, сейчас покровскую церковь собираются восстановить, благо предусмотрительные (и очень опечаленные решением властей) архитекторы тщательно обмерили здание и зафиксировали все ее параметры.
Последнее фото в нашей экскурсии. Дом напротив палат Сверчкова. Судя по открытым окнам и предметам домашнего обихода - в нем обитают местные жители. И, видимо, не сказать чтобы очень шикарно. Да! Нашла одно объявление о продаже квартиры в этом доме, вот оно:
Как видите, с фасадной части дом выглядит вполне презентабельно. И место историческое, и потолки, наверняка, высоченные.
Вот! На сегодня все, экскурсия окончена. Фестиваля "Времена и эпохи" я практически не ощутила, зато с огромным удовольствием прошлась по Чистым прудам, Покровке, Кривоколенному и вышла через Мясницкую и Большой Черкасский к Красной Площади. И это были мои личные времена и эпохи .
----------------------------------
** иноагент