Найти тему
Логопед и Я

Советы логопеда. Звук [К]. Что должен уметь ребёнок, чтобы научиться произносить звук [К].

Уважаемые взрослые! Если Вы заметили, что у Вашего ребенка есть трудности произнесения звука [К] - эта статья для Вас. Часто вместо звука [К] ребёнок произносит звуки [Т], [Х], [П].

Давайте разберёмся почему так происходит.

-2
В норме каждый звук появляется в определённый возрастной период

Звук [К] это звук раннего онтогенеза и в норме появляется в возрасте 1,8-2 года. Появление звука на уровне нижней границы, это повод для радости, а отсутствие звука на уровне верхней границы – повод для беспокойства и обращения к логопеду....

-3
Каждый звук требует определённого положения органов артикуляции( язык , губы , зубы, нёбо, щеки) и направления воздушной струи.
Адрес картинки;https://present5.com/presentation/16772357_437065280/image-24.jpg
Адрес картинки;https://present5.com/presentation/16772357_437065280/image-24.jpg

По месту образования звук [К] относится к заднеязычным звукам (корень языка поднимается вверх назад и плотно прилегает к нёбу). Трудности с произнесение звука [К] могут возникнуть у ребёнка, если есть особенности строения нёба (очень высокое и узкое), нарушена способность языка двигаться назад вверх из–за повышенного или пониженного тонуса, который может наблюдаться в любой части языка. Не сформирован правильный выдох.

Произнесите звук [К], почувствуйте, как корень языка поднимается вверх назад и плотно прижимается к нёбу, а кончик языка находясь внизу отодвигается от нижних резцов вглубь. А теперь резкий выдох, в момент которого корень языка слегка опускается. Получилось?

Если ребёнок не может произнести звук, значит что-то пошло не так.

-5

Давайте разберёмся почему малыш вместо звука [К],произносит [Т]

Улыбнитесь, разомкните зубы, широкий кончик языка уприте в верхние резцы. Следите, чтобы корень языка не поднимался и не смыкался с нёбом. Попробуйте в таком положении произнести первый звук в слове КОТ. Что получилось? - [ТОТ].

Вы заметили, что в этом случае язык движется не назад, а вперёд?

-6

Давайте разберёмся почему ребёнок вместо [К] произносит звук [Х].

Улыбнитесь, разомкните зубы. Кончик языка опущен и отодвинут от нижних зубов, корень языка приподнят и задвинут к задней стенке, но к нёбу не прижимается. Произнесите в таком положении первый звук в слове КОТ. Что получилось? - [ХОТ].

Вы заметили, что в этом случае нет необходимого подъёма корня языка к нёбу?

-7

Давайте разберёмся почему ребёнок вместо [К] произносит звук [П].

Разомкните зубы, язык лежит внизу за нижними резцами, не прикасаясь к ним. На начальном этапе губы сомкнуты, но под давлением воздушной струи размыкаются. Произнесите в таком положении первый звук в слове КОТ. Что получилось? - [ПОТ].

Вы заметили, что в этом случае язык вообще не работает. Всю работу выполняют губы?

-8
Чудес не бывает, или если сказать по-другому: «Без труда звук не появится».
Если звук не сформировался самостоятельно, для его появления и закрепления в речи необходимо будет приложить усилия.

Вы уже знаете, что произнесение звука [К] невозможно без правильного положения корня и кончика языка. Но это еще не все.

Необходимо сформировать сильный выдох, уметь правильно направлять воздушную струю, которая, выходя через ротовую полость, взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким небом. А также очень важно научить ребенка слышать звук, различать и выделять его среди похожих. Не умея правильно произносить звук [К] ребенок приспосабливается, использует для замены другой похожий, по его мнению, звук из тех, которые получаются. Если вовремя не исправить этот дефект произношения он может закрепиться не только на уровне произношения, но и слухового восприятия. И в будущем негативно отразится на письме.

Конечно, если есть такая возможность, необходимо обратиться за помощью к учителю -логопеду. Специалист определит причины и подберёт способы преодоления нарушения, необходимые для работы именно с Вашим ребенком (индивидуальный подход). В этом случае от вас потребуется четкое выполнение заданий и рекомендаций.

-9
Поддержка интереса и положительного отношения к занятиям.

Несмотря на то, что постановка и автоматизация звуков требует от ребенка терпения, усилий, сосредоточенности на конечном результате, необходимо учитывать тот факт, что основным видом деятельности дошкольника является игровая деятельность.

Поэтому, наиболее эффективными, не вызывающими отрицательные эмоции будут задания, содержащие игровые элементы, сюрпризные моменты, возможность озвучить героя. Очень важным на этапе автоматизации звуков является ненавязчивый контроль со стороны взрослых.

И волшебные слова:

  • Давай вместе…
  • А у меня правильно получается ...?
  • Покажи еще раз как надо…

Это те слова, которые помогут взрослому включить ребенка в работу незаметно для него самого...