Про CRM всегда пишут сложным языком, а на самом деле это просто программа для управления бизнесом. Правда, достаточно умная — настолько, что помогает увеличить прибыль на 40-50%, снизить издержки и в 2 раза ускорить обработку заявок. Но что такое CRM и что именно она делает? Итак, CRM-системы — что это простыми словами?
Как работает CRM-система?
Определение или аббревиатура CRM расшифровывается как Customer Relationship Management, то есть «управление отношениями с клиентами». CRM при помощи автоматизации процессов помогает эффективнее выстраивать диалог с покупателем, не допускать ошибок в работе и в итоге продавать ему больше.
Как это выглядит в CRM? Представьте таблицу Excel с вашей клиентской базой, но только при щелчке на имя клиента открывается удобная карточка, в которой содержится вся хронология работы с ним — от первого звонка до покупки. Здесь можно прослушать звонки, посмотреть историю покупок, создать документы по шаблону, написать e-mail или sms, поставить задачу.
Когда клиент звонит вам, CRM предлагает открыть его карточку, и вы сразу приветствуете его по имени. Даже если раньше этого покупателя вел другой менеджер, вы легко ответите на его вопросы без всяких «уточню и перезвоню». CRM сама отправит клиенту sms-сообщение о статусе заказа и напомнит о встрече. В итоге вы экономите время — и свое, и клиента. А значит, делаете его более лояльным и настроенным на покупку.
Это лишь малая часть того, что значит CRM-программа. Перечислю и другие возможности CRM:
- УЧЁТ ЗАЯВОК И СДЕЛОК
- УПРАВЛЕНИЕ ЗАДАЧАМИ И ПРОЕКТАМИ
- НАГЛЯДНЫЕ ОНЛАЙН-ОТЧЁТЫ
- ПОСТАНОВКА И МОНИТОРИНГ KPI
- ЗАПИСЬ КЛИЕНТОВ НА УСЛУГИ
- КОНСТРУКТОР ДОКУМЕНТОВ
- КАЛЬКУЛЯТОР СТОИМОСТИ УСЛУГ
- УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
- ИНТЕГРАЦИЯ С ПОЧТОЙ, ТЕЛЕФОНИЕЙ, СОЦСЕТЯМИ, SMS И E-MAIL-РАССЫЛКОЙ
- АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Автоматизация стоит последней, но не потому что она наименее важна. Напротив, именно она помогает поставить продажи на автомат — чтобы все работало быстро и четко, а ошибки «человеческого фактора» были сведены к минимуму. CRM берет всю рутину на себя: формирует документы по шаблону, ставит задачи менеджерам на каждом этапе сделки, отправляет sms клиентам, создает онлайн-отчеты по всем показателям, через встроенный калькулятор рассчитывает стоимость услуг, а также отслеживает важные даты (напоминает продлить договор, выставить счет на оплату, предложить сервис и др.).
Благодаря CRM менеджеры допускают меньше ошибок, а значит, продают больше и чаще. А руководителю становится легче управлять компанией: он тратит меньше времени на контроль и получает больше ресурсов, чтобы развивать бизнес.
Какой эффект дает CRM?
- Ускорение работы менеджеров означает, что они смогут больше времени уделять собственно продажам, а значит, повысить объемы сделок.
- Рост продаж и повышение среднего чека дают увеличение прибыли.
- Повышение прибыли дает возможность больше ресурсов вкладывать в рост бизнеса.
- Развитие бизнеса дает еще большую прибыль, а также возможность руководителю стать главой крупной успешной компании.
«Облако» или «коробка»? Разбираем, какие бывают CRM-системы
Один из первых вопросов, с которым сталкиваются руководители при выборе CRM-системы, — что предпочесть, “облако” или “коробку”? При том, что оба варианта предлагают равноценные функции, как решить, какая CRM лучше? Однозначного ответа не существует. Основное различие между облаком и коробкой — это то, где размещается система; при этом у каждого варианта есть свои плюсы и минусы, и только вы сами можете решить, который из них подходит именно вам.
Облачная CRM позволяет хранить данные вашей компании в сети и получать к ним доступ через интернет. Система и вся информация в ней находится на удалённом сервере — в “облаке” и предоставляется как услуга (поэтому облачную версию также называют SaaS-решением, от “Software as a service”). Поставщик облачной CRM регулярно обновляет ПО, выполняет резервное копирование данных, обеспечивает безопасность информации и отвечает за бесперебойную работу. Компания, которая использует CRM, платит за доступ к облачной системе. Для управления такой программой не требуется никаких специальных навыков, поскольку все технические детали обычно скрыты от конечного пользователя.
Коробочные CRM-системы устанавливаются и управляются локально. Такая программа работает на вашем собственном сервере и оплачивается как единовременная бессрочная лицензия. Это означает, что просто приобрести ПО недостаточно — нужно иметь необходимое оборудование для его размещения и возможности для поддержания системы в рабочем и актуальном состоянии. Зато никто посторонний, включая разработчика ПО, не будет иметь доступа к данным в программе — только ваша компания. Кроме того, коробочная CRM имеет стандартный набор функций, который можно дополнительно расширять и адаптировать к вашим потребностям.
На рынке представлено огромное количество CRM систем, в частности мы занимаемся установкой поддержкой Битрикс24, AmoCRM, RISE CRM и Perfex CRM.