Франц Павлович де Воллан
Кем же был инженер, чья подпись стоит на первом плане нового города Новочеркасска? Личность в своем деле выдающаяся, но малоизвестная.
Франц Павлович де Воллан (Francois Paul Swerts de Wollant) родился в 1752 году в Голландии в семье дворянина. Францем Павловичем он стал в России, частицу «де», говорящую о дворянском происхождении, часто писали слитно с фамилией Деволан, с одной буквой «л», иногда, добавляя букву «т» в конце Деволант. С 2002 года принято писать Франц де Воллан.
Где учился военно-инженерному делу неизвестно, в армии с 17 лет. Командировался в голландские колонии в Северной и Южной Америке. Занимался картографией и топографией в голландской Гвиане (с 1779 года), принимал участие в постройке укреплений и в сражениях с англичанами. После возвращения на родину (1784), участвовал в составлении атласа юго-восточной части Голландии. В 1786 году вышел в отставку.
В России де Воллан начал службу по контракту с 1787 года в чине инженер-майора. Начал службу во флоте во время русско-шведской войны, а вскоре, был зачислен дежурным инженером при командующем армией Потемкине. Вел журнал военных действий, участвовал во всех значительных сражениях, ходил на разведку турецких крепостей. Между сражениями весной 1790 года участвовал в проектировании города Николаев совместно с архитектором И.Е.Старовым и военным инженером-полковником И.И.Князевым, а также систему береговой обороны Черного моря, Крыма, Днестра с генералом артиллерии И.И.Меллером. За храбрость при взятии Измаила награжден орденом Святого Георгия VI-ой степени (приказ от 25 марта 1791 года), после разгрома неприятеля под Мачиным орденом Cв. Владимира VI-ой степени. После подписания в конце 1791 года Ясского мира получил звание инженера подполковника.
К началу 1792 года по велению Екатерины II де Волан составил описание завоеванного края в междуречье Днестра и Южного Буга (в основном степной части современной Украины и Молдовы) под названием «Описание Земли Едисан», которое было необходимо для защиты, заселения и развития торговли в крае.
С конца 1792 года де Воллан служит первым инженером в ставке командующего Южной армией А. В. Суворова. Основная задача, которая решалась в это время – защита и укрепление новой русско-турецкой границы по реке Днестр, строительство и укрепление портов Черного моря. Де Волан в составе «Экспедиции по строению Южных крепостей» под руководством Суворова совершил поездку по всей границе по Днестру, Черному морю, Крыму и Азовскому морю на предмет ее фортификации. Это положило началу проектирования и строительства нескольких крепостей Днестровской линии: Тираспольской, Овидиопольской, Хаджибейской, Кинбургской и Очаковской; а также укреплению инфраструктуры в Крыму и Кубани. Де Воллан занимался проектированием, был начальником строительных работ и решал хозяйственные вопросы. Параллельно занимался разработкой плана похода на Константинополь, несбывшейся мечты императрицы. За эту деятельность был награжден орденом Cв. Владимира III-ой степени.
Де Волан был одним из тех, кто убедительно предложил и обосновал место для строительства нового коммерческого порта на Черном море. С середины 1794 года он занимается проектированием города и торгового порта, чуть позже названного Одессой (у Хаджибейской крепости). В конце года ему было пожаловано звание инженера полковника. Начальником «Экспедиции строительства южных крепостей и Одесского порта» он будет в течение нескольких лет.
Практически все новостройки в Новороссии до смерти Екатерины II (1796 г.) осуществлены по планам де Воллана и под его авторским надзором. Одним из последних проектов его великих начинаний был Вознесенск - столица вновь создаваемой губернии. Он был назначен архитектором этого города. Смерть Екатерины II и приход к власти Павла I означал конец этим последним проектам в Новороссии. Строительство Одесского порта и Вознесенска было прекращено. Сам де Воллан отбыл в Санкт-Петербург.
Хотя в 1797 году он и был произведен в генерал-майоры, его талант был не востребован, некоторое время он был не у дел, уволен со службы и даже уезжал за границу.
Дальнейшая его карьера была связана с Департаментом водных коммуникаций, который был создан в 1798 году, под руководством Н.П.Румянцева., а де Воллан стал его Членом. Под руководством де Воллана началось строительство Мариинского канала (прадедушки Волго-Балтийского канала), которое продолжалось более 10 лет.
Кроме этого основного проекта он как член Департамента командируется для выполнения разных задач по всей империи: в Одессу для воссоздания Экспедиции по строительству Одесского порта (1800); для проектирования и строительства Свирского и Тихвинского каналов (1802); для выбора места и составления плана Новочеркасска (1804); для исследования трассы соединения Каспия с Азовским морем (1805) и Каспия с Архангельском (1807), работы по улучшению Нарвского порта.
Его труды в этот период были высоко оценены: звание генерал-лейтенанта (1800), орден Св.Иоанна Иерусалимского (1801), орден Св.Анны 1-й степени (1802), орден Св. Александра Невского (1809).
С 1809 года Директором Департамента назначается принц Петр-Георг Гольштейн-Ольденбургский. Усилия де Волана при содействии нового директора направлены на реформирование Департамента. В ноябре 1810 г. Александр I подписывает Манифест о преобразованиях в Департаменте. С этого момента он стал называться Департаментом путей сообщения и объединил водные и сухопутные коммуникации. В виде специального формирования «на положении воинском» был создан корпус инженеров путей сообщения.
Последний период жизни он возглавлял вышеуказанный Департамент, еще при нем было начато строительство шоссе из Санкт-Петербурга в Москву. Умер Франц Павлович 30 ноября 1818 года, в один год с войсковым атаманом Платовым, похоронен в Санкт-Петербурге на лютеранской части Волковского кладбища. Могила и мраморный обелиск на ней сохранились до наших дней.
Память о де Воллане увековечена в памятниках, установленных в городах, к основанию которых он имел непосредственное отношение: Одессе, Тирасполю, Новочеркасску. Его имя носит улица в Одессе и сквер в Тирасполе.
В июне 2003 году на бульваре Платовского проспекта был установлен бюст де Воллану с надписью «Градостроителю г. Новочеркасска Францу де Воллану 1752-1818», с благодарностью от жителей казачьей столицы. Градостроитель – звучит слишком громко. Он был на месте будущего города, одобрил его вместе с атаманом и старшиной, дал некоторые указания по началу строительства, составил план города и все. Строили город с нуля уже другие.
Само изваяние ростовского скульптора С.М.Исакова имеет наименьшее (из всех существующих памятников) сходство с прижизненным изображением де Воллана. Можете оценить сами, сравнив скульптурный образ с рисунком Кипренского. Моложавый и «шаловливый» новочеркасский «а ля Пушкин» резко контрастирует с серьезным и солидным чиновником на памятниках Одессы и Тирасполя. Но автор имеет право…, поэтому о мундире и орденах нет смысла дискутировать!
Де Воллан уже не узнал, что судьба сведет его род с донским казачеством еще раз. Его сын Александр от Марии Яковлевны де Витте, дочери голландского генерала-инженера, женился на Елизавете, дочери известного донского генерала Иловайского Георгия Дмитриевича, фрейлине российского императорского двора.