Найти тему

Выпуск №6. 1804 год (ч3)

Франц Павлович де Воллан

Кем же был инженер, чья подпись стоит на первом плане нового города Новочеркасска? Личность в своем деле выдающаяся, но малоизвестная.

Франц Павлович де Воллан (Francois Paul Swerts de Wollant) родился в 1752 году в Голландии в семье дворянина. Францем Павловичем он стал в России, частицу «де», говорящую о дворянском происхождении, часто писали слитно с фамилией Деволан, с одной буквой «л», иногда, добавляя букву «т» в конце Деволант. С 2002 года принято писать Франц де Воллан.

Фрагмент гравюры Г.Г Янова по оригиналу рисунка О.А. Кипренского, ГМИИ им.Пушкина
Фрагмент гравюры Г.Г Янова по оригиналу рисунка О.А. Кипренского, ГМИИ им.Пушкина

Где учился военно-инженерному делу неизвестно, в армии с 17 лет. Командировался в голландские колонии в Северной и Южной Америке. Занимался картографией и топографией в голландской Гвиане (с 1779 года), принимал участие в постройке укреплений и в сражениях с англичанами. После возвращения на родину (1784), участвовал в составлении атласа юго-восточной части Голландии. В 1786 году вышел в отставку.

В России де Воллан начал службу по контракту с 1787 года в чине инженер-майора. Начал службу во флоте во время русско-шведской войны, а вскоре, был зачислен дежурным инженером при командующем армией Потемкине. Вел журнал военных действий, участвовал во всех значительных сражениях, ходил на разведку турецких крепостей. Между сражениями весной 1790 года участвовал в проектировании города Николаев совместно с архитектором И.Е.Старовым и военным инженером-полковником И.И.Князевым, а также систему береговой обороны Черного моря, Крыма, Днестра с генералом артиллерии И.И.Меллером. За храбрость при взятии Измаила награжден орденом Святого Георгия VI-ой степени (приказ от 25 марта 1791 года), после разгрома неприятеля под Мачиным орденом Cв. Владимира VI-ой степени. После подписания в конце 1791 года Ясского мира получил звание инженера подполковника.

Бюст де Воллану в сквере его имени в Екатерининском парке Тирасполя Приднестровской республики
Бюст де Воллану в сквере его имени в Екатерининском парке Тирасполя Приднестровской республики

К началу 1792 года по велению Екатерины II де Волан составил описание завоеванного края в междуречье Днестра и Южного Буга (в основном степной части современной Украины и Молдовы) под названием «Описание Земли Едисан», которое было необходимо для защиты, заселения и развития торговли в крае.

С конца 1792 года де Воллан служит первым инженером в ставке командующего Южной армией А. В. Суворова. Основная задача, которая решалась в это время – защита и укрепление новой русско-турецкой границы по реке Днестр, строительство и укрепление портов Черного моря. Де Волан в составе «Экспедиции по строению Южных крепостей» под руководством Суворова совершил поездку по всей границе по Днестру, Черному морю, Крыму и Азовскому морю на предмет ее фортификации. Это положило началу проектирования и строительства нескольких крепостей Днестровской линии: Тираспольской, Овидиопольской, Хаджибейской, Кинбургской и Очаковской; а также укреплению инфраструктуры в Крыму и Кубани. Де Воллан занимался проектированием, был начальником строительных работ и решал хозяйственные вопросы. Параллельно занимался разработкой плана похода на Константинополь, несбывшейся мечты императрицы. За эту деятельность был награжден орденом Cв. Владимира III-ой степени.

Бюст в Одесском порту на Таможенной площади
Бюст в Одесском порту на Таможенной площади

Де Волан был одним из тех, кто убедительно предложил и обосновал место для строительства нового коммерческого порта на Черном море. С середины 1794 года он занимается проектированием города и торгового порта, чуть позже названного Одессой (у Хаджибейской крепости). В конце года ему было пожаловано звание инженера полковника. Начальником «Экспедиции строительства южных крепостей и Одесского порта» он будет в течение нескольких лет.

Практически все новостройки в Новороссии до смерти Екатерины II (1796 г.) осуществлены по планам де Воллана и под его авторским надзором. Одним из последних проектов его великих начинаний был Вознесенск - столица вновь создаваемой губернии. Он был назначен архитектором этого города. Смерть Екатерины II и приход к власти Павла I означал конец этим последним проектам в Новороссии. Строительство Одесского порта и Вознесенска было прекращено. Сам де Воллан отбыл в Санкт-Петербург.

Бывший памятник Екатерине II и её сподвижникам в Одессе (демонтирован в 2022 году)
Бывший памятник Екатерине II и её сподвижникам в Одессе (демонтирован в 2022 году)

Хотя в 1797 году он и был произведен в генерал-майоры, его талант был не востребован, некоторое время он был не у дел, уволен со службы и даже уезжал за границу.

Дальнейшая его карьера была связана с Департаментом водных коммуникаций, который был создан в 1798 году, под руководством Н.П.Румянцева., а де Воллан стал его Членом. Под руководством де Воллана началось строительство Мариинского канала (прадедушки Волго-Балтийского канала), которое продолжалось более 10 лет.

Кроме этого основного проекта он как член Департамента командируется для выполнения разных задач по всей империи: в Одессу для воссоздания Экспедиции по строительству Одесского порта (1800); для проектирования и строительства Свирского и Тихвинского каналов (1802); для выбора места и составления плана Новочеркасска (1804); для исследования трассы соединения Каспия с Азовским морем (1805) и Каспия с Архангельском (1807), работы по улучшению Нарвского порта.

Его труды в этот период были высоко оценены: звание генерал-лейтенанта (1800), орден Св.Иоанна Иерусалимского (1801), орден Св.Анны 1-й степени (1802), орден Св. Александра Невского (1809).

Барельеф на одном из зданий Ланжероновского спуска перед входом в музей Одесского порта
Барельеф на одном из зданий Ланжероновского спуска перед входом в музей Одесского порта

С 1809 года Директором Департамента назначается принц Петр-Георг Гольштейн-Ольденбургский. Усилия де Волана при содействии нового директора направлены на реформирование Департамента. В ноябре 1810 г. Александр I подписывает Манифест о преобразованиях в Департаменте. С этого момента он стал называться Департаментом путей сообщения и объединил водные и сухопутные коммуникации. В виде специального формирования «на положении воинском» был создан корпус инженеров путей сообщения.

Последний период жизни он возглавлял вышеуказанный Департамент, еще при нем было начато строительство шоссе из Санкт-Петербурга в Москву. Умер Франц Павлович 30 ноября 1818 года, в один год с войсковым атаманом Платовым, похоронен в Санкт-Петербурге на лютеранской части Волковского кладбища. Могила и мраморный обелиск на ней сохранились до наших дней.

Память о де Воллане увековечена в памятниках, установленных в городах, к основанию которых он имел непосредственное отношение: Одессе, Тирасполю, Новочеркасску. Его имя носит улица в Одессе и сквер в Тирасполе.

Бюст де Воллану на Платовском проспекте в Новочеркасске
Бюст де Воллану на Платовском проспекте в Новочеркасске

В июне 2003 году на бульваре Платовского проспекта был установлен бюст де Воллану с надписью «Градостроителю г. Новочеркасска Францу де Воллану 1752-1818», с благодарностью от жителей казачьей столицы. Градостроитель – звучит слишком громко. Он был на месте будущего города, одобрил его вместе с атаманом и старшиной, дал некоторые указания по началу строительства, составил план города и все. Строили город с нуля уже другие.

Само изваяние ростовского скульптора С.М.Исакова имеет наименьшее (из всех существующих памятников) сходство с прижизненным изображением де Воллана. Можете оценить сами, сравнив скульптурный образ с рисунком Кипренского. Моложавый и «шаловливый» новочеркасский «а ля Пушкин» резко контрастирует с серьезным и солидным чиновником на памятниках Одессы и Тирасполя. Но автор имеет право…, поэтому о мундире и орденах нет смысла дискутировать!

Могила де Воллана на Лютеранской части Волковского кладбища в Санкт-Петербурге
Могила де Воллана на Лютеранской части Волковского кладбища в Санкт-Петербурге

Де Воллан уже не узнал, что судьба сведет его род с донским казачеством еще раз. Его сын Александр от Марии Яковлевны де Витте, дочери голландского генерала-инженера, женился на Елизавете, дочери известного донского генерала Иловайского Георгия Дмитриевича, фрейлине российского императорского двора.