Одной из проблем «Соляриса» были съемки города будущего. Тарковский был против бутафории, но как убедительно передать атмосферу будущего в фильме?
Режиссер задумал в 1970 году поехать на выставку «Экспо» в Японию. С этих съемок он хотел начать съемочный процесс, чтобы задать настроение всему фильму.
Но визы съемочная группа получила ровно через день после закрытия выставки. Комитет по кинематографии использовал этот факт, чтобы отказать в поездке. Тарковский снова и снова обращался за разрешением на поездку. Весной 1971 года Мосфильм отправляет в Комитет еще одно письмо за подписью нового директора Н. Сизова. В письме приводятся аргументы за поездку, ведь дешевле съездить, чем возвести искусственный город будущего. Приходит положительное решение, и осенью 1971 года съемочная группа улетает в Токио чуть больше, чем на 2 недели.
В дневнике Тарковский напишет впечатления о Японии: «Япония, конечно, страна удивительная, ничего общего нет в ней ни с Европой, ни с Америкой. Великая страна — никто не берет на чай. Безработных нет. Токио — город замечательный. Ни одной фабричной трубы, ни одного дома, который был бы похож на другой. В смысле архитектуры Япония, конечно, страна передовая. Вежливый, воспитанный народ. В Токио вместе с Иокогамой — 22 миллиона человек.
Но такой бессмысленной толчеи, как в Москве, там нет».
Сцена города будущего в итоге заняла в смонтированном фильме около 5 минут. И она стоила всех долгих препинаний с бюрократическим аппаратом партии и нервотрепки.
Как вы думаете, удалось ли Тарковскому передать атмосферу будущего в «Солярисе»?