Найти тему
Парламентская газета

В Счетной палате предлагают усилить ответственность за нарушения в бюджетной отчетности

  пресс-служба Совета Федерации
пресс-служба Совета Федерации

Сумма ущерба от нарушений и недостатков в сфере управления и пользования государственными деньгами и госсобственностью по итогам 2023 года составила более 2,1 триллиона рублей. При этом 1,6 триллиона из них приходится на нарушение требований к бюджетной отчетности. О том, что предлагается предпринять для снижения количества таких нарушений и на каких направлениях федеральные аудиторы намерены усилить работу в ближайшее время, 17 июня сенаторам рассказал глава Счетной палаты России Борис Ковальчук.

Больше всего нарушений — в сфере госзакупок

Встреча в Совете Федерации прошла в преддверии отчета Счетной палаты о деятельности за 2023 год — его на пленарном заседании Совета Федерации 19 июня представит недавно назначенный глава главного органа финансового госконтроля Борис Ковальчук. Свое «первое чтение» отчет прошел на заседании бюджетного комитета палаты регионов — забегая вперед, скажем, что документ был одобрен комитетом к рассмотрению Советом Федерации.

Борис Ковальчук, который за небольшой срок (его назначение Советом Федерации на должность руководителя СП России состоялось 14 мая 2024 года) сумел, как заявил глава бюджетного комитета Анатолий Артамонов, «встряхнуть» Счетную палату, отметил увеличение количества выявленных аудиторами нарушений и недостатков за 2023 год — всего по результатам 332 проверочных мероприятий выявлено 4849 нарушений и недостатков, что на 402 больше, чем в 2022 году. Большинство таких сбоев в управлении госресурсами зафиксировано в сфере госзакупок (772), при осуществлении государственных задач и функций (448), в управлении госсобственностью (422).

«Выросла и сумма ущерба от выявленных нарушений и недостатков — это более 2,1 триллиона рублей. При этом 1,6 триллиона приходится на нарушения требований к бюджетной отчетности», — сообщил Борис Ковальчук.

Такая большая сумма ущерба в системе государственного бухучета — более полутора триллионов рублей! — озадачила сенаторов. Первый замглавы бюджетного комитета Совета Федерации Сергей Рябухин, сам в прошлом федеральный аудитор, спросил Ковальчука: какие предложения есть у Счетной палаты, чтобы исправить ситуацию? Тот ответил, что такие предложения связаны с введением повышенной административной ответственности за недостоверное и неполное предоставление документов по отчетности в этой сфере. При этом Ковальчук немного успокоил сенаторов тем, что рост суммы ущерба связан и с объективными причинами — в целом растут объемы расходов и доходов федеральной казны.

Цифровизация в минус

Одним из главных направлений в работе федеральных аудиторов становится контроль за деньгами, выделяемыми для обеспечения технологического суверенитета России. Отвечая на вопрос сенатора Вадима Деньгина о том, что будут проверять здесь аудиторы в году нынешнем, Ковальчук сообщил: уже идут проверки станкостроительной и инструментальной продукции (металло- и деревообрабатывающие станки, линии автоматического производства для изготовления машин, оборудования и изделий), а также оборудования для производства мало- и среднетоннажной «химии» (краски, масла, стройматериалы). А в 2025 году, по словам главного аудитора, контроль за расходами на развитие технологий будет усилен. Причем проверять целевое расходование средств и эффект от таких вложений будут прежде всего через проверку выделяемых на эти цели госсубсидий.

Еще одна тема, касающаяся напрямую технологического суверенитета, — аудит цифрового развития и создания информационных систем. Здесь Ковальчук обратил внимание на факты использования в этой сфере недобросовестных компаний, а также привлечения субподрядчиков на полный объем работы. «При этом в ряде случаев приемка результатов осуществлялась без отчетной документации. А в некоторых случаях впоследствии информационная система даже не использовалась, что привело к признакам ущерба на сумму в два миллиарда рублей», — сообщил он.

Отдельно глава Счетной палаты коснулся того, как реализуются меры по цифровизации госуправления, — здесь проблемой, по словам Ковальчука, стало отсутствие четких критериев для отнесения информационной системы к государственной, а также то, что «не сформированы правила и единые формы описания состава и структуры данных для всех ГИСов, что ограничивает возможности их использования для принятия управленческих решений».

Аудиторы вернули в бюджет более 20 миллиардов рублей

Говоря о наиболее горячих направлениях госаудита в прошлом году, Ковальчук упомянул о проверках деятельности арбитражных судов. И конкретно — об организации работы с деньгами, поступающими во временное распоряжение таких судов. Систему такой работы Ковальчук назвал «трудозатратной, сложной и непрозрачной». По его словам, множество процедур не только снижают скорость процессуальных выплат, но и порождают условия для противоправных действий. В связи с этим Счетной палатой предложена Правительству и Судебному департаменту при Верховном суде РФ схема оптимизации распоряжения указанными денежными средствами. Одновременно Ковальчук отметил большую востребованность у органов власти рекомендаций, которые дают аудиторы для исправления нарушений, — из более чем пятисот таких советов 469 подсказок финансовых контролеров в 2023 году было выполнено.

Еще один акцент, который сделан в отчете Счетной палаты за 2023 год, касается аудита доходов госказны. Как сообщил Ковальчук, по результатам проверок в бюджет было дополнительно перечислено 20,3 миллиарда рублей, из которых 12,3 миллиарда — это выявленное необоснованное применение пониженной ставки НДС, 7,7 миллиарда — это довзыскание не включенных лицензионных платежей в таможенную стоимость. Он также отметил, что по рекомендациям Счетной палаты были предприняты меры, повысившие уровень доходности госказны. В качестве примера главный аудитор привел корректировку коэффициента при проведении крабового аукциона (с 0,25 до 0,6) — эта мера, рекомендованная аудиторами, только в 2023 году принесла в бюджет дополнительно 119 миллиардов рублей. «Это как раз те показатели, которые мы не учитываем базово в общем объеме средств, которые возвращены в бюджет. Но их выполнение приводит к существенному росту доходов», — резюмировал Борис Ковальчук.