Найти в Дзене
На метле

"Не ходите, девки, замуж..."

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

Жаркое летнее солнце лениво уходило в закат. Земля дышала паром и влагой, к маленькой извилистой речушке подтягивался народ. Был разгар "зелёных святок".

Так уж повелось, что накануне Троицы собиралось всё село на праздник: девушки украшали молодые берёзки, плели венки и гадали на суженых. Устраивались весёлые игры, хороводы и развлечения, а старики в тенёчке делились разными байками и историями.

Вот уж где раздолье было для деда Матвея! Баек в его закромах памяти было столько, что можно без перерыва слушать до самого утра, да и рассказчик из него отменный: всё мог не только рассказать, а ещё и в лицах показать.

Зрителей собиралось всегда большое количество. Вот и в этот раз, притомившиеся сельчане стали потихоньку устраиваться вокруг деда Матвея.
Выждав театральную паузу, дед Матвей убедился, что слушателей набралось достаточно, приосанился и неспешно начал свой сказ:

"Вон молодёжь гадать пошла. Да только то и не гадание вовсе, а сплошная хохма. Не сурьёзно к делу подходят, без души. Сейчас молодёжь всё в своих интернетах сидят, да замуж не торопятся.

Слухай, я тебе скажу, как единожды две девки решили женихов себе нагадать... Уж так им замуж охота сходить было, что суженых готовы были из под земли выгадать. Шутка ли дело: каждая ужо пятнадцатый годок разменяла, а всё ещё не сватаны. Непорядок.

Хоть и страшно было до жути, да только решились они на самые что ни наесть сурьёзные меры. "Детские" гадания со свечами и прочую дребедень оставили малолеткам, а сами в баню пошли.

В бане-то по тем временам ещё водились всякие нечисти. А Банник, по рассказам старших, мог и вовсе до смерти веником захлестать. Но если уж выбирать между суровым Банником и перспективой старой девы, то лучше рискнуть.

Да и девки не робкого десятка были: могли сами и дров заготовить, и воды натаскать, и отпор, ежели чего, дать. В общем, отпросились они у родителей на "вечёрки" с ночевой в сенцы, натопили баню и стали ждать когда стемнеет...

Мать одной из них - тётка Дуся, им блинов напекла, молока парного припасла. Сама ведь девкой была: когда ещё как в не в молодости тешиться? Пусть чудят.

Совсем уже было спать собралась, только слышит дикие крики со двора. Бегут девки домой белые как мел, орут на два голоса. Еле успокоила их тётка Дуся, чтобы причину узнать. Едва отдышались и снова реветь на два голоса.

Оказывается, пошли они, как их и учили старшие товарки, в баню на суженых гадать. Дело-то деликатное, все знают: надобно оголённую пятую точку своего тела в открытую дверь бани засунуть и ждать. Коли коснётся тебя рука мохнатая, значит жених богатый будет, голая рука - знать бедняк сосватает, а если вообще ничего - не видать девке замужества!

Самая смелая первой пошла. Ждёт родимая, а никто её шупать за мягкое место не хочет. Девка в слёзы: замуж - то охота пуще прежнего, а тут её подруга подгоняет, своей очереди ждёт. Так тихо и переругивались они в дверях. Наконец первая освободила место, сидит и рыдает в рукав, на её место вторая пошла...

Только расположилась в дверях поудобнее, так ей как из бани мощный пинок по заду прилетит! Та от неожиданности прямо в в соседнюю поленницу и улетела..

Дальше бежали они в сторону дома с такими воплями, что всю деревню побудили. От нечистой силы у мамки в доме схоронились. Даже замуж расхотелось! Так-ту, молодёжь, бывает."

-2

-Дед Матвей, а что там в бане -то было? Неужели сила неведомая? Расскажи!

"А дальше вот как дело было: пока тётка Дуся девчонок в чувство приводила, не заметила, что старый её свёкор - почтенный Степан Петрович, будучи глухим и подслеповатым, куда-то исчез с печи. Нету старика! Побежала его кликать, а тот идёт ещё белее, чем девки до него прискакали. Воздух ртом хватает, за сердце держится и рассказывает:

"Дуська, прости старика! Взял я тут у тебя из упечи пузырь, да решил на сон грядущий испить для здоровья. А чтоб ты не заприметила, пошёл в баньку, да и уснул - в тепле разморило. Проснулся - на улице темно, в бане хоть глаз выколи.

Только слышу с улицы возня какая-то. Дверь потихоньку отворилася, а в ней... Не поверишь! Стоит гном - росточком небольшой, а щёки вооот такие! И смотрит на меня. Я на него. Минута проходит, другая... Я замер. Сижу и не двигаюсь от ужаса. Посмотрел на меня гном ещё пару минут и вышел.

А слышу не уходит, с кем-то беседы ведёт за дверью. Ясно дело, что за моей старой шкурой пришёл. Я, конечно, старуху с косой как-то иначе себе представлял. Решил, что если это чудо опять вернётся, я просто так не сдамся- не зря ведь военную службу нёс, навыки самообороны помню ешшо.

Только настроился я на решительный отпор, как дверь скрипнула и снова гном заходит... Ну я размахнулся и прямо по нему ногой как дам! Гном завизжал и исчез, а я ещё долго в бане сидел, выйти наружу боялся.

Дуська, ты уж прости дурака старого, забери назад пузырь проклятущий: вот ведь до какого греха довёл. Ведь всяк же знает, что нельзя в баню потемну ходить." - плакал горючими слезами почтенный Степан Петрович.

-Дед Матвей, уж больно ты всё расписываешь, как будто сам там был. Признайся, придумал ведь?

"Вот балаболы окаянные! Да всё так и было. Девка-то, которой было суждено без жениха остаться после того гадания - моей женой оказалась в дальнейшем. Она мне всё и рассказала на старости лет, всё под чистую со смехом выложила.

С тех самых пор, не верила она до самой своей кончины, не единому гаданию. Да только что я вам скажу: зато я поверил. Потому как свою бабку я тоже себе нагадал. Да-да. Как-нибудь расскажу. Потом.

Устал я, утомили вы меня своими байками, вам бы только языками чесать. "

"