Не буду лукавить и скажу напрямую: австралийский кинематограф не так уж и популярен среди мировой аудитории по тем или иным причинам. Не очень позитивное начало, не так ли? Однако в любой ситуации есть некоторые яркие исключения. В нашем случае, одним из таких можно по праву считать Джорджа Миллера - невероятного визионера, бывшего врача и просто обаятельного дедушку, что делает все на высоких скоростях с камерой в руке. Разумеется, всем Миллер запомнится как создатель и основатель франшизы «Безумный Макс», одной из главных киносерий Австралии, однако списывать со счетов другие проекты режиссера не стоит. Сегодня мы довольно субъектно прокатимся по насыщенной, специфической, безумной, а иногда и причудливой фильмографии постановщика, освещая его взлеты и падения. Будет жарко и безбашенно, поэтому настоятельно рекомендую пристегнуть ремни!
ВНЕ СПИСКА. 👽 СУМЕРЕЧНАЯ ЗОНА (1983) - КАПУСТНИК ЛЕГЕНДАРНЫХ МАСТЕРОВ
Этот фильм ужасов / параноидальную научную фантастику, снятую по нафталиновому сериалу 60-х, я вынес отдельно лишь потому, что Миллер снимал ее не в одиночку. Вместе с ним проект курировал и сам отец всея кино Стивен Спилберг, и режиссер «Американского оборотня в Лондоне» + клипа Майкла Джексона «Триллер» Джон Лэндис, и Джо Данте, ожививший «Гремлинов» на экранах в восьмидесятых. Сам фильм Богом забыт, но при этом грамотно эксплуатирует свою гремучую смесь милого полета фантазии и крипового хоррора. Фильм разделен на 4 истории, и конкретно Миллер отвечал за последнюю - ту, в которой самолет с аэрофобом на борту атакуют…непосредственно гремлины (иронично, что отдельный фильм об этих тварях выйдет в следующему году и не из под пера Миллера).
9 МЕСТО. 🐷 БЭЙБ: ПОРОСЕНОК В ГОРОДЕ (1988) - БУДЕМ МЕТАТЬ БИСЕР ПЕРЕД СВИНЬЯМИ
Очень странный проект, который не то, чтобы прям не должен был увидеть свет, но без которого мы бы точно спокойно прожили. 30 с копейками лет назад Джордж экспериментировал с жанрами, и однажды попробовал себя в приторном и сладеньком семейном просмотре на вечер. Получилось…ну так себе, если честно. Это прилизанная и очень заезженная история о том, как маленькая ветчинка познает прелести огромного мегаполиса и сталкивается с его проблемами и уличными несправедливостями. Смотрел фильм один раз, и давно, но, разумеется, не помню оттуда практически ни-че-го. Максимум, тема цирка и издевательства над животными в нем раскрыта, но и она подана максимально пресно и скучно. Сам по себе этот филлер уныл от и до, да простят меня поклонника фильма, а в сравнении с будущими творениями Джорджа выглядит «Бейб» вообще творческая деградация. Благо, это первый и последний фильм мастера, что мне не нравится.
8 МЕСТО. 🛞 БЕЗУМНЫЙ МАКС (1979) - ВОТ ОНА, ПЫЛЬНАЯ ДОЙНАЯ КОРОВА!
Полнометражный дебют режиссера, закрепивший за ним художественный стиль и открывший миру Мэла Гибсону, примеревшего на себя образ Макса Рокатански, офицера Главного Силового Патруля, регулировашего беспорядки на дорогах. Миллер основательно взялся за реализацию внешнего вида доисторической Австралии, причины апокалипсиса которой в фильме даже не оговариваются, что добавляет таинственности и какого-то шарма этому фильму. Однако при всем при этом для меня первая часть франшизы не проходит проверку временем и не цепляет от слова совсем. В контексте австралийского кинематографа, что плюс-минус стагнировал до этого, проект очень важен, но сейчас, на гигантской исторической дистанции, он все же воспринимается ой как спорно. Возможно, проблема заключается именно в сравнении с будущими фильмами Миллера в рамках этой серии. Если в более старом и матером возрасте постановщик решил излить всю мощь. могущество и именно БЕЗУМИЕ Макса, то в молодости он акцентировал внимание на более локальной и приземленной истории, и субъективно это не так впечатляет. Мне нравится, что Миллер постепенно обозначает все правила новой антиутопической реальности и рафинирует приевшиеся устои и нормы кризисной Австралии, но при этом взаимодействие самого Макса с другими героями и антагонистами в лице байкеров-экстремистов кажутся тривиальными и несколько утомляют. Фильм устарел, но свою аудиторию найдет - как опыт это смотрибельно, хоть эстетического восторга и не вызывает.
7 МЕСТО. 🏍️ БЕЗУМНЫЙ МАКС 2: ВОИН ДОРОГИ И БЕЗУМНЫЙ МАКС 3: ПОД КУПОЛОМ ГРОМА (1981, 1985) - НЕ ГЛАВЕНСТВУЮЩИЕ, НО ВСЕ ЖЕ КРЕПКИЕ РЕБЯТА
Позволю себе непозволимое и поделю одно место между двумя для меня очень схожими проектами. Продолжения оригинала мне кажутся на парочку голов выше, увлекательнее и даже чарующее, потому что они поняли, что действительно нужно зрителям от такого рода фильмов, в названии которых есть слово «Безумный» - экшен и хаос, чего же еще наша душа пожелает? Постепенно сиквелы Макса стали более зубодробительными и теряющими связь с реальностью. Во второй части уже видна эта концепция Миллера о противостоянии обычных ребят, разъезжающих по дороге, с агрессивными общинами или группировками, у которых мощностей и орудия, очевидно, больше, чем у протагонистов. В третьей части даже проскальзывает мотив некого любовного вожделения Макса, однако на нее, думаю, режиссер все же не делал большой ставки. Очень спорно, но я более-менее одинаково воспринимаю эти фильмы, хотя многие со мной будут не согласны (я редко встречал фанатов триквела). Ленты диаметрально отличаются сюжетными перипетиями, локациями и конфликтами, но при этом производят какое-то общее впечатление солидных боевиков своего времени. И опять же, это, скорее всего, происходит из-за впечатлений от четвертой части, что нокаутирует всех предыдущих одним ударом, а точнее сказать, ревом мотора. Однако 2 и 3 «Макс» - это хороший ход конем и правильное направление франшизы, особенно в сравнении с оригиналом, при этом все же эти части сложно назвать фильмами моей мечты.
6 МЕСТО. 🧙♀️ ИСТВИКСКИЕ ВЕДЬМЫ (1987) - ИНОГДА ПЕРЕБОР, НО НЕ СЛИШКОМ КРИТИЧНО
В какой-то момент Миллер решил, если так можно выразиться, пошалить и явил миру свой самый дерзкий проект с точки зрения «духовных скреп». Фильм рассказывает о злоключениях троих, ну мягко говоря, не самых приятных женщин. По характеру какие-то ведьмы. В ленте вообще нет особо положительных персонажей, которые располагают на 101%, однако у Миллера, в отличие от инфантильных историй о животинках, довольно умело получается снять черную комедию. Как всегда и бывает, юмор, строящийся на том, как дьявол (харизматичный Джек Николсон) обольщает трех женщин, может как притягивать, так и отпугивать, однако лично я воспринял фильм более-менее нейтрально. Это неплохая, забавная история с моралью «бойся своих потаенных желаний», которая выветривается из головы через неделю после ознакомления с ней. Больше всего мне понравился финал, который умело окольцовывает каркас истории. Фильм сносный, но ничего из ряда вон выходящее.
5 МЕСТО. 🐧 ДЕЛАЙ НОГИ И ДЕЛАЙ НОГИ 2 (2006, 2011) - АНТАРКТИЧЕСКИЕ МЮЗИКЛЫ С ПЕРНАТЫМИ ПРИЧУДАМИ
Сейчас будет невероятный сюрприз: Джордж Миллер, на минуточку, - это оскароносный режиссер. Но свою единственную статуэтку он получил именно за анимацию и первую часть «Делай ноги» (в оригинале - «Счастливые ноги»), в частности. В нулевых вообще был какой-то бешеный ажиотаж на мультяшных пингвинов, взять хотя бы «Мадагаскар» или «Лови волну!». Но этот мульт выводит концепт анимационных нелетающих птичек на новый уровень. У нас тут помпезный и грандиозный мюзикл с песнями, пингвиньей чечеткой, оравой интересных персонажей, разнообразной фауной Антарктики и даже проблемами пагубного влияния человека на природу. Первая часть так и кричит с экрана: Задумайтесь, люди! Вторая же точно не производит такого фурора, но все равно находится где-то неподалеку, поэтому эту дилогию я поставил сразу на одно место. Почему же эти фильмы странные? Ну некоторые строки диалогов и юмор попахивают мотивом «усидеть на двух стульях»: насмешить детей классической буффонадой и прописать взрослые шутки для родителей, чтобы те тоже тихонько усмехнулись. Получается тогда ни рыба ни мясо, однако эти мультфильмы по-своему уникальны, и в память западают, так что почему бы и не станцевать в их честь?
4 МЕСТО. 🧈 МАСЛО ЛОРЕНЦО (1992) - ПЕРВЫЙ (И УДАЧНЫЙ) ЗАХОД В ДУШЕРАЗДИРАЮЩУЮ ДРАМУ
Самый тихий и серьезный проект режиссера. На самом деле, фильм снят по реальным событиям, когда Августо и Микаэлы Одоне упорно пытались найти лекарство для своего сына Лоренцо, что страдал адренолейкодистрофией (иными словами, врожденным нарушением метаболизма). Возможно, у каждого творца, снимающего фантастику, постапокалиптические гротескные миры или музыкальных пингвинов, есть тот момент, когда он хочет обратиться к реальным проблемам и словно сбавить обороты и темп. Побыть в тишине. «Масло Лоренцо» - именно тот самый случай. Меня растрогала эта картина и вызвала бурю эмоций, ни дать ни взять; это искренняя ода о родительском отчаянии, что ищут панацею в самых мелочах: даже в маслах, хотя казалось бы. Мы видели множество картин о любви матери и отца к своему чаду, но я не припомню других лент о настолько ярой, ослепительной преданности и привязанности к ребенку. Причем патовая ситуация, в которой находятся герои, как песочные часы, неумолимо ускоряет ход времени, и это еще более давит на висок, держит руку на пульсе, ведь ты как на иголках сидишь, ожидая благополучного финала. Обязательно посмотрите это кино, талант Миллер способен поразить нас и в таком жанре.
3 МЕСТО. 🏜️ ФУРИОСА: ХРОНИКИ БЕЗУМНОГО МАКСА (2024) - ГАЗУЮЩИЙ ПРИКВЕЛ, ЧТО ДОПОЛНЯЕТ ВСЕЛЕННУЮ
Снова возвращаемся в зону комфорта. Здесь я постараюсь быть кратким, потому что этот образчик я уже препарировал всевозможными способами у себя на канале ранее. Чтобы не повторяться, я конъюнктурно заявлю, что фильм в состоянии приятно удивить! Несмотря на пустующие залы в кинотеатрах во всем мире и катастрофически ничтожные сборы блокбастера, «Фуриоса» служит идеальным дополнением ко всей вселенной «Безумного Макса». Да, ее можно поругать за вторичность или за то, что глобально она не привносит в этот мир зноя и песка ничего нового, но, зато гонки и ярость Миллеровщины никогда не смогут затмиться чем-то подобным. Каждый кадр, возвращающий нас на дороги Пустоши, смакует всю жестокость и аутентичность этого грязного постапокалипсиса, и что бы кто ни говорил, но даже сюжетно «Хроники Безумного Макса» вполне тянут на звание хорошего фильма. Путь становления Фуриосы как воительницы и революционерки показан очень правдоподобно (в контексте франшизы, конечно), и вся фабула плавно перетекает в очередную часть этой киносерии. Но о ней все же позднее. А «Фуриоса», в свою очередь, заслуживает признания и уважения - как среди рейтингов, так среди и сборов.
2 МЕСТО. 🧞♂️ ТРИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ ЖЕЛАНИЙ (2022) - УНИКАЛЬНАЯ СКАЗКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Очень часто я начинал описание каждого фильма этого списка с фразы «Самый что-то там…». Ну так вот, не буду себе и здесь изменять - это самое нестандартное и мозговыносящее детище Джорджа за всю его фильмографию. Вещь поразительная, и я не перестаю ей удивляться. Экранизация рассказа Антонии Байетт «Джинн в бутылке из стекла “соловьиный глаз”» вышла кислотным сочетанием «Аладдина» и философской притчи об одиночестве, разочаровании, неразделенной любви, прелюбодеянии, моральном консерватизме, бренности бытия. Мне продолжать? Чертоги разума режиссера родили на свет поучительное конфетти с восточным колоритом и неисчислимым количеством жутких, но при этом цепляющих образов. К тому же, здесь отчетливо видны все фишки режиссера, будь то затемнение или же размытый задний фон под пульсирующий саундтрек. Это совсем не массовое кино, а как раз сказочный авторский артхаус, при создании которого постановщик словно закрыл глаза и доверился своему потоку бессознательного, чтобы придумать историю сложных отношений потерянного нарратолога-литературоведа и Джинна с экзистенциальным кризисом. Это снова (Миллеру не впервой) кино не для всех, и касса в почти 21 млн. $ с бюджетом в 60 - это, мягко выражаясь, не фонтан. Но даже один раз посмотрев, ты данный разговорный фильм не забудешь никогда. Хорошие или плохие, но какие-то эмоции эта фантасмагория у вас вызовет. Гарантирую!
1 МЕСТО. 🔥 БЕЗУМНЫЙ МАКС: ДОРОГА ЯРОСТИ (2015) - САМЫЙ ХАЙПОВЫЙ БЭНГЕР-Р-Р РЕЖИССЕРА
Ну и сегодня без сюрпризов. Вообще довольно закономерно, что, петляя среди пустынь и не настолько впечатляющих предыдущих частей, мы в итоге все равно пришли к просто поехавшему во всех смыслах хиту и живой классике, ставшей по всеобщему признанию не то, что лучшим фильмом Миллера, но и одним из лучших фильмов прошлого десятилетия. Закрыли гештальт, скажем так. На самом деле, нетрудно понять, почему же этот безумный эксперимент так восхваляют. «Дорога ярости» - это первый в своем роде фильм в той оболочке, в которой он был представлен. Ранее такого аттракциона, что, наверное, заставил динамики в кинотеатрах орать на максимум, попросту не было. Фильм, на 85% состоящий из криков, рычаний всевозможных моторов, звука мчащейся тяжеловесной машины по песку, попросту не может быть сопоставлен с чем-либо еще. Этот фильм готовился 17 лет, попал в кипящий производственный ад, снимался натуралистично, с настоящими дорогостоящими взрывами тачек и малейшим обращением к компьютерной графике. Эксклюзивно для съемки было спроектировано и построено более 100 уникальных автомобилей, и такой титанический труд достоин всевозможных регалий и дивидендов. В свое время, после третьей части «Безумного Макса» Миллер подустал от этой франшизы и морально выгорел. Однако, видимо, за время занятий над сторонними проектами, инстинктивная любовь к своему главному образчику вяза верх, и эту бурлящую энергию он полностью излил на четвертую часть. Лишь на 45 год после своего полнометражного дебюта он возвращается к корням, и выпускает бенефис: с интересным, прокаченным и более детализированном миром, бесконечными погонями на фоне километровых песчаных бурь и зубастой мордой Несмертного Джо, пришедшего, будто, из ночных кошмаров. Уверен, что на «Дороге ярости» и «Фуриосе» Миллер не остановится и поразит наше воображение в будущем не раз и даже не два!