«Хулигана «неудом» не напугать»: что думают ставропольцы о возможном возвращении в школы оценок за поведение
В школу могут вернуться оценки за поведение. С такой инициативой выступил председатель Совета по правам человека при президенте России Валерий Фадеев. По его мнению, это поможет учителям справляться с хулиганами, буллингом и хамством. Что об этом думают ставропольские школьники, педагоги, родители и психолог, узнала «Победа26».
На успеваемость не влияет
Как рассказали корреспонденту «Победы26» в министерстве образования Ставропольского края, сейчас выставление оценок за поведение не регламентировано региональными документами. Это могут делать в отдельных случаях в рамках воспитательного процесса.
«Образовательная организация в рамках воспитательного процесса в качестве инструмента предупреждения и выявления совершения ребёнком нарушений правил внутреннего распорядка может выставить такую оценку в дневник. При этом процедура не оказывает никакого влияния на его текущую успеваемость по предметам»,
— отметили в краевом ведомстве.
Однако в случае принятия решения о введении оценок за поведение министерство рассмотрит инициативу на региональном уровне.
Педагог начальных классов одной из школ Ставрополя Мария Кудряшова считает, что оценки за поведение могут влиять на детей с первого по четвёртый класс. Они научат их вести себя в обществе, будут дополнительно стимулировать и положительно повлияют на самооценку. Но даже в этом случае есть нюансы.
«В целом идея хорошая, но насколько она будет хороша на практике, не могу сказать. Ведь есть дети с особенностями поведения, расстройствами. Как быть с ними? Не уверена, что это хорошо отразится на них»,
— добавила Мария Кудряшова.
С тем, что такую систему оценивания можно ввести в начальных классах, согласилась и ставропольчанка Ксения Дарган. Она подчеркнула, что с первого по четвёртый класс дети ещё учатся себя вести и будут прислушиваться к мнению учителя. Однако в старших классах это вряд ли поможет.
«Вопрос неоднозначный. Я думаю, что для старших классов этот способ не сильно поменяет ситуацию, потому что они уже взрослые и понимают, что при поступлении в вуз или техникум на оценки за поведение никто не посмотрит»,
— сказала Ксения Дарган.
Однако некоторые родители считают, что и для младшеклассников такой подход неэффективен и даже вреден. К примеру, мама третьеклассницы Татьяна Климова убеждена: такие механизмы — способ манипуляции или даже злоупотребления полномочиями для учителя, неспособного выстроить диалог с детьми и завоевать авторитет.
«Да, на коротких дистанциях «кнут» для кого-то может быть эффективнее «пряника», но будут ли в дальнейшем дети уважать такого учителя? Сомневаюсь»,
— говорит ставропольчанка.
«Это будет необъективно»
Некоторые ставропольские школьники, с которым корреспонденту «Победы26» удалось побеседовать, выразили негодование по поводу новой инициативы. Они считают, что главная проблема — в возможной необъективности оценок.
«Я против. Это будет необъективно. Наказывают зачастую и невиновных просто за то, что они стояли рядом. Очень часто в школе наказывают весь класс, хотя большая часть вообще была ни при чём»,
— поделилась мнением десятиклассница Екатерина Кузёма.
Старшеклассник Даниил Кириченко назвал инициативу бессмысленной. Он уверен, что оценки никак не повлияют на поведение, даже если они будут плохими.
«Такие оценки бессмысленны. Ведь те, кто плохо себя ведёт, даже с плохими оценками всё равно продолжит так себя вести. Оценки за поведение — это просто формальность, которая ни на что не влияет»,
— отметил Даниил.
Некоторые школьники равнодушно отнеслись к инициативе об оценках по поведению. Восьмиклассница Алина Картавых отметила, что в её классе дети хулиганят нечасто, и такие ситуации устраняются путём выговора от директора или разговора с родителями.
«Я отношусь к этому нейтрально. Лично у меня с поведением проблем нет. А если хорошие оценки будут влиять на какие-то предметы или общий зачёт, то они не помешают. А вообще они не имеют значения»,
— добавила Алина.
Кому важна оценка?
Психолог Ольга Мищенко утверждает, что такие особенности поведения подростков, как хамство, хулиганство и буллинг, — следствие изменения иерархии, неизбежной и естественной при взрослении ребёнка. Это начинается примерно с десяти лет.
«Дети в этом возрасте начинают проявлять себя, защищать свои интересы. До десяти лет иерархия авторитета у детей выстроена вертикально: как сказал родитель, учитель — так и правильно. А после десяти иерархия перестраивается горизонтально. Это означает, что ребёнку становится важно, кто он среди других, равных себе. Отсюда и проявление себя, и конфликты»,
— пояснила Ольга Мищенко.
Также психолог добавила, что конфликтное поведение может наблюдаться не только у педагогически заброшенных детей, но и у ребят, которым много внимания уделяют в семье. Они могут долго терпеть, не жаловаться, но и у них может «накипеть».
По мнению Ольги Мищенко, поведение зависит от возраста, ценностных ориентиров, воспитания, психологических особенностей. Кроме того, до десяти лет школьные оценки могут ранить ребёнка, так как авторитет у учителя весомый, а дальше начинает превалировать уже самооценка школьника.
«Всё зависит от структуры личности. Если у ребёнка высокая самооценка, то чужая оценка ему не важна. Он будет продолжать вести себя так, как считает правильным. Если у ребёнка нестабильная самооценка, то в этом случае оценка будет влиять и являться основополагающей, потому что такие личности очень сильно ориентируются на мнение окружающих. Этот вопрос очень индивидуальный и спорный»,
— заключила психолог.
Ранее психолог дала советы детям и родителям, как бороться с волнением перед ЕГЭ.