Для того, чтобы ребенок осваивал знания — делал их достоянием своего мировоззрения, необходимо понимать некоторые особенности процесса обучения.
Нужно знать, что насильно научить человека невозможно, хотя заставить зазубрить и получается, но таким образом знания не осваиваются, а запоминаются в магнитофонном режиме. В таком случае знания как бы есть — можно ответить на некоторые вопросы (пройти тесты, например, ЕГЭ), но пользоваться ими невозможно в силу отсутствия взаимосвязей (калейдоскопичность). Именно этим — взаимосвязями и отличаются два процесса, заучивание (натаскивание) и освоение знаний — порождение причинно-следственных связей.
Поэтому важным является создание внутренней мотивации, зависящей от личной заинтересованности человека, порождающей причинно-следственные связи. Согласитесь, что заинтересовать же можно только тем, что более интересно. В основе интереса лежит любопытство[1] — иррациональное стремление человека находить ответы на возникающие вопросы, порой даже не сформулированные ясным образом. Любознательность, как закономерность, проистекает из принципа непрерывного развития, которая обеспечивает нахождение своего динамически равновесного состояния посредством развития интеллекта.
В процессе нахождения ответов — реализации любопытства, у человека возникает удовлетворенность как от самого процесса познания, так и от его результата. Зачастую удовлетворенность зависит от востребованности результатов учебы (пригодится-не пригодится, значимо-незначимо).
Таким образом процесс познания находится между двумя точками. Первая — возникновение любопытства (любознательность, в более старших возрастах — познавательная потребность[2]). Вторая — получение удовлетворённости[3].
Любопытство (любознательность) у детей проявляется с самого рождения, но по мере их взросления культура общества насильно девальвирует его разными способами. Поэтому, в первую очередь, следует поддерживать и развивать в человеке любознательность. Во вторую — помогать получать удовлетворение от реализации любознательности.
Реализация любознательности происходит тогда и только тогда, когда у ребенка получается достичь некоего результата — цели. «Разница» между поставленной целью и достигнутым результатом порождает степень удовлетворенности. Соответственно, цели должны быть конкретными, понимаемыми и достижимыми. Правда, не всегда и не во всех случаях получается достичь результата в полной мере. Но часть пройдённого пути — это ведь тоже результат. Поэтому необходимо развивать в ребенке навык достижения удовлетворенности[4] в любом процессе обучения. Делается это как за счет заинтересованности в разрешении неопределённости (ответах на вопросы), так и в порождении удовлетворенности при нахождении ответов. Достигается посредством освоения ребенком диалектического метода познания (более подробно смотри раздел «Диалектика в процессе обучения»).
Для самостоятельной реализации процесса любознательность-удовлетворенность человеку необходимо уметь учиться, по сути заниматься самообразованием. Это подразумевает владение некими алгоритмами, применяя которые к обучающему материалу, он способен разрешить неопределённость, порожденную любознательностью. Для этого ребенок должен уметь (этому его следует научить):
· Создавать и устойчиво поддерживать настроение любознательности, познавательной потребности.
· Мечтать. Мечта у ребенка — это то, что выходит за пределы обычных интересов человека, она поддерживает у него любознательность в самом широком спектре интересов на длительных интервалах время. А значит не только не ограничивает, но и стимулирует реализацию его творческого потенциала. В таком случае он не становится заложником гедонизма, сферы семейно-бытовых и сугубо профессиональных интересов. Он становится творцом.
· Операциям мышления с произвольными предметами и процессами, как инструменту систематизации информации по различным критериям, что позволяет расширить пространство параметров предмета изучения. Развить масштабность.
· Рассуждать от общего к частному, что является инструментом представления больших процессов и нахождения не только конкретных частностей, но и причинно-следственных связей между ними. Режим рассуждения должен предусматривать, по крайней мере для ребенка, отсутствие готового ответа. Именно эта особенность развивает творчество.
· Находить место частностей в объемлющих процессах, определять взаимосвязи конкретных явлений и процессов в больших системах.
· Научить формулировать диалектически правильно вопросы, как устно, так и письменно.
· Выявлять системы, элементы, системообразующие отношения, структуру системы и её функцию, что является инструментом системного мышления.
· Удерживать при рассуждениях главную мысль.
· Перераспределять внимание при одновременном удержании главной мысли.
· Добиваться концентрации внимания при наличии отвлекающих факторов.
· Выслушивать собеседника до конца изложения им своей мысли, при этом не теряя своей и анализируя мысль собеседника.
· Критически мыслить — находить ошибки мышления не только у собеседника, но и у себя, признавать и исправлять их.
· Определять цель, пути и средства обучения.Другими словами, ребенок должен уметь отвечать на вопросы — для чего я достигаю цель и как я могу это сделать?
Применяя всё это к порожденной любознательностью неопределённости (вопросам), ребенок доводит процесс познания до завершенности — достигает удовлетворенности.
Все это позволяет должным образом выявить смысл, изложенный не только в образовательных программах: в задачах, в логике нахождения ответов, в возможных формах самого ответа и т.д., но и в жизненных ситуациях. Но сделать это можно только когда все причинно-следственные связи определены, на что и направлены указанные выше способности.
Помимо того, что любознательность порождается сама по себе, она еще может возникнуть по следующим причинам:
· Подражание старшим.
· Копирование поведения.
· Желание быть востребованным.
· Стремление к значимости.
· Другие мотивы.
Соответственно, их можно использовать для стимулирования любознательности в конкретике жизни.
А вот ниже приведённые факторы, наоборот, тормозят любознательность:
· Авторитарный стиль взаимодействия взрослого с ребенком.
· Угроза наказания за неуспешное действие.
· Оценочный подход к действиям и личности ребенка.
· Постоянная критика в адрес ребенка.
· Эмоциональное отвержение ребенка.
· Отсутствие творческой атмосферы.
· Шаблонность в отношениях.
Нужно заметить, что наиболее быстро, безошибочно и в полной мере осваиваются системно изложенные знания, потому что процесс их освоения идет по уже сформированному в психике алгоритму[5]. В то время как иной подход заставляет ребенка заучивать частности, упуская главное — системность. Именно от этого и устают дети. Ведь когда некая частность не запомнилась, но усвоена системность, всегда легче восполнить недостающую часть путем диалектики — рассудочной деятельности.
Исходя их этого главной задачей является формирование у ребенка системного подхода к восприятию знаний. Ведь системно изложенные знания максимально приближены к реальности и наиболее правдивы, даже если сложны (более подробно смотри раздел «Системы»). Ребенка не так пугают сложности, как разрозненность материала — калейдоскопичность изложения. Поэтому не только в материале должны быть смысловые переходы и логические увязки, но и между предметами.
[1] Вначале возникает любопытство в возрасте от 2-х до 4-5 лет. В дальнейшем оно переходит в любознательность — любовь к знаниям. Если любовь — это совокупность совершенства, то любознательность — стремление к совершенным знаниям, наиболее точно описывающим объективную действительность. Отсюда возникает и степень ценности знаний, а значит и учебы.
[2] Если любознательность может быть ради познания как такового, то познавательная потребность нужна для реализации чего-либо, то есть уже для непосредственной деятельности.
[3] Если внимательно посмотреть на современную систему образования, то она не только «убивает» эти два фактора процесса освоения знаний, но и ломает системность процесса преподавания.
[4] Для этого еще нужно развивать в нем волю.
[5] Аналогично нотной грамотности. Если у вас абсолютный слух и вы знаете нотную грамотность, то вам не составит труда записать услышанную музыку посредством нот.