Привет, Дзен!
Первым популярным мессенджером ICQ назвать трудно — в нулевых бóльшим спросом пользовался MSN (позднее - Windows Live Messenger), но свой кусочек аудитории "Аська" имела. 26-го июня VK закрывает мессенджер — спустя 27 лет беспрерывной работы. "Шестизнак", статусы, куча неофициальных клиентов — уже история. Хороший повод вспомнить, как развивался мессенджер и какие эмоции он успел нам подарить.
Щепотка истории
Изначально проект был чат-клиентом, созданным в 1996-ом году компанией Miralibis — её основали четыре израильских школьника. Уже через два года за проектом пришла американская компания AOL и выкупила его за 407 миллионов долларов — "Аська" бурно развивалась. В 2010-ом году мессенджер стал российским — его приобрела Mail.ru Group (сейчас известна как VK), после чего из одних рук в другие он уже не переходил.
UIN и полная анонимность
При регистрации в ICQ изначально не были нужны ни номер телефона, ни аватарка, ни имя с фамилией или другие личные данные. UIN в виде специального номера из цифр и любой ник — на этом из данных всё. UIN выдавался каждому пользователю, по нему можно было находить других пользователей и добавлять их в список контактов — всё это несмотря на практически полную анонимность. Больше всего ценились шестизначные UIN ("шестизнаки"), их часто даже воровали и продавали.
Долго такая система, понятное дело, существовать не могла: с 2018-го года UIN в ICQ былого значения уже не имел — аккаунты при регистрации привязывались к номеру телефона, как и в других популярных мессенджерах. Деанонимизация победила. Причём настолько, что после полугода отсутствия в Сети, аккаунты из ICQ попросту начали удаляться без возможности восстановления.
Мессенджер для всех платформ
Большим плюсом "Аськи" был протокол OSCAR — на нём сторонние разработчики писали свои ICQ-клиенты, доработанные и приправленные фирменными фишками. В начале нулевых, например, по такому принципу работал клиент Miranda: он был максимально упрощён в сравнении с оригинальной ICQ. А в 2005-ом был выпущен QIP — наоборот, напичканный клиент для Windows со своими статусами и особыми настройками.
Я же впервые застал "Аську" в образе Jimm — клиента для Java-телефонов, который в то время работал даже на моём старичке Siemens C65. Для него можно было создавать свои сборки и разукрашивать их на свой вкус. Статусы в "Аське" были способом выделиться в списке контактов. Смайлики-колобки — это вам не современные эмодзи. А звук входящего сообщения, да ещё и долгожданного... Тёплые воспоминания. Уже молчу о том, что написание сообщений на маленькой клавиатуре телефона было целой историей. В современных мессенджерах вся эта магия улетучилась.
Современная ICQ до закрытия
Улетучилась магия и из современной "Аськи" — проект потерял свой шарм и превратился в типичный мессенджер, который в народе не используется уже давно. Он стал полностью корпоративным — люди переписывались и созванивались в нём именно по работе. И это при том, что ICQ не отличается от того же Telegram — в "Аське" уже и боты с каналами появились, не говоря о звонках и стикерах. Если есть популярный Telegram, то к чему людям вообще ICQ?
Закономерный итог — закрытие проекта. Большого смысла содержать "Аську" только как корпоративный мессенджер, видимо, немного — именно поэтому VK "перегоняет" пользователей в рабочий мессенджер VK WorkSpace. Хотя "Аськой" можно было бы заменить тот же WhatsApp, хотя бы в плане рабочих чатов. Не срослось.
Какой мы запомним "Аську"?
ICQ — уникальный пример мессенджера. Уникальный он просто потому, что стал первым полноценным мобильным средством связи через интернет. Как принято говорить об "Аське" — люди в ней и развлекались, и знакомились, и даже будущих жён/мужей находили. И это при полной анонимности, без кучи фотографий и аватарок в профиле. И это нас не пугало, а даже наоборот притягивало, отчего становилось уютно. Такого больше не будет. Оттого воспоминания теплее.
А вы успели застать "Аську"? Жалеете о её закрытии?
Буду рад вашей поддержке в виде лайка статье и подписки на канал. Также приглашаю в мои каналы Telegram и YouTube, ссылки на них есть в шапке профиля.