11 сентября эфиопы будут отмечать окончание одного года и начало другого.
Однако когда через несколько месяцев в этой восточноафриканской стране наступит Новый год, по эфиопскому календарю это будет только 2017 год.
Так почему же Эфиопия, вторая по численности населения страна Африки, на семь лет и восемь месяцев "отстает" от остального мира? И как это отражается на эфиопах, живущих на все более взаимосвязанной планете, которая в большинстве своём живет в совершенно другую эпоху?
Ответы кроются в традициях, уходящих корнями в глубь веков, и в неколебимом чувстве национальной идентичности.
Уникальный календарь
В Эфиопии год рождения Иисуса Христа считается на семь или восемь лет позже григорианского календаря, который был введен папой Григорием XIII в 1582 году.
По мнению экспертов, Римская церковь скорректировала свое летосчисление в 500 году н.э., в то время как Эфиопская православная церковь предпочла придерживаться древних дат.
Хотя большая часть остального мира перешла на григорианский календарь, Эфиопия сохранила свой собственный.
"Мы уникальны, - говорит Эшету Гетачью, генеральный директор компании Rotate Ethiopia Tours And Travel. - Мы никогда не были колонизированы. У нас свой календарь. У нас свой алфавит. У нас есть свои культурные традиции".
Считается, что эфиопский календарь насчитывает не менее 1500 лет, и имеет много общего с коптским календарём Александрийской коптской православной церкви, восточной православной христианской церкви, базирующейся в Египте.
В соответствии с солнечно-лунной системой, он состоит из 13 месяцев, 12 из которых длятся 30 дней. Последний месяц состоит всего из пяти дней, а в високосный год - из шести дней.
Путешественники, посещающие Эфиопию, часто бывают ошеломлены, узнав, что попали "в прошлое", а некоторые из них выходят в социальные сети, чтобы выразить свое недоумение.
Поскольку международные компании и школы, расположенные в стране, как правило, следуют григорианскому календарю, у многих эфиопов не остается выбора, кроме как использовать одновременно традиционный эфиопский и западный календари.
"Это очень сложно, - рассказывает эфиопский археолог Гойтом В. Текле, который сейчас живет в Германии. - Я до сих пор не могу переключиться на один из них... Это довольно сложно. Мне нужно думать о часах, днях. Иногда о месяцах, а иногда даже о годе".
Текле объясняет, что некоторым учреждениям приходится постоянно переключаться между двумя календарями, учитывая разные даты и время, когда они ведут переписку с эфиопами, особенно с теми, кто живет в сельской местности, и с теми, кто находится за пределами страны.
Даже такая простая вещь, как подача заявления на получение свидетельства о рождении, может вызвать проблемы при попытке объединить эфиопскую и западную системы.
Путаница с датами
"Допустим, ребенку исполнилось три года, и вы подаете заявление о выдаче свидетельства о рождении в городские или местные органы власти, - говорит немецкий историк Верена Кребс, специализирующаяся на средневековой истории Европы и Африки. - А затем вы указываете эфиопскую систему времени, и тогда вам приходится доверять, что клерк правильно произведет конвертацию. Так что существуют определенные переменные, которые могут привести к удвоению или утроению дней рождения".
Хотя она отмечает, что это может показаться необычным для тех, кто к этому не привык, она не задумывается об этом.
"Просто приспосабливаешься к системе, - говорит она. - Переключаешься с одного на другое. Так что вы даже не осознаете, что это может показаться людям удивительным, потому что это уже стало нормой".
Кребс также признает, что традиционный эфиопский календарь - не единственный отдельный календарь. В качестве примера она приводит древнеегипетский календарь, в котором 2024 год соответствует 6266 году.
"Это, безусловно, совсем, совсем другой способ счета времени", - говорит она.
Саудовская Аравия традиционно отдает предпочтение календарю Хиджры, состоящему из 12 месяцев и 354 дней, но недавно одобрила использование григорианского календаря в официальных делах. Между тем, официальным календарем Израиля является еврейский календарь.
Кребс считает, что в последние годы интерес к эфиопскому календарю возрос, и предполагает, что это может быть связано с тем, что он "очень близок" к григорианскому календарю и в то же время отличается от него.
Логичный подход
Фотограф Абель Гашоу относится к числу тех эфиопов, которые относительно легко приспособились к переходу между двумя календарями. Однако он признается, что предпочитает эфиопский календарь, называя его "более логичным", особенно в том, что касается начала года.
Новый год, или Энкутаташ, что в переводе с эфиопского семитского амхарского языка означает "дар драгоценностей", наступает в конце сезона дождей. В этот период распускается Адей Абеба, цветок родом из Эфиопии, и символизирует наступление эфиопского Нового года.
"Это как новое начало, - говорит Гашоу. - Это новое начало для нас... После этого количество дождей становится небольшим, и куда бы вы ни пошли, все так зелено".
Далее он отмечает, что праздновать Новый год 1 января в Эфиопии не имеет смысла, поскольку эта дата приходится на сухой сезон, а вот 11 сентября (или 12 сентября в високосный год), которое также знаменует начало египетского года, вполне подходит.
"Я знаю, что это плохой день для всего мира, - говорит Гашоу, ссылаясь на теракты в США 11 сентября 2001 года. - Но по эфиопскому календарю в этот день ежегодно происходят события".
Между тем Кребс подчеркивает, что "нет никаких причин, кроме, по сути, христианского присвоения языческих праздников Римской империи", чтобы считать, что Новый год должен начинаться "на пороге между декабрем и январем. Поэтому я думаю, что в нашем есть гораздо больше смысла, поскольку он часто совпадает с концом сезона дождей. Он еще не закончился, но уже заканчивается".
В Эфиопии различаются не только месяцы, дни и годы. Страна также работает по собственной системе времени.
12-часовые часы
Тогда как в большинстве стран день начинается в полночь, эфиопы используют 12-часовую систему отсчета времени, которая идёт от рассвета до заката, начиная с часа ночи. Это означает, что то, что большинство людей за пределами страны считают 7 часами утра, эфиопы относят к 1 часу ночи.
Гашоу объясняет, что это отражает жизнь в Эфиопии - из-за близости к экватору продолжительность светового дня в стране довольно постоянна, - и считает, что это более разумный подход.
"Честно говоря, я не знаю, почему европейское время меняется в полночь, - говорит он. - Видимо, потому что все спят".
Понятно, что это может вызвать путаницу, особенно у путешественников, посещающих страну. Договариваясь о встрече с иностранными гостями, Гашоу всегда уточняет, какое время они имеют в виду - эфиопское или западное. "Если кто-то говорит, что давайте встретимся в 14.00, я перепроверяю [имеет ли он в виду утро или день], - говорит он. - Кроме того, когда я покупаю билет на самолет, авиакомпании используют европейский календарь, поэтому я перепроверяю три или четыре раза, чтобы понять, когда я прилечу".
Однако даже он иногда ошибается. Однажды Гашоу пропустил экзамен, потому что расписание его университета было составлено по западному времени, а он не понял. "Когда они сказали "в 2 часа дня", я подумал, что это по эфиопскому времени, а это значит - утром, - объясняет он. - И когда я пришел, там никого не было. Я думаю. "Ну вот, экзамен отменили"".
Текле предполагает, что между жителями сельских районов страны, которым не приходится считаться с разными часами и календарями, и теми, кто живет в городах и регулярно знакомится с западной системой, может существовать некое несоответствие.
Время перемен?
"Эфиопия - очень консервативная христианская страна, где большинству людей нет дела до остального мира, - говорит он, объясняя, что то, как все устроено в западном мире, мало интересует и волнует многих эфиопов, особенно тех, кто живет в сельской местности. - Они говорят вам время... Иногда они даже не знают, что существует другой способ подсчета времени".
Эфиопия дожила до 2024 года - или до 2016 года, в зависимости от того, какую систему вы используете, - не изменив своего подхода к определению времени, не поменяв календарь и не изменив свой метод подсчета лет. Но изменится ли это в будущем, когда все больше людей, живущих в сельских районах страны, будут подключаться к остальному миру?
"Я знаю, что у многих фермеров сегодня уже есть смартфоны, - говорит Кребс, отмечая, что это может повлиять на их отношение к эфиопскому подходу к делу. - Будет интересно посмотреть, как это будет выглядеть в ближайшие десятилетия, когда связь станет еще более широкой, и окажет ли это влияние".
Гэшоу не считает, что это особенно актуальный вопрос или что-то, что так уж сильно изменит эфиопов. "На мой взгляд, пока существует полная разница в месяцах и днях, координация года не будет иметь большого значения", - говорит он.
Текле подчеркивает, что традиционный эфиопский календарь, основанный на учении Эфиопской православной церкви, даже не является единственным действующим календарём в стране. Стоит также отметить, что Эфиопия занимает третье место по численности мусульманского населения в Африке к югу от Сахары.
"Насколько мне известно, есть еще как минимум два календаря, которые работают для людей, использующих их в южной части Эфиопии, - объясняет он. - Так что вы можете использовать множество других календарей".
Кребс считает, что страна с населением около 130 миллионов человек должна изменить одну из своих давних традиций во имя "практичности".
"Нет никаких реальных причин, кроме практичности, для того, чтобы кто-то адаптировался к нему [западному методу учета времени] в глобализированном мире, - говорит она. - С точки зрения стороннего наблюдателя, я не думаю, что какой-либо другой народ должен терять свою собственную местную систему, которая имеет гораздо большее культурное значение и смысл [для них]".
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».