В ноябре 1981 года за доведение до самоубийства студентки Марины Березуевой был осужден на 4 года лишения свободы Анатолий Павлович Андреев, директор магазина и депутат районного исполнительного комитета Петродворцового района г. Ленинграда. Однако, после оглашения приговора он не был взят под сражу и этапирован в колонию.
Почему? Полагают, что причина была связана с тем, что в это дело вмешался другой высокопоставленный народный избранник и очень влиятельный человек - депутат Верховного Совета РСФСР и первый заместитель министра внешней торговли СССР Юрий Леонидович Брежнев, сын Генерального секретаря КПСС. В 1980 году он выдвигался в депутаты Верховного Совета РСФСР именно от Петродворцового района.
3 мая того же 1980 года студентка физико-математического факультета ЛГУ Марина Березуева зашла в магазин № 47 купить хлеба и картофеля. Продавщицы заподозрили ее в краже (в ее сумочке обнаружили пакеты с сыром и колбасой, приобретенные в соседнем универсаме) и потащили к директору магазина Андрееву. Тот сразу обвинил ее в воровстве и заявил, что сообщит об этом в университет, хотя при желании для него не составляло большого труда выяснить, где именно студентка купила сыр и колбасу.
Подробное описание противоправных действий А.П. Андреева можно прочесть не только в материалах дела, но и в публикациях журналиста Евгения Богата, который обоснованно отмечал - двух-трех минут было достаточно для того, чтобы удостовериться в том, что девушка не совершала кражи. Но Андреев не стал этого делать. Е.М. Богат писал:
"Он мучил ее с удовольствием. Андрееву казалось, что их трое: он, верная ему заведующая гастрономическим отделом и воровка, которой никто не поверит. Но было их четверо. Уборщица Тигина, мать пятерых детей, мыла пол в коридоре у кабинета и услышала полудетский захлебывающийся голос:
— Что вы делаете, я хочу учиться, я жить хочу.
Подойдя поближе, она дерзнула заглянуть в кабинет и увидела: девушка упала перед Андреевым на колени.
Для нее, домашней, восемнадцатилетней, мир перевернулся, ей казалось, что теперь все потеряно: честь, университет, будущее.
Она упала на колени, повторяя:
— Я жить хочу, я учиться хочу.
Из показаний Тигиной на суде:
«Съежившись на коленях в комок, она тихо так спросила: „Что же мне делать теперь? Вешаться?“ А Андреев ей ответил: „Вешайся, жалко, что ли“...(1).
Через два часа девушка бросилась вниз с балкона на 9 этаже. В заключении посмертной судебно-психологической экспертизы отмечалось, что на этот роковой шаг повлияли ее индивидуально-психологические особенности: "положительные социально-общественные и трудовые установки личности, высокий моральный облик Березуевой и такие особенности ее характера, как высокая степень чувства собственного достоинства, честолюбие, гордость, повышенная внимательность, ранимость, ее темперамент, высокий интеллект, позволявшие Березуевой со всей отчетливостью увидеть все последствия, которые могли быть в случае осуществления намерений Андреева добиться ее исключения из университета».
А.П. Андреев был обвинен в доведении до самоубийства (статья 107 УК РСФСР). Рассмотрение дела тянулось более года. 9 ноября 1981 года А.П. Андреев был приговорен к четырем годам лишения свободы, Шманева, заведующая гастрономическим отделом, получила три года.
Пока это дело рассматривалось, в различные инстанции, в том числе в суд, и в прокуратуру поступали просьбы, пожелания и рекомендации. В основном, - устные. Но были и письменные. Вот ответ на один из запросов в прокуратуру депутата Ю.Л. Брежнева:
«Уважаемый Юрий Леонидович! Сообщаю, что по приговору Ленинградского городского суда от 09.11.81 года депутат А.П. Андреев признан виновным в доведении до самоубийства 18-летней Березуевой и осужден на 4 года лишения свободы. Считаю такой приговор справедливым».
Подписал этот ответ прокурор г. Ленинграда Сергей Ефимович Соловьев. Ему пришлось тогда испытать серьезное давление, которое продолжалось и после рассмотрения дела.
Как уже сказано, после оглашения приговора суда осужденный не был взят под стражу и отправлен в колонию. Евгений Богат писал: "Дело ограничилось его понижением в должности. Подобного правового казуса ни до, ни после 1981 года не знала вся мировая юридическая практика. Таким образом, власти вновь предложили прокурору Ленинграда серьезно задуматься и, наконец, уже смириться. Но смирения они не дождались".
С.Е. Соловьев был не из тех, кто сдавался без боя. Его неподкупность и принципиальность были известны в Ленинграде. С 1958 до 1964 года он занимал должность председателя Ленгорсуда, а потом возглавил городскую прокуратуру. Характерным в этом отношении было дело, возбужденное в 1964 году Смольнинским РУВД г. Ленинграда в отношении сына секретаря обкома КПСС по промышленности. Он обвинялся в жестоком избиении курсанта военного училища. Обвиняемый вину признавал, но вел себя вызывающе, будучи уверенным, что папа решит проблему и вытащит сына из беды. При утверждении обвинительного заключения и передаче дела в суд следователь Прокофьев высказал свои опасения прокурору Ленинграда и тот заявил, что сын секретаря обкома партии ничем не отличается от простого смертного и должен понести ответственность за содеянное.
Что касается осужденного депутата А.П. Андреева, то он был взят под стражу и препровожден в колонию, только после статьи журналиста Евгения Богата в «Литературной газете» от 21 июля 1982 года. Верховный суд РСФСР, рассмотрев это дело в кассационном порядке, оставил жалобы Андреева и его адвоката без удовлетворения...
А еще через несколько месяцев скончался Леонид Ильич и началась новая эпоха...
(1)Е. Богат. Четвертый лист пергамента: Повести. Очерки. Рассказы. Размышления. 1982 г.
Мой Telegram-канал: https://t.me/zabgeroi
Мои книги: https://ridero.ru/books/catalog/?q=Вячеслав%20Звягинцев&offset=0