Найти тему
Дарья Коршун

Философия всеединства, "Софийность". В.С. Соловьев как философ

Владимир Сергеевич Соловьёв – имя, которое вызывает ассоциации с глубокой философией, религиозным экстазом и неутомимой жаждой синтеза.  Он был одним из самых ярких и противоречивых мыслителей  России конца XIX - начала XX века,   философом, богословом, писателем, поэтом,  предтечей  русского  символизма. Также он является родоначальником философии всеединства (софиологии), то есть дает начало мышлению, известному такими именами, как: Сергей и Евгений Трубецкие, Булгаков, Флоренский, Франк, Карсавин. Его идеи,  полные  драматизма и пафоса,  до сих пор будоражат умы и вызывают споры.

Соловьёв родился в 1853 году в Москве в семье известного историка. С юных лет его отличала страсть к знаниям и глубокая религиозность.  Он учился в Московском университете,  изучая философию и юриспруденцию,  и уже тогда  проявил себя как   одаренный  мыслитель,   способный  к  самостоятельному  творчеству.

-2

От "Критики отвлеченных начал" к "Смыслу истории": Путь Соловьева

Первые  работы  Соловьева были посвящены  критике  отвлеченных начал  и  рационализма. "Критика отвлеченных начал" – это отдельные моменты всеединой истины, отчужденные от нее. Философская работа Соловьева сводится к их возвращению в живое единство. Цельная христианская философская система: этика, политика, экономика, гносеология, онтология. Всеединство есть вечная актуальность в Боге; мир есть Его инобытие, то есть Всеединство есть идеальная цель мира; переход от идеальности к актуальности, реализация Всеединства в мире есть суть мирового истории, есть Богочеловеческий процесс. В «Критике» уже есть «оправдание добра» в политико-экономической области выглядящая как «свободная теократия», а то и другое — как конкретные проявления Всеединства. Здесь мы увидим, как Соловьев критикует капитализм, буржуазию, как он описывает бедственное положение пролетариата, как намечает религиозно-нравственный идеал общества. Одно из самых интересных и важных достижений философии Соловьева — что такие вот феномены он разбирает в одном контексте с вопросами бытия и истины: единство метафизики и политики.

-3

Позже Соловьёв  перешел к  более  позитивной  философии,   в  которой   он   пытался   синтезировать   христианство   и   идеализм.  Он   считал,   что   истина   не   может   быть   достигнута   только   через   разум,   необходим   также   духовный   опыт. 

В  работе "Смысл истории"   Соловьев  представил  свою  собственную   концепцию   истории,   которая   должна   вести   к   созданию   Богочеловечества -  идеального   сообщества   людей,   объединенных   в   любви   и   духовном   единении.  

Соловьев и  "Софийность"

Центральной фигурой в философии  Соловьева  является  "София"божественная  мудрость,  которая  является "истинной   женой   Христа"   и   "душой   мира".   Соловьев   считал,   что   человечество   должно   стремиться   к   воссоединению   с   Софией,   что   приведет   к   восстановлению   потерянного   рая   и   установлению   царства   божьего   на   земле.

-4

«София» – удивительнейший текст. Всем известны «свидания» Соловьева с Софией. Этот текст полностью посвящен Ей и более того, в нем встречается «медиумическое письмо», где пишет уже не Соловьев, а сама София. Вообще это конечно вполне безумный текст, но, так или иначе, очень ценный. «София» — цельная метафизическая система (Бог, творение мира, мировой процесс, всеединство) и вместе с тем — цельная социальная система. Такие вещи как прогресс, атеизм, анархия выступает здесь как моменты Всеединства, Божественного процесса. То есть в этой странной теологической поэме выполнена главная задача политической теологии — увязывание в одной логике метафизики и истории.

В «Софии» первом крупном тексте Соловьева мы находим этот скрут: смех — метафизика — мистика — эрос — политика: специфический, чисто соловьевский перехлест: более важный может быть чем сама по себе соловьевская система; как вообще часто в философии сама постановка вопроса, сама констелляция тем важнее, богаче чем собственно сам ответ: ведь вопрос, вот это тематический скрут-перехлест обуславливает-включает конкретный ответ — но и тысячи других ответов: открывая-изобретая само это тематическое пространство, саму связку, сцепление тем, которое позволяет появиться этому и всем другим ответам.

Критика и  Наследие

Соловьев   был   фигурой   весьма   спорной.  Его  философия   вызывала  как   восторг,   так   и   отрицание.  Критики   обвиняли   его   в   мистицизме,   иррационализме   и   утопичности.  

Тем  не  менее,   наследие   Соловьева   огромно.  Он   оказал   значительное   влияние   на   русский   символизм,   религиозную   философию,   искусство,   литературу.   Его   идеи   актуальны   и   сегодня,   особенно   в   контексте   глобальных   вызовов,   стоящих   перед   человечеством.

-5

Заключение

Владимир  Сергеевич  Соловьев  был   не   просто   философом,   он   был   пророком,   мечтателем,   который   видел   в   будущем великое   и   прекрасное.   Его   идеи,   порой   непонятные   и   даже   пугающие,   заставляют   нас   задуматься   о   глубоком смысле   жизни,   о   роли   человека   в   истории,   о   возможности   создать   мир,   где   любовь   и   духовное   единение   восторжествуют.   

В   нашем   сложном   и   противоречивом   мире   философия   Соловьева   может   стать   источником   надежды   и   вдохновения.